12 ноября 2004 г.

В центре нашей Галактики обнаружена вторая чёрная дыра

Кольца Сатурна "напевают" неприятную мелодию

Воздушные шары лучше космических спутников

Smart-1 разрешит споры о происхождении Луны

В понедельник, после 13-месячного полета, европейская автоматическая межпланетная станция Smart-1 выйдет на орбиту Луны, сообщается на сайте британской газеты The Guardian.

На станции, представляющей собой куб с ребром в один метр и весом 375 килограммов, для движения используется новый тип двигателя - ионный. Его тяга слабее, чем у обычного химического двигателя, но зато горючего требуется в несколько раз меньше. Одна из основных миссий Smart-1 заключалась как раз в проверке нового двигателя.

После выхода на орбиту Луны Smart-1 с помощью инфракрасного и рентгеновского спектрометра составит минералогическую карту поверхности и попытается найти лед на дне малых полярных кратеров. Собранные данные подтвердят или опровергнут гипотезу о том, что 4,5 миллиарда лет назад Луна откололась от Земли при столкновении нашей планеты с большим космическим телом (размером с Марс).

Данные, полученные со Smart-1, могут оказаться полезными и для последующих лунных миссий: в 2006 году поверхности спутника собирается достичь Япония, в 2007 - Индия и Китай. США также планируют повторно посетить Луну в 2008 году.

Более того, европейские ученые рассматривают вопрос о создании на поверхности спутника "деревни роботов", состоящей из луноходов и измерительных приборов. Для этой цели, говорят они, больше всего подходит южный полюс Луны: Солнце светит над ним круглый год, а температура не подвергается большим колебаниям, как на лунном экваторе, и составляет около -20 градусов по Цельсию.

МКС начала падать из-за магнитной бури

Сильная магнитная буря существенно изменила орбиту Международной космической станции (МКС), которая "упала" сразу на семь километров. Об этом со ссылкой на официального представителя подмосковного Центра управления полетами (ЦУП) Валерия Лындина сообщает сайт телеканала "Вести".

Магнитная буря, по его словам, продолжается уже неделю. "С 23 сентября, когда был проведен предыдущий подъем орбиты, станция опустилась на 7 километров", - уточнил он. "На здоровье работающих на орбите Салижана Шарипова и Лероя Чиао это никак не отразилось", - отметили в медгруппе ЦУП.

"Из-за геомагнитных возмущений атмосфера Земли как бы "разбухает", а верхние разреженные слои, где летает МКС, уплотняются. В результате станция начинает терять высоту быстрее - на 300 м в сутки вместо обычных 100-150 м", - пояснил Лындин. В связи с этим специалисты ЦУП приняли решение 17 ноября провести новую коррекцию орбиты станции. При помощи двигателей пристыкованного к МКС российского грузового корабля "Прогресс М-50" орбиту МКС поднимут на 4 километра.

Как сообщил ИТАР-ТАСС заведующий лабораторией Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Анатолий Белов, сейчас магнитная буря пошла на убыль. По словам ученого, на этой неделе была "зарегистрирована одна из самых сильных магнитных бурь в истории наблюдений". Начиная с субботы, считают специалисты института, геомагнитная обстановка будет "преимущественно спокойной".

Самые четкие снимки Фобоса раскроют тайну его вмятин

Исследовательский космический аппарат Mars Express сделал наиболее четкие и подробные на сегодняшний день снимки Фобоса, сообщается в пресс-релизе на сайте Европейского космического агентства.

Обращенная к Марсу сторона крупнейшего спутника планеты сфотографирована с расстояния около двух сотен километров. Полученные изображения имеют разрешение порядка 7 метров на один пиксель. Возможно, они помогут ученым объяснить природу вмятин на Фобосе, видимых от экватора до северного полюса, уточняется на сайте BBC News.

Фобос двигается по так называемой "мертвой спирали", медленно падая на Марс. По расчетам специалистов, он врежется в планету в ближайшие несколько миллионов лет. Фобос - крупнейший из двух спутников Марса, его размеры составляют 27 на 19 километров. Другая марсианская луна, Деймос, в два раза меньше Фобоса, и вращается на большем удалении от планеты.

Природа Фобоса до сих пор остается для ученых загадкой. Его малая масса при достаточно больших размерах позволяет некоторым предположить, что внутри Фобос полый, и что он был создан искусственно. Согласно официальной гипотезе, спутник является астероидом, случайно попавшим на орбиту Марса. По другой теории, Фобос и Деймос - две части разрушившейся большой луны, которая, возможно, некогда вращалась вокруг Марса.

В центре нашей Галактики обнаружена вторая чёрная дыра

Астрономы обнаружили, что в центре нашей Галактики располагаются не одна, а две (как минимум) чёрные дыры, сообщает Nature.

