29 октября 2004 г.

Астроном Тихо Браге и звезда, выжившая после взрыва своей соседки

Испытательный пуск новейшей ракеты "Союз-2М" отложен

Россия построит для Южной Кореи стартовую площадку

Фотографии спутника Сатурна поставили ученых в тупик

Сделанные космическим зондом Cassini фотографии спутника Сатурна - Титана не дали ответов на вопросы, волновавшие ученых, а наоборот - породили новые загадки, пишет в четверг Los Angeles Times. На данный момент, признают в NASA, нельзя быть уверенным ни в чем, что касается геологической структуры Титана.

По словам астрономов и астрофизиков, снимки развеяли некоторые предположения относительно поверхности Титана. Самый яркий объект на планете, получивший ранее название Xanadu, оказался покрытым веществом, которое некоторые считают льдом. Но это только гипотеза, так же как и природа самого Xanadu, поскольку, что это такое - горная система, долина, кратер или что-то еще - выяснить пока не удалось.

Перед учеными встали и другие вопросы, например, откуда берется метан, который входит в состав атмосферы спутника, или, что означают облака на Южном полюсе. "Мы все еще находимся во власти загадок, - говорит представитель NASA Кэролин Порко (Carolyn Porco). -Пока уверенным быть нельзя ни в чем".

Однако некоторые выводы ученые все же сделали. Так, хоть облака и покрывают около тысячи километров поверхности Титана, их оказалось гораздо меньше, чем ожидалось. В атмосфере планеты обнаружено множество веществ (бензол, диацетилен, пропин), что делает ее едва ли не самой разнообразной в Солнечной системе.

При наличии большого количества углеводородов в атмосфере, считают ученые, Титан мог бы просто взорваться, попади туда кислород. Преобладание азота, характерное и для атмосферы Земли, делают спутник Сатурна моделью нашей планеты в ее древнейшем виде. Скорость перемещения воздушных масс также аналогична земной.

По словам представителей NASA, Титан потерял около трех четвертей своей атмосферы. Однако ученые затрудняются сказать, произошло ли это постепенно или стало результатом глобальной катастрофы.

Запуск спутника навигационной системы GPS отложен на 5 ноября

Запуск очередного спутника навигационной системы GPS - GPS 2R-13 - дважды откладывался из-за сентябрьских ураганов, опустошавших побережье Флориды. Теперь пришел черед технических неполадок. Сначала была обнаружена утечка в системе подачи топлива в стабилизационных двигателях третьей ступени ракеты Delta 2 и пришлось менять трубопровод воспламенителя. Потом в другой ракете Delta 2, которая сейчас находится на заводе-изготовителе, были обнаружены неполадки, и решено было еще раз проверить этот же блок на ракете, готовящейся к запуску.

Потом выяснилось, что выработали свой гарантийный срок батареи питания в третьей ступени ракеты и их решено было заменить. На это у техников уйдет несколько дней, поэтому было объявлено, что запуск переносится как минимум на 5 ноября.

Новый спутник GPS 2R-13 должен заменить на орбите один из старых спутников системы GPS, который был выведен в космос летом 1991 г. и уже работает "сверхурочно".

NASA запускает охотника за гамма-вспышками

Одна из главных загадок астрономии - гамма-вспышки - может скоро податься под напором международного учёного сообщества. По сообщению BBC, aгентство NASA планирует 11 ноября запустить в космос исследовательский зонд Swift, оснащённый системой раннего оповещения о гамма-всплесках и двумя телескопами, с помощью которых учёные надеются получить новые данные об этом феномене. Основная проблема, с ним связанная, заключается в том, что эти вспышки происходят моментально, и очень редко удаётся проассоциировать их с каким-либо известным объектом на небе.

Так, например, в 2003 году произошёл один из самых мощных гамма-всплесков за всю историю наблюдений. Тогда источник вспышки удалось засечь (что бывает редко), и больше того, даже спустя 8 часов свечение этого объекта оставалось на уровне 14 звёздной величины - случай беспрецедентный. И, что ещё более озадачило учёных, так это расстояние от источника вспышки: более 2 миллиардов световых лет.

