4 ноября 2004 г.

В Антарктиде найден очередной марсианский метеорит

Микроквазар SS 433 - гигантский космический "штопор" в созвездии Орла

Астрономы разгадали загадку космических лучей

47 лет назад в космос улетела собака Лайка

3 ноября 1957 года Советский Союз первым запустил на орбиту Земли космический аппарат "Спутник-2" с живым существом на борту - собакой по кличке Лайка.

Официально было объявлено, что собака первые несколько часов после запуска была совершенно спокойна. Ходили слухи, что её планируется катапультировать на Землю, однако в итоге советские СМИ сообщили, что Лайка умерла безболезненной смертью спустя несколько дней после запуска.

В 2002 году, впрочем, появилась информация, что Лайка на самом деле погибла от перегрева и паники уже в первые часы полёта.

Так или иначе, спустя пять месяцев после старта "Спутник-2" сгорел в плотных слоях атмосферы Земли.

В 1961 году Советский Союз успешно отправил в космос первого человека, наглядно продемонстрировав всему миру свои передовые достижения в науке и технике.

МКС отметила четырехлетие обитаемой жизни

4 года назад 2 ноября 2000 г. начался отсчет обитаемой жизни Международной космической станции. В этот день на российском корабле "Союз" на станцию прибыл ее первый долговременный экипаж: американец Уильям Шеперд (William Sheperd), который был командиром экипажа МКС-1, и два российских космонавта Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев. Тогда МКС состояла только из трех модулей: двух российских "Заря" и "Звезда" и одного американского - Unity.

Прибывшие на станцию космонавты, прежде всего, включили там свет, туалет, системы связи и сигнализации. В течение первого месяца экипаж жил и работал только в двух российских модулей, а люк в модуль Unity оставался закрытым. Это было сделано ради экономии электричества. И только через месяц, когда прибывший на станцию с экспедицией посещения "шаттл" Endeavour доставил туда первый комплект солнечных панелей, вырабатываемого электричества стало хватать на обслуживание всех помещений станции.

Поначалу долговременные экипажи по три человека в каждом жили на МКС примерно по 4 месяца. И в таком режиме на станции побывали 5 экипажей. 1 февраля 2003 г. во время работы на орбите шестого экипажа произошла катастрофа "шаттла" Columbia. После этого полеты "шаттлов" были прекращены, и вся работа по доставке на МКС грузов и космонавтов легла на российские корабли. Правда, их грузоподъемности было недостаточно для обеспечения жизнедеятельности экипажа из трех человек, поэтому решено было сократить численность постоянных экипажей до двух человек и увеличить срок их космической командировки до 6 месяцев. Оказалось, что и в сокращенном составе экипаж успевает не только обслуживать станцию, но и выполнять разные научные эксперименты, хотя их количество, конечно же, сократилось.

Правда, обитатели МКС с нетерпением ожидают начала полетов "шаттлов", так как из-за их отсутствия со станции не вывозятся приборы, материалы экспериментов и прочие грузы, которые необходимо отправить на землю. Грузовые корабли "Прогресс" не имеют средств посадки и после отстыковки от станции они сгорают в плотных слоях атмосферы. Поэтому в них можно загрузить только мусор. А в возвращаемых пилотируемых кораблях "Союз" слишком мало места, чтобы отвезти на землю все необходимые грузы.

Сейчас на МКС находится 10-й по счету долговременный экипаж станции - Лерой Чиао и Салижан Шарипов. Им предстоит вернуться на землю в апреле 2005 г. Если "шаттлы" в соответствии с нынешними планами NASA начнут летать в конце мая-начале июня будущего года, то первый после перерыва "шаттл" встретит на МКС уже следующий экипаж.

Встреча Венеры и Юпитера в предрассветном небе

В ближайшую и последующие несколько ночей все желающие могут увидеть на небе довольно эффектную картину. В предрассветные часы можно будет увидеть очень близко друг другу две ярких планеты - Венеру и Юпитер. Ближе всего друг к другу они будут находиться в ночь с 4 на 5 ноября: угловое расстояние между ними будет меньше градуса. В Москве Венера и Юпитер начинают вместе подниматься над горизонтом на востоке-юго-востоке примерно в 4:30 утра. Вплоть до рассвета они будут видны в созвездии Девы, продвигаясь вместе с ним на юг и вверх по небосводу. Найти их будет несложно, так как Венера выглядит на небе как самая яркая звезда.

Аналогичную картину можно будет наблюдать вплоть до 9 ноября, только с каждым днем Венера и Юпитер будут все дальше уходить друг от друга (Юпитер будет выше и правее Венеры). Кстати, 9 ноября (см. на рисунке выше) картину дополнит Луна и в итоге Венера, Юпитер и Луна выстроятся почти по прямой, наклоненной почти под 45° к горизонту.

