1 ноября 2004 г.

На Марсе обнаружен метан

Американские спутники поймали "русских" за погрузкой оружия Саддама

Запуск спутника DART отложили из-за алюминиевого мусора

Изменение формы спутника как метод изменения параметров орбиты

NASA утвердило новые сроки запуска первого после перерыва "шаттла"

С Байконура запустили спутник связи нового поколения

Ученым показалось, что на Титане есть озеро

На первых снимках Титана, сделанных расположенным на космическом зонде Cassini радаром, ученые NASA обнаружили объект, который может оказаться озером, сообщается на сайте газеты Los Angeles Times.

На радарных снимках запечатлены участки, ещё не снятые в видимом диапазоне. В последующие пролёты аппарата вблизи Титана будет получена более детальная информация, сообщают ученые.

На одной из фотографий поверхности обнаружен тёмный объект порядка сотни километров в длину, очертаниями напоминающий кота и названный "Si-Si the Halloween Cat". Не исключено, что это - жидкая поверхность, говорят специалисты. Однако они предостерегают от поспешных выводов, так как на полученных черно-белых снимках с разрешением 300 метров запечатлено менее одного процента поверхности спутника.

Также на снимках отчетливо видны горные хребты и похожие на потоки лавы ледники, состоящие предположительно из замороженного аммиака.

Фотографии спутника Сатурна, сделанные Cassini в среду в момент наиболее близкого пролета от Титана, развеяли некоторые предположения относительно поверхности самого загадочного спутника Солнечной планеты. Наиболее яркий объект на Титане, получивший ранее название Xanadu, оказался покрытым веществом, которое некоторые считают льдом. Но это только гипотеза, также как и природа самого Xanadu, поскольку пока даже не удалось выяснить, что это такое - горная система, долина, кратер или что-то еще. Перед учеными встали и другие вопросы, например, откуда берется метан, который входит в состав атмосферы спутника.

Cassini, который в настоящее время находится на орбите Сатурна, будет еще на раз проходить рядом с Титаном, и ученые планируют получить дополнительные фотографии спутника. Кроме того, в середине декабря 2004 года от Cassini отделится спускаемый аппарат Huygens, который совершит посадку на Титан для его более детального изучения.

На Марсе обнаружен метан

Ученым, работающим по проекту европейского марсианского орбитального зонда Mars Express, удалось обнаружить в атмосфере Марса метан. Его наличие указывает на то, что на Марсе могли существовать или сейчас существуют какие-то формы жизни, поскольку метан является одним из продуктов жизнедеятельности живых организмов.

Метан в атмосфере Марса был обнаружен с помощью установленного на зонде Mars Express фурье-спектрометра. Этот спектрометр определяет спектры поглощения, переизлучения и рассеяния молекул марсианской атмосферы под действием инфракрасного излучения Солнца. Спектральные свойства каждой молекулы уникальны, поэтому ошибки быть не может. С помощью фурье-спектрометра удалось определить и среднее содержание метана в атмосфере Марса - 10 частей на миллиард по объему (в земной атмосфере содержание метана намного выше - 1700 частей на миллиард).

Особо следует отметить, что метан распределен над поверхностью Марса неравномерно. И это как раз говорит в пользу предположения о том, что этот метан имеет "внутреннее" происхождение, то есть, он не был принесен в атмосферу Марса какими-нибудь кометами, а образовался на непосредственно Красной планете. Возможно, марсианский метан имеет биологическое происхождение. Во всяком случае, почти весь метан, который имеется в атмосфере Земли, был получен из биологических источников.

Как именно метан оказался в атмосфере Марса, пока неизвестно. Но если предположить, что его "произвели" живые организмы, то сценариев могло быть несколько. Например, метан могли выделять так называемые метаногены - микробы, которые получают энергию, поглощая водород или моноксид углерода и выделяя метан в качестве побочного продукта этой реакции. Колонии таких микробов могут жить под поверхностью Марса, так как для жизни им не нужен кислород. Есть также большая вероятность, что метан образовался в результате гидротермального процесса при взаимодействии скальных пород и воды в водоносных слоях под слоем марсианской вечной мерзлоты. В общем, для точного определения природы метана на Марсе нужны дальнейшие исследования и лабораторные эксперименты.

Американские спутники поймали "русских" за погрузкой оружия Саддама

В распоряжении американской разведки есть спутниковые фотографии, на которых в районах крупных военных объектов на территории Ирака запечатлены грузовые конвои, которые прибыли туда перед самым началом вторжения сил антииракской коалиции.

Кроме этого, как сообщает агентство Independent, спутникам-шпионам удалось заснять российский военно-транспортный самолет, находившийся в аэропорту Багдада в этот же период времени. По утверждению источников в Пентагоне, эти фотографии подтверждают данные европейских разведок о том, что в операциях по сокрытию оружия Саддама Хусейна самое непосредственное участие принимали представители российской армии.