Известно, что в центре практически любой галактики во Вселенной располагается либо сверхмассивная чёрная дыра, либо целое их скопление. Не является исключением и Млечный Путь, хотя наличие сверхмассивной чёрной дыры в центре нашей Галактики было подтверждено всего три года назад. Давно известный "компактный источник рентгеновского излучения" Стрелец А* (Sagittarius A*) оказался чёрной дырой, чья масса в 2,6 млн. раз превышает массу Солнца.

Ранее были подозрения, что это на самом деле кластер среднемассивных чёрных дыр. Теперь выясняется, что чёрных дыр на самом деле две: сверхмассивная и среднемассивная, которая вращается на расстоянии около трёх световых лет от своей гигантской "сестры" и всего в 1300 раз превышает по массе наше Солнце.

Французские астрономы из парижского Института Астрофизики долгое время занимались изучением ярчайшей области в центре Галактики, известной под названием IRS 13. Благодаря наблюдениям инфракрасной обсерватории Gemini в Мауна Кеа, выяснилось, что это кластер из семи звёзд, а не один цельный объект.

В дальнейшем, присовокупив данные с орбитальных телескопов Hubble и Chandra, учёные поняли, что этот кластер вращается вокруг ранее неизвестного объекта - чёрной дыры IRS 13E, которая двигается вокруг Sagittarius A* со скоростью около 280 км/с.

Как утверждает руководитель группы французских астрофизиков Жан-Пьер Мелляр, впервые в пределах нашей Галактики удаётся обнаружить чёрную дыру средних размеров. Кроме того, по словам Мелляра, кластер IRS 13 испускает потоки рентгеновского излучения, что также является косвенным признаком наличия чёрной дыры где-то поблизости.

По мнению Мелляра, есть основания полагать, что малые источники рентгеновского излучения, раскиданные по всей галактике, являются признаками существования в этих регионах компактных чёрных дыр, по массе превосходящих наше Солнце самое большее в 2 раза. Но это ещё предстоит проверить и перепроверить.

Что же касается семи звёзд кластера IRS 13, то, судя по их цвету и размеру, это довольно молодые образования. В свою очередь это означает, что звёзды эти образовались на внушительном расстоянии от Центра Галактики и находящейся там чёрной дыры: гравитация последней препятствует процессу звёздообразования - т.е. не даёт облакам космических газа и пыли сжиматься в звёзды. По мнению наблюдавших их астрономов, эти звёзды выгорят и взорвутся задолго до того, как сверхмассивный Sagittarius A* поглотит их.

Кольца Сатурна "напевают" неприятную мелодию

Данные, переданные на Землю межпланетной станцией Cassini, позволили ученым сделать еще одно удивительное открытие. Как оказалось, кольца Сатурна постоянно "воспроизводят" неприятную диссонансную мелодию, непрерывно излучая радиочастотные импульсы длительностью от одной до трех секунд. Причем если уменьшить частоту этих импульсов в пять раз, они становятся различимыми для человеческого уха, сообщает New Scientist.

По словам Дона Гернетта из Университета штата Айова, "мелодия" генерируется под воздействием крошечных метеоритов диаметром от одного до десяти сантиметров, которые бомбардируют элементы колец. Каждый удар приводит к выбросу энергии в виде радиоволны. Именно эти волны и удалось зарегистрировать при помощи аппаратуры на борту Cassini, когда автоматическая станция пролетала мимо колец в июле нынешнего года.

Примечательно, что одновременно было сделано и другое весьма значимое открытие. Ученые выяснили, что кольца одной из самых больших планет Солнечной системы являются намного более динамичными образованиями, нежели предполагалось ранее. Дело в том, что если бы 10 миллионов лет назад конфигурация колец была бы такой же как сейчас, то частицы в них были бы полностью перемешаны. Однако нынешнее распределение веществ в кольцах позволяет предположить, что 10-100 миллионов лет назад в их пределах разрушились несколько небольших космических объектов.

Воздушные шары лучше космических спутников

Лаборатория Военно-воздушных сил США\Air Force Space Battlelab изучает возможность массового использования неуправляемых воздушных шаров для проведения разведки. Эти летательные аппараты, сделанные по образу и подобию метеорологических зондов, будут подниматься в верхние слои атмосферы, делать фотоснимки земной поверхности и передавать полученные изображения на командный пункт. Главное достоинство этой технологии - ее дешевизна. Примерная стоимость одного разведывательного воздушного шара, оснащенного цифровым фотоаппаратом и радиостанцией, не превышает $600, причем качество фотоснимков практически не уступает качеству изображений, получаемых искусственными спутниками Земли. Испытания воздушных шаров будут проведены в течении ближайших недель. Если они будут успешными, то шары "поступят" на военную службу уже в будущем году. Об этом сообщил бюллетень Aerospace Daily & Defense Report.