25 октября 2004 г.

Девятая экспедиция МКС вернулась на Землю

Запуск навигационного спутника системы GPS опять отложен

Участников десятой экспедиции на МКС подвел двигатель "Союза"

Итальянские ученые подтвердили теорию относительности Эйнштейна

Бразилия впервые запустила ракету в космос

Европейское космическое агентство готовит постель для любителей невесомости

Отражение света звезд Ориона

Cassini готовится к облету Титана

Специалисты NASA рассчитывают риск неконтролируемого падения космического телескопа Hubble

Два российских космонавта и астронавт NASA успешно вернулись на Землю

Девятая экспедиция МКС вернулась на Землю

Посадочная капсула космического корабля "Союз ТМА-4" с экипажем девятой долгосрочной экспедиции МКС совершила благополучную посадку в Казахстане, сообщает РИА "Новости".

Поисково-спасательная группа с вертолетов наблюдала за снижением и посадкой спускаемого аппарата в заданном районе недалеко от населенного пункта Аркалык. Спасатели прибыли к аппарату и открыли люк.

Центр управления полетами сообщили: "Экипаж нормально перенес снижение и посадку, настроение бодрое".

"Союз ТМА-4" в ночь с субботы на воскресенье в 01:08 по московскому времени отстыковался от МКС и начал движение по направлению к Земле. Отстыковка корабля прошла штатно.

Вместе с Геннадием Падалкой и Майклом Финком, которые провели на международной станции полгода, на Землю вернулся первый представитель Космических войск РФ, подполковник Юрий Шаргин, который прилетел на МКС вместе с экипажем 10-й экспедиции и провел на станции краткосрочную командировку.

Следующие полгода на станции будут работать космонавты десятой международной экспедиции американец Лерой Чиао и россиянин Салижан Шарипов. Они прибыли на станции неделю назад на пилотируемом аппарате "Союз ТМА-5".

Таким образом, помимо смены экипажей на МКС произведена замена кораблей, которая, по правилам техники безопасности, должна осуществляться раз в полгода.

Запуск навигационного спутника системы GPS опять отложен

Запуск ракеты Delta 2, которой предстоит вывести на орбиту очередной спутник навигационной системы GPS, опять отложен. Этот старт переносился уже два раза - с 22 сентября на 8 октября и с 8 на 25 октября - и оба раза из-за урагана на Атлантическом побережье США. В первый раз это был ураган Фрэнсис, а во второй - Джина.

На этот раз причина задержки техническая. Неполадки обнаружены в "критически важных компонентах" ракеты-носителя Boeing Delta 2, и их исправление потребует замены некоторого оборудования. В частности была обнаружена утечка топлива в стабилизирующих двигателях третьей ступени ракеты. Кроме того, во время заводского тестирования системы управления полетом другого экземпляра ракеты Delta 2 было выявлено какое-то аномальное ее поведение, поэтому решено было провести более тщательную проверку систем ракеты, стоящей на стартовой площадке.

Уже объявлена новая дата запуска - 30 октября, 2:08 по местному времени мыса Канаверал, длительность окна запуска 28 минут.

Из-за этого сдвига пришлось перенести и запуск спутника Swift. Его должна выводить в космос ракета Delta 2 с соседней стартовой площадки. Но пока спутник GPS не отправится на орбиту, ракету со спутником Swift нельзя будет выкатывать на стартовую площадку, так как, если при старте спутника GPS произойдет какая-нибудь авария, то из-за нее может пострадать и Swift. Запуск спутника Swift назначен на 11 ноября, то есть на 3 дня позже, чем планировалось ранее.

Участников десятой экспедиции на МКС подвел двигатель "Союза"

Специалисты Ракетно-космической корпорации "Энергия" установили причины возникновения внештатной ситуации при стыковке корабля "Союз ТМА-5" с МКС 16 октября, во время которой российский космонавт Салижан Шарипов пристыковал космический корабль к МКС в ручном режиме из-за сбоя в автоматике.

Как сообщается на сайте "Вести.Ру", о причинах неполадок сообщил журналистам глава РКК "Энергия" Юрий Семенов. По его словам, на каком-то этапе специалисты зафиксировали отклонения в одном из четырех двигателей корабля, он не добирал тягу - тяга была всего лишь 30 процентов. Кроме того, была зафиксирована неполадка в блоке, который измеряет ускорение корабля - он давал ошибку в бортовой компьютер.

Сочетание этих обстоятельств вызвало увеличенную скорость на заключительном этапе сближения космического корабля с МКС. Семенов отметил, что когда расстояние до станции было меньше 50 метров, а скорость космического корабля была выше допустимой, автоматика предупредила экипаж об опасности и увела корабль на безопасное расстояние от станции.

"В этот момент руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев принял решение о стыковке в ручном режиме, и дал команду командиру космического корабля Салижану Шарипову переходить на ручной режим управления кораблем", - сообщил глава "Энергии".