"Я думаю, что русские стремились эвакуировать что-то в экстренном порядке. Хотя, вполне возможно, самолет использовался для переброски армейских подразделений", - прокомментировал ситуацию эксперт по космической фотосъемке Харольд Хаф.

В то же время, пресс-секретарь Белого дома Скотт Макклеллан заявил, что администрация США "не располагает достоверной информацией об участии российских военных в подобных операциях".

Напомним, что ранее высокопоставленный чиновник Пентагона Джон Шоу сообщил в интервью газете Financial Times, что исчезнувшие с иракских военных складов боеприпасы могли быть вывезены из Ирака некими "русскими подразделениями" еще до американского вторжения. Российское министерство обороны категорически опровергло эту информацию.

Запуск спутника DART отложили из-за алюминиевого мусора

DART - это демонстрационный спутник, на примере которого NASA собирается испытать технологии автономного сближения спутников на орбите. Ему предстоит самостоятельно с помощью собственных датчиков и бортового компьютера обнаружить в космосе "целевой" спутник и приблизиться к нему на расстояние 5 м. В дальнейшем американцы планируют отработать технологии автоматической стыковки и проведения ремонтных работ на орбите силами роботов.

Запуск спутника DART откладывался уже дважды. Сначала он был намечен на 26 октября, но он не состоялся из-за того, что на "целевом" спутнике MUBLCOM возникли проблемы с приемом сигналов навигационной системы GPS. Тогда запуск отложили на 48 часов. Но после этого внутри обтекателя ракеты-носителя Pegasus были обнаружены посторонние предметы - кусочки алюминиевой фольги. Поэтому ракету сняли с самолета-носителя и отправили в сборочный корпус для детальной проверки. Теперь, запуск спутника DART состоится не раньше 4 ноября.

Изменение формы спутника как метод изменения параметров орбиты

В октябрьском номере журнала American Journal of Physics опубликована статья, посвященная новому методу изменения параметров орбиты спутников. Ее автор - Майкл Лонго (Michael Longo) из университета штата Мичиган. Он попытался доказать, что можно построить такой спутник, который будет менять свою орбиту путем изменения на лету своей формы.

В качестве примера в статье приводится спутник гантелеобразной формы, длина которого составляет около 100 м. Пусть одна часть этой "гантели" располагается ближе к Земле, чем другая. Тогда эта ближняя часть будет испытывать большее гравитационное притяжение, чем дальняя часть "гантели". Если теперь укоротить "ручку" гантели, притянув две ее объемистых части друг к другу, то центр масс гантели может сдвинуться в сторону Земли, и тогда орбита спутника изменится. Правда, изменение это будет очень маленьким: для спутника размером 100 м оно составит всего 1 мм в расчете на один виток вокруг Земли.

NASA утвердило новые сроки запуска первого после перерыва "шаттла"

На прошлой неделе Совет руководителей подразделений NASA, которые участвуют в программе пилотируемых полетов, утвердил новый график полетов "шаттлов", предложенный специалистами NASA. График пришлось пересматривать из-за того, что космодрому на мысе Канаверал и ряду других космических центров NASA пришлось в августе и сентябре этого года выдержать нашествие четырех ураганов. На время непогоды персонал космодрома приходилось эвакуировать и все работы по подготовке "шаттлов" к стартам прекращались. В общем, стало очевидно, что подготовиться должным образом к запуску в марте 2005 г. уже не удастся.

Итак, в соответствии с новым графиком, первый после перерыва старт "шаттла" (это будет "шаттл" Discovery миссии STS-114) должен состояться не раньше 12 мая 2005 г. Окно запуска продлится до 3 июня 2005 г.

С Байконура запустили спутник связи нового поколения

В субботу 30 октября в 02:11 по московскому времени с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Протон-К" с российским спутником связи "Экспресс-АМ1", сообщает РИА "Новости".

Как рассказали в пресс-службе ФГУП "Космическая связь", "Экспресс-АМ1" - третий из пяти космических аппаратов новой серии "Экспресс-АМ", которые планируется вывести на геостационарную орбиту до 2005 года. Первый спутник серии успешно запущен в декабре 2003 года.

"Экспресс-АМ1" после проверки бортовых систем будет введен в эксплуатацию в составе спутниковой орбитальной группировки ФГУП "Космическая связь". Ожидается, что на орбиту он будет выведен в 08:45 по московскому времени.

Спутник разработан и изготовлен российскими предприятиями космической промышленности Томска, Москвы, Калиниграда, Ижевска и Краснодара совместно с японской компанией NЕС NTS Space, французской фирмой Sodern и германской компанией Astrium.

Он предназначен для цифрового телерадиовещания, организации каналов телефонной связи, передачи данных, широкополосного доступа к Интернету, для развития VSAT-сетей, создания ведомственных и корпоративных сетей, а также для других мультимедийных услуг.

Гарантированный срок эксплуатации спутника "Экспресс-АМ1" на орбите составляет 12 лет, уточняет РИА "Новости".