Это означало, помимо всего прочего, что если вспышка произошла в какой-то другой галактике, то количество выделившейся световой энергии в 1000 раз превышало то, что излучала вся эта галактика целиком. Выделение колоссальной энергии - вообще характерная черта гамма-всплесков.

И при этом до сих пор никто не может точно сказать, что их порождает. Доминирующая теория гласит, что гамма-вспышки происходят при превращении умирающих звёзд в чёрные дыры: при коллапсе звезды, окружающее образовавшуюся чёрную дыру вещество начинает притягиваться к ней, вращаясь на огромной скорости, в результате чего происходит мощнейший направленный выброс вещества и излучения по оси вращения чёрной дыры. Именно это излучение и регистрируется на Земле как гамма-всплеск.

Вторая теория предполагает, что гамма-всплески может порождать столкновение двух или более нейтронных звёзд. Впрочем, возможны и другие объяснения.

В любом случае, для того, чтобы объяснить этот феномен, требуется больше данных, и учёные надеются, что Swift их сможет предоставить.

"Гюйгенс" присматривает на Титане место для посадки

26 октября исследовательский зонд Cassini совершил облет самого крупного спутника Сатурна - Титана и провел его съемку и прочие исследования с расстояния 1200 км. Во время облета были включены плазменный спектрометр, спектрометры ИК-, видимого и УФ-диапазонов длин волн, измеритель радио- и плазменных волн, а также радар, с помощью которого были получены изображения поверхности Титана, скрытой плотным слоем облаков.

Все это было сделано не только в интересах науки, но и в целях подготовки к предстоящему в декабре этого года спуску на поверхность Титана минизонда Huygens ("Гюйгенс"), который сейчас прикреплен к Cassini и летит вместе с ним вокруг Сатурна.

Специалисты, работающие по этому проекту, уже подбирают место посадки для зонда "Гюйгенс". Одно из них представлено на снимках (вверху - общий план, слева - участок, отмеченный прямоугольником на верхнем снимке, его размер - около 400 км в поперечнике). Этот район Титана имеет координаты 10,6° ю.ш. и 191° з.д. Направление оси вращения Титана на обоих снимках располагается под углом 45° к вертикальной границе фотографий. Разрешение второго, более подробного, снимка составляет 830 м на пиксел. Ученые полагают, что темные области на нем соответствуют поверхности, покрытой океаном или морем из углеводородов. Хотя "Гюйгенс" будет спускаться на поверхность Титана на парашюте, его скорость будет достаточно велика. Поэтому, если он попадет на какую-то очень твердую поверхность, то он может разбиться, а если в жидкий океан, то проживет он дольше и, соответственно, дольше сможет передавать информацию. Из этих соображений и выбирается место для посадки.

Астроном Тихо Браге и звезда, выжившая после взрыва своей соседки

11 ноября 1572 г. знаменитый датский астроном Тихо Браге (Tycho Brahe) заметил, что в созвездии Кассиопея появилась звезда, которая была такая же яркая как Юпитер (тот тогда находился в созвездии Рыбы). Вскоре звезда стала еще ярче и по яркости сравнялась с Венерой (тогда ее звездная величина в предрассветном небе составляла -4,5). Через пару недель после появления эта загадочная звезда стала такой яркой, что ее уже можно было увидеть и днем. А в конце ноября звезда стала тускнеть и менять цвет с ярко-белого на желтый, потом на оранжевый, затем на красный. Невооруженным глазом ее можно было наблюдать почти 16 месяцев. В конце концов, в марте 1574 г. она исчезла из виду.

Тихо Браге записал все это в своем журнале наблюдений. И спустя 430 лет его записи позволили астрономам восстановить картину того, что произошло тогда. То как звезда из созвездия Кассиопеи разгоралась и гасла, указывало на то, что это был взрыв сверхновой типа Ia. Сейчас на месте взрыва находится огромный пузырь горячего газа, который получил название "остаток сверхновой Тихо" (на снимке справа).

