Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

15 ноября 2004 г.

Содержание

SMART-1 вот-вот выйдет на орбиту Луны

Вулканы спутника Сатурна могут извергать лед вместо лавы

С космодрома в Плесецке успешно стартовала ракета "Союз-2"

Новая версия ракеты "Союз-2" полетит в 2006 году

America's Space Prize - новый приз для частных покорителей космоса

Россия поучаствует в разработке космической информационной системы

Российских космонавтов сведут в один молодой отряд

Основатель Amazon планирует строительство частной космической ракеты



SMART-1 вот-вот выйдет на орбиту Луны

Европейский исследовательский зонд SMART-1 отправился к Луне 27 сентября 2003 г. При использовании "традиционных" ракет для выхода на орбиту Луны требуется несколько дней (так, например, летали "Аполлоны"). Но создатели беспилотного аппарата SMART-1 установили на него ионный двигатель, который позволяет резко сократить вес топлива (стартовый запас ксенона на борту SMART-1 составлял всего 80 кг). Тяга такого двигателя очень мала, но в условиях космического вакуума он может разогнать корабль до очень высоких скоростей. Правда, на это нужно довольно много времени.

SMART-1 вот уже больше года летит по околоземной орбите. Траектория его движения представляет собой раскручивающуюся эллиптическую спираль. По расчетам специалистов ЦУПа, в ночь с 15 на 16 ноября SMART-1 должен достичь точки, где силы гравитационного притяжения Земли и Луны уравновешивают друг друга. Она находится на расстоянии 60 тыс. км от поверхности Луны. Здесь SMART-1 перейдет на окололунную орбиту. Затем в течение ближайших двух месяцев будет производиться коррекция параметров этой орбиты. В итоге SMART-1 должен оказаться на эллиптической полярной окололунной орбите, высота которой будет варьироваться в диапазоне от 300 до 3000 км над поверхностью Луны.

С этой орбиты SMART-1 начнет съемку поверхности Луны и составление карты распределения химических элементов.


Вулканы спутника Сатурна могут извергать лед вместо лавы

Светлые полосы на поверхности северного полушария Титана могут оказаться потоками льда, под большим давлением выплеснутыми из глубин спутника Сатурна. Такое предположение выдвинули ученые, анализирующие радиолокационные снимки, сделанные космическим аппаратом Cassini 26 октября.

По информации сайта BBC News, теории ледяных вулканов мешает сравнительно малое число действующих кратеров на Титане. Однако защитники этой идеи считают, что геологические процессы просто постоянно меняют ландшафт малой планеты.

"Это может быть чем-то, что вытекло, или это может быть чем-то, что повреждено эрозией. Слишком рано говорить", - считает ученый из группы радарных исследований Cassini Ральф Лоренц (Ralph Lorenz).

"Это выглядит так, будто что-то растеклось по поверхности. Это могут быть какие-то криовулканические потоки, напоминающие выбросы земных вулканов, только не в виде лавы, а при очень низких температурах Титана, в виде льда", - добавил он.

Криовулканическая активность предположительно есть и на спутнике Юпитера Ганимеде, где температура -182 градусов по Цельсию. На Титане погодные условия почти такие же, температура там -179 градусов по Цельсию.

Ранее ученые предполагали, что на радарных снимках они видят озеро или даже океаны жидкого углеводорода. Окончательно установить истину им, возможно, удастся после того, как спускаемый аппарат Huygens отделится от Cassini и в середине декабря совершит посадку на Титан.


С космодрома в Плесецке успешно стартовала ракета "Союз-2"

8 ноября в 21:30 с космодрома "Плесецк" успешно осуществлен первый испытательный запуск новой российской ракеты-носителя "Союз-2", сообщает РИА "Новости".

"В 21:38 макет полезной нагрузки штатно отделился от носителя и вышел на расчетную орбиту", - заявил представитель Космических войск РФ.