Установлением причин возникновения внештатной ситуации при стыковке космического корабля с МКС занималась межведомственная комиссия, куда входили специалисты различных космических предприятий".

Итальянские ученые подтвердили теорию относительности Эйнштейна

Итальянские ученые подтвердили справедливость общей теории относительности Альберта Эйнштейна. Об этом сообщает сайт CNN.com.

Группа исследователей Университета Лецца (Universita di Lecce) под руководством Игнацио Кьюфолини (Ignazio Ciufolini) 11 лет вела наблюдения за движением двух орбитальных спутников LAGEOS and LAGEOS 2, напоминающих мячи для гольфа диаметром чуть больше полуметра.

Если вращение Земли искривляет окружающее ее пространство, полагали ученые, то и траектория движение спутников должна подвергаться воздействию планеты. В результате многолетних наблюдений выяснилось, что спутники действительно отклоняются от заданной орбиты приблизительно на 2 метра в год.

Это эффект, названный австрийскими физиками Джозефом Ленсе (Joseph Lense) и Хансом Тирринг (Hans Thirring) "захватом системы отсчета" (frame dragging), является модификацией более простых аспектов гравитации, изложенных Исааком Ньютоном, который утверждал, что гравитация является нечто большим, нежели притяжение тел друг к другу, а именно результатом перемещения тел в искривленном пространстве-времени. Ленсе и Тирринг сформулировали эффект frame dragging в 1918 году, через два года после открытия Эйнштейном теории относительности.

Он возникает вблизи любого вращающегося массивного тела, который деформирует пространство-время вокруг себя. Если представить локальное пространство-время как покрывало, а Землю - как шар, лежащий в его середине, то любое другое тело, перемещающееся к Земле по покрывалу, будет постепенно соскальзывть по искривленной поверхности.

Проведенный исследователями эксперимент, по словам физика колорадского университета Нэйла Эшби (Neil Ashby), будучи первым достаточно точным подтверждение frame dragging, имеет важнейшее значения для развития науки.

Альберт Эйнштейн сформулировал общую теорию относительности в 1916 году, и сейчас она является одной из основополагающих в современной физике. Если бы результаты проведенного группой Кьюфолини исследования не подтвердили теоретические выкладки Эйнштейна, тогда, возможно, ученым пришлось бы столкнуться с необходимостью создания новой теории структуры вселенной и движения материи.

Бразилия впервые запустила ракету в космос

Бразилия выполнила первый успешный запуск космической ракеты, передает агентство Associated Press. Как сообщили в исследовательском отделе бразильских военно-воздушных сил, двуступенчатая ракета VSB-30 (Brazilian Exploration Vehicle) стартовала в субботу 23 октября с космодрома Алькантара.

Первые три попытки Бразилии вывести ракеты в космос завершились неудачно. В 1997 году ракета упала в Атлантический океан вскоре после старта. Двумя годами позже центру управления полетами пришлось взорвать ракету после запуска, поскольку она отклонилась от заданного курса.

Наконец, в августе прошлого года ракета с двумя исследовательскими спутниками на борту взорвалась на стартовой платформе за три дня до запланированного запуска. В результате аварии погиб 21 сотрудник Бразильского космического агентства.

Ракета VSB-30 может брать на борт около 400 килограммов груза и подниматься на высоту до 250 километров. Бразилия планирует использовать ее для развития собственной космической программы и поставлять на экспорт. Ожидается, что Европейское космическое агентство закупит VSB-30 на замену британским ракетам такого же класса Skylark.

Европейское космическое агентство готовит постель для любителей невесомости

Европейское космическое агентство (ЕКА) проводит набор добровольцев для исследования влияния невесомости на женщин, сообщается на сайте британской газеты The Guardian.

Как заявил представитель ЕКА, о влиянии невесомости на мужской организм уже известно многое, и теперь предстоит выяснить, как отсутствие веса скажется на женской физиологии.

Как ожидается, только три процента из числа добровольцев смогут пройти медицинскую и психологическую комиссию. В ходе эксперимента им придется провести в постели два месяца. Чтобы симулировать отсутствие веса, женщины будут лежать под углом 6 градусов к Земле, причем их ноги будут находиться выше головы.

В таком положении им предстоит заниматься повседневными делами. Чтобы принять душ, медсестры, строго соблюдая горизонтальное положение добровольцев, будут переносить их в специально оборудованную кабину, а гигиенические вопросы будут решаться с помощью подкладного судна.

В настоящее время женщины составляют десятую долю побывавших в космосе, однако их число растет. Так, 20 процентов астронавтов NASA - женского пола.