Кроме того, благодаря наблюдениям того же участка неба с помощью космического телескопа Hubble (на следующем снимке, где показан участок неба, очерченный квадратиком на верхней фотографии) удалось установить, что взорвавшаяся сверхновая входила в состав двойной звезды, и ее звезда-компаньонка пережила этот взрыв (правда, не без последствий).

Как оказалось, одна из звезд в этом районе движется в три раза быстрее окружающих звезд. Расчеты показали, что эта звезда движется так, как если бы она сохраняла ту скорость своего орбитального движения, которую она имела при вращении вокруг общего центра тяжести с другой звездой. То есть, когда-то она входила в состав двойной звезды, но в один прекрасный (или ужасный) день лишилась своей напарницы и, "сорвавшись с цепи", устремилась в космос.

По своим характеристикам эта звезда представляет собой "состарившееся" Солнце. Сейчас она находится на этапе расширения и через некоторое время превратится в красный гигант. В двойных звездах, одна из которых взрывается как сверхновая типа Ia, "подготовка" к взрыву выглядит примерно так. Более массивная из двух звезд стареет быстрее и в процессе своей эволюции превращается в белого карлика. Через некоторое время ее компаньонка, которая стареет медленнее, начинает увеличиваться в размерах, и белый карлик начинает "высасывать" с нее водород. Происходит это до тех пор, пока масса белого карлика не достигает критического предела, называемого пределом Чандрасекхара. Этот предел составляет примерно 1,44 массы Солнца. При его превышении звезда становится неустойчивой и происходит взрыв.

Белый карлик превратился в "остаток сверхновой Тихо", а его компаньонка, лишившись гравитационного притяжения соседки, полетела, как камень, выпущенный из пращи. Правда, других таких бывших половинок двойных звезд пока не обнаружено. Собственно говоря, и эта звезда привлекла к себе внимание только своей аномально высокой скоростью движения, что заставило астрономов восстановить былую историю.

Испытательный пуск новейшей ракеты "Союз-2М" отложен

Испытательный запуск ракетоносителя "Союз-2М" отложен по техническим причинам. Как сообщает РИА "Новости" задержка связана с выявленными в ходе подготовки к старту недостатками в программном обеспечении.

Ракета "Союз-2М" предназначена для выведения на различные орбиты автоматических, пилотируемых и грузовых космических аппаратов и кораблей. Ракетоноситель создан в Центральном специальном конструкторском бюро "Прогресс" (Самара). В случае удачных испытаний "Союз-2М" будет использоваться как в России, так и за рубежом, в том числе в при осуществлении совместных проектов с Францией на космодроме Куру во французской Гвиане.

В ближайшие несколько дней работоспособность стартового комплекса будет еще раз перепроверена. Однако новая дата пуска не уточняется. Ожидается, что он будет произведен в период со 2 по 5 ноября.

Россия построит для Южной Кореи стартовую площадку

Недавно мы сообщали о том, что Россия за соответствующее вознаграждение подготовит для Южной Кореи первого южно-корейского космонавта и в 2007 г. отправит его на МКС с экспедицией посещения (правда, на это нужно получить согласие всех 16 участников проекта Международной космической станции). Но, как оказалось, космическое сотрудничество России с Южной Кореей простирается еще дальше. По сообщению ИТАР-ТАСС со ссылкой на представителя Роскосмоса Вячеслава Давыденко, в соответствии с подписанным контрактом Россия к 2007 г. должна построить в Южной Корее ракетную стартовую площадку для "гражданского использования и космических исследований". Этот контракт также предусматривает, что ГКПНЦ им. М.В. Хруничева (производитель ракет "Протон" и разгонных блоков "Бриз") поможет Южной Корее с постройкой первой южно-корейской космической ракеты.