По словам заместителя начальника отделения самарского центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ) "Прогресс" Валерия Абрашкина, в рамках первого испытательного пуска "Союз 2-1А" вывел на орбиту российский космический аппарат под названием "Облик".

"По сути, этот спутник, построенный много лет назад и не запущенный по финансовым причинам, представляет собой только макет полезной нагрузки, потому что его гарантийный срок уже истек", - уточнил Абрашкин.

Однако, по его словам, изнутри "Облик" начинен всем необходимым испытательными оборудованием. "На космическом аппарате установлены современные вибро- и температурные датчики, с помощью которых будет проверена работа модернизированных двигателей первой и второй ступеней", - отметил он.

По словам Абрашкина, "с российского стартового комплекса, который построят наши специалисты на космодроме Куру во Французской Гвиане, в космос "будут ходить" новые "Союзы" в версии "СТК". "После нескольких успешных стартов с наших площадок и наработки необходимой летной статистики мы планируем начать запускать "Союзы" и с Гвианского космодрома", - заверил заместитель начальника отделения ЦСКБ "Прогресс".


Новая версия ракеты "Союз-2" полетит в 2006 году

Неделю назад на космодроме Плесецк состоялся первый испытательный запуск новой ракеты "Союз-2". Это была модель "Союз 2-1А". Во время первого запуска она успешно вывела на заданную околоземную орбиту макет полезной нагрузки (спутник "Облик", у которого уже закончился гарантийный срок эксплуатации).

Модель "Союз 2-1А" - это первая версия модернизированной ракеты "Союз", которая находится в эксплуатации уже 40 лет. "Союз 2-1А" имеет более высокую грузоподъемность, чем "оригинальная" ракета "Союз". На нее можно устанавливать более крупные спутники (диаметр носового обтекателя может достигать 4 м). Кроме того, ракета "Союз 2-1А" оснащена цифровой системой управления, которая позволяет более точно выводить ракету на расчетную орбиту.

Но на этом модернизация ракеты "Союз" не заканчивается. В середине 2006 г. в свой первый полет должна отправиться следующая версия "Союза 2" - "Союз 2-1В" с более мощным двигателем третьей ступени и, соответственно, еще более высокой грузоподъемностью. Регулярные запуски этих ракет должны начаться в 2007 г. с космодрома Куру во Французской Гвиане, где к тому времени должны построить специальный стартовый комплекс.


America's Space Prize - новый приз для частных покорителей космоса

6 ноября состоялась официальная церемония вручения приза Ansari X Prize компании Scaled Composites. Она смогла дважды в течение двух недель поднять на высоту 100 км ракетоплан SpaceShipOne, на борту которого был пилот и балласт весом, эквивалентным весу двух человек. Эти полеты состоялись 29 сентября и 4 октября 2004 г. Вместе с призом руководитель компании Scaled Composites Берт Рутан получил чек на 10 млн дол. Хотя понятно, что участники конкурса на приз Ansari X Prize старались не ради денег, ведь на разработку и постройку космических аппаратов и средств их запуска были потрачены куда бОльшие суммы.

После вручения этого первого приза для частных любителей космических полетов был объявлен новый конкурс, поставивший очередную задачу перед энтузиастами космического туризма. Новый приз называется America's Space Prize. Его получит та частная компания, которая опять же без поддержки государства сможет в течение 60 дней осуществить два орбитальных космических полета на высоте не менее 400 км над поверхностью Земли. Этот космический аппарат должен достичь скорости примерно в 25 раз превышающую скорость звука. Причем на борту этого частного космического корабля, который сделает как минимум два витка вокруг нашей планеты, должно находиться 5 человек или эквивалентный им по весу груз. Кроме того, два этих орбитальных полета должных состояться до 10 января 2010 г.

Денежная составляющая нового приза - 50 млн дол. Как сообщается, эта сумма предоставлена владельцем нескольких отелей в Лас-Вегасе Робертом Бигелоу через его компанию Bigelow Aerospace. Поэтому Бигелоу выдвинул еще одно условие для победителя America's Space Prize. Этот космический аппарат должен иметь средства стыковки с проектируемым компанией Bigelow Aerospace надувным космическим отелем. Причем этот аппарат должен иметь возможность находиться в таком пристыкованном состоянии в течение 6 месяцев.


