Beagle-2 стал жертвой скупости европейцев
К потере на Марсе британского посадочного модуля Beagle-2 привело стремление властей сэкономить при производстве аппарата. Об этом говорится в докладе комитета по науке и технологии британского парламента, сообщает газета The Daily Telegraph.
Глава комитета Ян Гибсон (Ian Gibson) обвинил правительство Великобритании и Европейское космическое агентство (ЕКА) в недостаточном финансировании проекта Beagle-2, а также в последующем неудачном руководстве подготовкой к запуску аппарата на Марс. По его словам, стремление властей и ЕКА к экономии привело к тому, что ученым пришлось самим искать средства, а не заниматься проверками аппарата.
Отчет комитета также указывает на недостаточное сотрудничество между британскими властями, ЕКА и группой ученых и инженеров, создавших Beagle-2.
Ранее британские ученые считали, что гибель Beagle-2 вызвана исключительно техническими причинами, в то время как специальная комиссия ЕКА пришла к выводу, что Beagle-2 потерпел неудачу из-за плохой организации проекта.
Beagle-2 был роботом-биологом, который должен был в буквальном смысле "вынюхивать" признаки жизни на поверхности Марса. Совершив посадку в конце декабря 2003 года, он не вышел на связь и был потерян. В 2007-2009 году британские ученые и инженеры планируют отправить на Марс новый исследовательский аппарат Beagle-3.
Под Иркутском построили уникальный телескоп
В Саянской обсерватории Института солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН в Иркутске завершен монтаж нового сверхширокоугольного инфракрасного телескопа, сообщает Компьюлента.
Уникальный прибор серии АЗТ-33ИК, предназначенный для обнаружения и сопровождения объектов в космическом пространстве и траекторных наблюдений за ними, был изготовлен петербургской компанией ЛОМО и поступил в обсерваторию в разобранном виде прошлым летом. Почти полтора года происходил процесс монтажа, закончившийся установкой оптической системы - главного и вторичного зеркала.
Телескоп позволяет уверенно распознать даже слаборазличимые на фоне звездного неба объекты и определить их происхождение. В частности, он может обнаружить так называемый "космический мусор", ставший в последние годы серьезной проблемой для орбитальных спутников.
Диаметр главного зеркала АЗТ-33ИК составляет 1,5 метра. Во всем мире существует лишь несколько аналогов этого прибора.
Первый старт самой тяжелой версии ракеты Delta 4, возможно, перенесут на декабрь
Самая тяжелая версия ракеты Delta 4, которая так и называется Delta 4 Heavy, стоит на стартовой площадке космодрома на мысе Канаверал с декабря прошлого года. Ее первый запуск уже несколько раз откладывался, в том числе и из-за недавних ураганов, налетавших один за другим на побережье Флориды. В последний раз называлась ориентировочная дата 18 ноября, но с оговоркой, что старт может быть перенесен на декабрь.
Ракета Delta 4 Heavy представляет собой "связку" из трех обычных ракет Delta 4 с жидкотопливными двигателями RS-68. И на средней из них установлен обтекатель с полезной нагрузкой весом около 6,5 тонн. Так что суммарная высота ракеты составляет 71,5 м. Во время первого запуска основной полезной нагрузкой будет макет спутника Demosat, а дополнительной нагрузкой будут два миниспутника. На макете спутника Demosat планируется продемонстрировать возможность ракеты выводить в космос самые тяжелые разведывательные и военные телекоммуникационные спутники, которые раньше запускали на ракетах Titan 4, ныне отправленных в отставку. Поэтому демонстрационный запуск ракеты Delta 4 Heavy оплачивает Пентагон.
В 2005 году китайские тайконавты проведут на орбите пять дней
Официальный Китай заявил, что в 2005 году отправит в космос свой второй пилотируемый корабль "Шэньчжоу-6" с двумя тайконавтами на борту. Они проведут на орбите пять дней, сообщает BBC News.
Китайским специалистам удалось уменьшить вес и повысить надежность оборудования на борту космического аппарата, а также решить проблемы энергоснабжения и жизнеобеспечения во время многодневного полета.
Особенностью предстоящего полета станет то, что китайский экипаж впервые переместится в орбитальный модуль для проведения экспериментов, сообщил представитель корпорации аэрокосмической науки и технологий Китая. В чем именно будут заключаться эксперименты, он не уточнил.
Первый тайконавт (так китайцы называют своих космонавтов), 38-летний Ян Ливэй (Yang Liwei), сделал 14 витков вокруг Земли в течение 21 часа на корабле "Шэньчжоу-5" в октябре 2003 года. Во время полета он не покидал пилотского кресла.
В течение ближайших двух лет Китай также намерен отправить на лунную орбиту исследовательский спутник "Чанэ-1". К 2010 году китайские ученые намерены осуществить посадку на Луне автоматического зонда, а к 2020-му - возвращаемого аппарата, который доставит на землю образцы лунного грунта.
Земле угрожают кометы-невидимки
Кометы-невидимки, число которых, по подсчетам ученых в четыреста раз превосходит количество обычных комет, могут представлять серьезную опасность для нашей планеты, пишет во вторник британское издание The Independent. По словам британского астронома Чандры Викрамасингх (Chandra Wickramasinghe), "возможно, нам нужно пересмотреть свою точку зрения на безопасность Земли".