В Антарктиде найден очередной марсианский метеорит

Антарктида в силу своего географического положения и климата не сильно "затоптана" людьми, поэтому здесь можно найти то, что в других частях земного шара обнаружить практически невозможно. Например, здесь довольно часто в толще льда находят метеориты (с 1969 года их здесь было найдено более 16 тысяч штук). В том числе и такие редко встречающиеся на Земле метеориты, "родиной" которых является Марс. К настоящему моменту на Земле найден 31 марсианский метеорит, и 11 из них были найдены именно в Антарктиде.

Правда, чтобы подтвердить, что найденный метеорит действительно прилетел с Марса, нужны довольно продолжительные исследования. Последний из таких метеоритов был найден в Антарктиде на ледовом поле Miller Range в декабре прошлого года. Его обнаружили искатели метеоритов, работавшие по американской программе поиска метеоритов в Антарктиде ANSMET (Antarctic Search for Meteorites). Его вес составил 715 г.

Но тогда они еще не знали, что за камень они нашли. Они отправили этот вмерзший в лед камень (в таком же замороженном виде) в Космический центр им. Джонсона в Хьюстоне. Там от него откололи кусочек и отправили на анализ в Смитсониевский институт. Ответа пришлось дожидаться больше полугода. Оказалось, что этот камень действительно является метеоритом, и что 1,3 млрд лет назад он был куском вулканической породы на Марсе.

Кроме того, выяснилось, что этот марсианский метеорит относится к группе так называемых наклитов. Они получили свое название от египетского города Накла, в котором в 1911 году был найден первый марсианский метеорит такого типа (как гласит легенда, этот первый метеорит попал в одну из местных собак и убил ее). За прошедшие почти 100 лет было найдено 7 наклитов. Ученые считают, что все наклиты являются самыми старыми камнями, среди тех, что прилетели к нам с Марса, и что все они были "участниками" одного и того же вулканического катаклизма.

Заявки на исследование кусочка этого метеорита подали 85 ученых, которые собираются определять его изотопный состав, искать в нем следы живых организмов и исследовать вулканические процессы на Марсе.

Отметим еще, что работы по программе поиска метеоритов в Антарктиде ANSMET ведутся с 1976 года. Каждый год в Антарктиду отправляются две команды поисковиков общей численностью 12 человек. Прошлый сезон оказался рекордным по "урожайности" - было найдено 1358 метеоритов, из них один марсианский, два - лунных и несколько камней с астероидов.

Микроквазар SS 433 - гигантский космический "штопор" в созвездии Орла

Это подробное изображение микроквазара SS 433 было получено на основе наблюдений, проведенных большим радиотелескопом VLA. Этот микроквазар находится на расстоянии 18 тыс. световых лет от Земли в направлении созвездия Орла. На этом снимке довольно хорошо видна траектория разлета субатомных частиц, которые разлетаются из ядра микроквазара. Траектория эта имеет форму штопора (эта спираль для наглядности проведена на черно-белой версии снимка ниже).

SS 433 - это нейтронная звезда или черная дыра, вокруг которой вращается ее "нормальная" звезда-компаньонка. Мощное гравитационное поле нейтронной звезды или черной дыры вытягивает частицы солнечного ветра звезды-компаньонки и закручивает их в свой аккреционный диск. Этот диск выбрасывает струи быстрых фотонов и электронов из своих полюсов со скоростью, равно четверти скорости света. Ось аккреционного диска в SS 433 описывает в пространстве конус как у детского волчка (полный оборот она делает за 162 дня), поэтому выбрасываемые из него струи принимают форму гигантского штопора.

Правда, как показали наблюдения телескопа VLA, скорость выброса частиц из микроквазара SS 433, меняется со временем. И это, в принципе, не соответствует традиционной модели квазаров.

Астрономы разгадали загадку космических лучей

Международная команда астрономов сообщила, что им удалось разгадать загадку происхождения космических лучей, передает Reuters. Их порождают сверхновые звезды.

Ученым из Германии, Великобритании, Армении, Франции, Ирландии, Намибии, ЮАР и Чехии удалось сделать несколько снимков остатков сверхновой звезды, которая взорвалась более тысячи лет назад. Судя по снимкам, космические лучи являются продуктом ее взрыва.

"Вообще-то, ученые давно полагали, что первичное излучение вызвано этим явлением, а теперь у нас есть доказательства", - сказал Дэвид Берг (David Berge), немецкий астрофизик.

Ученые обнаружили космические лучи, или первичное излучение, около ста лет назад - в 1912 году. По своей сути космические лучи - это поток частиц высокой энергии, преимущественно протонов, приходящих на Землю из мирового пространства. Некоторые из них связаны с активностью Солнца, но подавляющая часть космических лучей приходит извне Солнечной системы, а возможно, и извне нашей Галактики. Вопрос о том, что порождает такие лучи, до сих пор оставался одним из основных в астрофизике.