Россия поучаствует в разработке космической информационной системы

В конце ноября в Канаде соберутся эксперты ряда ведущих космических держав. Как сообщает РИА "Новости", они обсудят вопросы создания глобальной информационно-космической системы "ГЕО".

По словам заместителя главы "Роскосмоса" Георгия Полищука, эта рабочая встреча пройдет в преддверии космического саммита, намеченного на февраль 2005 года, когда будет принято решение, определяющее саму концепцию создания глобальной информационной системы "ГЕО".

Полищук отметил, что система "ГЕО" будет включать в себя объекты как космического, так и наземного базирования. Замглавы "Роскосмоса" пояснил, что данная система создается для глобального обмена информационными потоками, которые проходят через спутники самого различного назначения, принадлежащие разным государствам.

"Доступ к системе для стран-участниц предполагается сделать бесплатным", - подчеркнул Полищук.


Российских космонавтов сведут в один молодой отряд

Роскосмос рассматривает вопрос о создании единого отряда космонавтов, передает РИА "Новости".

Как сообщил начальник управления пилотируемых программ Федерального космического агентства Алексей Краснов, создание такого отряда предполагает расширение личного состава космонавтов и пополнение их рядов за счет молодых кадров.

В настоящее время в России существует три отряда космонавтов. Наиболее многочисленный состоит из военных летчиков и базируется в подмосковном Звездном Городке в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. Единый отряд, вероятнее всего, будет сформирован именно на его базе.

Второй отряд находится в ведении ракетно-космической корпорации "Энергия", которая также располагается в Подмосковье, в Королеве. К этому отряду приписано 13 гражданских космонавтов. Кроме того, ряд космонавтов-медиков, среди которых - мировой рекордсмен по суммарной продолжительности полета Валерий Поляков, подготовлены в Москве институтом медико-биологических проблем.


Основатель Amazon планирует строительство частной космической ракеты

Джефф Безос, основатель одного из самых крупных интернет-магазинов Amazon.com, заключил контракт с молодой сиэтлской компанией Blue Origin на строительство частного космического корабля для суборбитальных полетов.

Подробностей относительно будущего аппарата, равно как и планов Безоса, пока не слишком много. Известно лишь, что бизнесмен в перспективе рассчитывает открыть собственное космическое турагентство, которое, вполне вероятно, займется организацией не только суборбитальных, но и орбитальных рейсов. Сам корабль будет многоразовым, а инженеры Blue Origin намерены приложить максимум усилий с целью снижения стоимости полетов, сообщает Reuters.

По своей функциональности новый комический аппарат будет аналогичен вошедшему в историю кораблю SpaceShipOne американской фирмы Scaled Composites, открывшему эру частного освоения космоса. Напомним, что в начале прошлого месяца SpaceShipOne выиграл конкурс Ansari X-Prize, участникам которого необходимо было в течение двух недель совершить два полета на высоту 100 км с двумя пассажирами на борту (или эквивалентным им по массе грузом). Первый запуск SpaceShipOne состоялся 29 сентября, второй - 4 октября.

Кстати, в настоящее время летчик и авиаконструктор Берт Рутан, возглавляющий компанию Scaled Composites, совместно с владельцем медиаимперии Virgin Ричардом Бренсоном планирует строительство корабля SpaceShipTwo. Между тем, сам Бренсон уже основал компанию Virgin Galactic, которая в перспективе станет космическим туроператором. Кроме того, созданием частного космического аппарата занимается компания Armadillo Aerospace, принадлежащая Джону Кармаку, одному из основателей игровой студии id Software. Правда, прототип ракеты Armadillo Aerospace в августе нынешнего года разбился в ходе испытаний. Это, впрочем, не означает, что Кармак откажется от затеи с освоением космоса.



Нас считают