В свое время Викрамасингх и другой британский ученый Билл Нэйпир (Bill Napier)предположили, что в Солнечной системе наряду с известными кометами присутствует множество невидимых комет. Эти объекты практически не определяются путем прямых наблюдений с помощью телескопов, поскольку поглощают солнечный свет. Об их существовании во Вселенной ученые знают только по теоретическим расчетам.
Кометы появляются в непосредственной близости к Солнцу с разной периодичностью - кто раз в 20, а кто и раз в 200 лет - и совершают свой путь по вытянутым эллипсоидным орбитам под большим углом к почти круглым орбитам крупных планет. По расчетам ученых на этих орбитах вращается порядка трех тысяч комет-невидимок, что в 400 раз превышает количество видимых.
В последнее время проблемой темных комет озаботились и специалисты NASA. Викрамасингх сообщила, что американские ученые разработали телескоп, который способен обнаруживать невидимок. Устройство, которое в 500 тысяч раз чувствительнее обычных телескопов, должно начать наблюдение за космосом в 2008 году.
Впрочем, заключает The Independent, у землян пока нет особых поводов для беспокойства. Ученые убеждены, что за всю свою историю наша планета ни разу не сталкивалась с кометами-невидимками.
NASA хочет садиться на Марс с точностью до 100 метров
Американское космическое агентство NASA заключило с компанией UC Irvine контракт на разработку алгоритмов наведения, которые позволили бы сажать на Марс космические аппараты с отклонением не более 100 метров от выбранного места. Для сравнения отметим, что в настоящее время точность "прицела" американских аппаратов, спускаемых на Марс, составляет 20-30 км. Такая точность, конечно же, не позволяет выбрать для посадки относительно безопасную поверхность, поэтому для минимизации приходится сажать аппарат на какую-нибудь широкую равнину, которая может оказаться не очень интересной для исследований. А хотелось бы посадить зонд рядом со стеной каньона, скальным выступом, марсианским оврагом или каким-нибудь другим интересным объектом.
Увеличение точности "примарсения" в 20-30 раз требует создания автоматизированной бортовой системы наведения, которая будет работать во время спуска аппарата в атмосфере Марса и на последнем этапе, когда включается тормозной двигатель. Эта система наведения, в частности, должна буквально с "миллиметровой" точностью доставить аппарат в ту точку, где предстоит раскрыть парашют, чтобы минимизировать воздействие ветров и атмосферных неоднородностей на точность посадки и чтобы это небольшое воздействие атмосферы можно было компенсировать на следующем этапе управляемого спуска с использованием торможения двигателем.
За основу разработчики возьмут алгоритм наведения "Evolved Acceleration Guidance Logic for Entry (EAGLE)", созданный для спуска аппаратов на поверхность Земли и уже неоднократно испытанный. Теперь его предстоит приспособить к марсианским условиям (в частности предстоит учесть пониженное гравитационное притяжение Марса и намного меньшую по сравнению с земной плотность марсианской атмосферы).
На этот проект NASA выделило 679 тыс. дол. и три года времени. Тестирование алгоритмов с моделированием посадки на компьютере планируется провести в Лаборатории реактивного движения NASA. Ну а первая демонстрация точной посадки в реальных условиях должна быть проведена в 2011 г. во время очередной американской марсианской миссии.
4 запуска российских ракет до конца 2004 года
По сообщению Роскосмоса, до конца года планируется произвести еще 4 запуска российских ракет.
В самое ближайшее время должен состояться отложенный по техническим причинам испытательный запуск ракеты "Союз 2-М". Эта ракета сейчас стоит на стартовой площадке космодрома Плесецк. Точная дата ее старта пока не названа, но ранее назывался период со 2 по 5 ноября.
На 9 декабря намечен коммерческий запуск с космодрома Байконур ракеты "Протон" с разгонным блоком "Бриз-М". Ей предстоит вывести на геостационарную орбиту телекоммуникационный спутник WOLDSAT2.
В ноябре на космодроме Байконур должна начаться подготовка к старту "обычной" ракеты "Союз", которой предстоит вывести на орбиту грузовой корабль "Прогресс-М", направляющийся на МКС. Этот запуск запланирован на 23 декабря.
А 25 декабря с Байконура должна стартовать еще одна ракета "Протон" со спутниками российской навигационной системы ГЛОНАСС.
Создание системы ГЛОНАСС будет завершено к концу 2007 года
Завершение создания глобальной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС запланировано на конец 2007 года. Научно-производственное объединение прикладной механики, специалистами которого создается система ГЛОНАСС, планирует ежегодно изготавливать и запускать на орбиту не менее трех спутников новейшего поколения этой системы. Отмечается, что для выполнения этой задачи у НПО ПМ есть все необходимое.
Таким образом, к концу 2007 года космическая группировка спутников ГЛОНАСС должна будет доведена до минимально необходимого уровня в 18 космических аппаратов. Это позволит им полностью покрывать территорию России и 95-97% пространства всей Земли. Спутники системы ГЛОНАСС имеют двойное назначение, однако примерно две трети их мощности будут использоваться в интересах гражданского населения, сообщает РИА "Новости".
|