Отражение света звезд Ориона

Этот снимок туманности Ориона был сделан в начале октября на телескопе Kitt Peak. Туманность Ориона можно увидеть на небе невооруженным глазом: ее небольшое туманное светлое пятно можно найти в одноименном созвездии рядом с тремя яркими звездами, образующими так называемый Пояс Ориона. Туманность представляет собой облака газа и пыли, которые отражают свет звезд Пояса Ориона. Кроме того, под действием мощного излучения этих звезд молекулы газа приходят в возбужденное состояние и сами испускают сильное излучение. Темные пятна на этом снимке соответствуют слабо отражающим свет облакам пыли, состоящей главным образом из углерода.

Cassini готовится к облету Титана

Завтра 26 октября зонд Cassini должен совершить первый после выхода на орбиту Сатурна облет самого крупного его спутника - Титана. В принципе Cassini уже пролетал мимо Титана, но это происходило во время выхода зонда на орбиту Сатурна, да и расстояние на котором разминулись в космосе Cassini и Титан было слишком велико для сколько-нибудь подробных исследований.

На этот раз Cassini пролетит на высоте 1200 км над поверхностью Титана, то есть в 300 раз ближе, чем в июне этого года. В этот момент скорость зонда относительно Титана будет составлять 6,1 км/с.

К этой "операции" приведены в состояние "боевой готовности" имеющиеся на Cassini приборы - плазменный спектрометр, измеритель радио- и плазменных волн, спектрометры ИК-, видимого и УФ-диапазонов длин волн, а также радар, который должен заглянуть под плотный слой облаков Титана.

Вообще-то, американское космическое агентство NASA планирует отправить к космическому телескопу Hubble зонд-робот для проведения его модернизации, чтобы продлить его жизнь на орбите и подготовить его управляемый спуск с орбиты.

Тем не менее (мало ли что...), сотрудники NASA, работающие по программе "орбитального мусора", занимаются сейчас расчетом уровня риска для населения при неуправляемом падении телескопа на землю. Исходя из последних данных об орбите телескопа и прогноза солнечной активности, Hubble должен войти в плотные слои атмосферы Земли примерно в 2020 г. Сейчас вес телескопа составляет почти 11,8 тонн. Как минимум две тонны его деталей не сгорят в плотных слоях атмосферы. Обломки упадут на поверхность Земли вдоль полосы длиной более 1200 км. Пока расчетный риск для нанесения ущерба населению от падения телескопа составляет 1:250, тогда как по стандартам безопасности NASA он не должен превышать 1:10000.

Два российских космонавта и астронавт NASA успешно вернулись на Землю

Проработавшие на Международной космической станции без малого 188 суток россиянин Геннадий Падалка и американец Майкл Финк сегодня вернулись на Землю.

Спускаемый аппарат корабля "Союз ТМА-4" совершил в 04:36 мск мягкую посадку в заданном районе севернее казахстанского города Аркалык, сообщили ИТАР-ТАСС в Центре управления полетами. Вместе с экипажем девятой основной экспедиции с орбиты возвратился подполковник Космических войск РФ Юрий Шаргин, находившийся на МКС с 8-дневной экспедицией посещения.

Космонавты уже сообщили, что они хорошо себя чувствуют, отметили в ЦУП. "Посадка прошла в штатном режиме", - подчеркнул заместитель руководителя полетами ЦУП Виктор Благов. Посадку и обнаружение спускаемого аппарата обеспечивали около 40 вертолетов и самолетов поисково-спасательных служб.

Несмотря на ночные условия, спускаемый аппарат был обнаружен сразу после раскрытия парашюта, и три вертолета вели капсулу "Союза" до приземления.

Космонавты привезли на Землю пробы и кассеты с результатами проведенных на борту исследований. Научная программа девятой экспедиции включала более четырех десятков различных экспериментов, в том числе проводимых по контрактам с европейским и японским космическими агентствами.

Падалка впервые получил на орбите семена третьей вегетации гороха и подготовил рассаду для своего сменщика, Салижана Шарипова, которому предстоит посадить четвертое поколение бобовых. Кроме того, Шаргин привез высококачественные снимки Земли из космоса, которые позволят ученым делать более точный мониторинг природных катаклизмов.

Падалка и Финк совершили четыре выхода в открытый космос. "В свой первый полет Майкл сразу стал рекордсменом среди астронавтов НАСА по внекорабельной деятельности в российских скафандрах "Орлан-М", - отметил в беседе с корр. ИТАР-ТАСС командир экипажа Падалка.

Космонавты, в частности, отремонтировали американский гиродин, ориентирующий МКС в пространстве, и установили на внешней поверхности станции аппаратуру для будущей стыковки с первым европейским грузовым кораблем ATV. Кроме того, экипажу пришлось починить американские скафандры EMU и отремонтировать генератор кислорода "Электрон".

"Техническое руководство очень довольно работой экипажа, всю программу ребята выполнили на "отлично", - подчеркнул глава Ракетно-космической корпорации "Энергия" Юрий Семенов.