Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

17 ноября 2004 г.

Содержание

SMART-1 вышел на окололунную орбиту

Вмятину на обшивке МКС сделал не метеорит

Экспериментальный самолет NASA X-43A не смог достичь десятикратной скорости звука

На изготовление зеркала для нового космического телескопа JWST уйдет 4,5 года

Млечный Путь вращается не там, где думали

К 2020 году Китай отправит на орбиту сотню спутников

Deep Impact готовится отправиться на бомбардировку кометы



SMART-1 вышел на окололунную орбиту

Европейский исследовательский зонд SMART-1, который отправился к Луне 27 сентября 2003 г., наконец-то вышел на окололунную орбиту. Больше года он делал витки вокруг Земли по расширяющейся эллиптической орбите, периодически включая свой ионный двигатель. Таким способом он достиг точки, где силы гравитационного притяжения Земли и Луны уравновешивают друг друга. 16 ноября зонд был захвачен гравитационным полем Луны и перешел на окололунную орбиту. Это вытянутая эллиптическая орбита, которую предстоит в ближайшие месяцы скорректировать. Теперь SMART-1 будет двигаться вокруг Луны по скручивающейся спирали.

По расчетам специалистов Европейского космического агентства, выход аппарата на заданную полярную орбиту должен состояться 1 февраля 2005 г. Затем SMART-1 включит свой рентгеновский спектрометр и начнется составление карты распределения химических элементов по поверхности Луны. Кроме того, зонду предстоит провести подробную съемку равнинной области, называемой "Пик вечного света", которая находится вблизи южного полюса Луны (она действительно всегда освещается солнцем). Специалисты полагают, что эта область хорошо подойдет для постройки будущей обитаемой лунной базы. Зонд SMART-1 также займется поиском водяного льда в глубоких лунных кратерах. И если найдет, то эту воду, возможно, будущие лунные колонисты будут использовать для питья и производства кислорода.


Вмятину на обшивке МКС сделал не метеорит

На прошлой неделе наконец-то была разрешена загадка вмятины на одной из панелей внешней обшивки американского модуля Destiny Международной космической станции (на снимке на нее указывает желтая стрелка). Впервые эта вмятина была замечена в ноябре 2002 года на снимках внешней поверхности станции, сделанных "шаттлом" Endeavour миссии STS-113 (это был последний "шаттл", прилетавший на МКС). Долгое время до этой вмятины "не доходили руки" и, наконец, совсем недавно - 8 ноября - командир нынешнего экипажа МКС Лерой Чиао (Leroy Chiao) настроил видеокамеру, установленную на "руке" робота-манипулятора Canadarm-2, для наблюдения этого участка модуля Destiny.

Съемка под разными углами велась в течение 8 часов. Потом эту пленку целую неделю исследовали инженеры космического центра им. Джонсона. Их вердикт был следующим: эта вмятина - не след от удара микрометеорита и не оптический эффект, скорее всего, она образовалась в результате изменения температуры поверхности модуля Destiny при движении МКС вокруг Земли. И, что более важно, эта вмятина не представляет никакой опасности для МКС.


Экспериментальный самолет NASA X-43A не смог достичь десятикратной скорости звука

В ночь со вторника на среду по московскому времени NASA провело испытания экспериментального сверхзвукового беспилотного самолета X-43A, сообщает Associated Press.

Во время полета над Тихим океаном летательный аппарат, длина которого составляет немногим более трех с половиной метров, развил рекордную скорость около 11 000 километров в час, что почти в десять раз превышает скорость звука.

По словам представителя NASA Лесли Уильямса (Leslie Williams), самолет достиг скорости в 9,7 Маха (Число Маха, равное скорости звука). Для аппаратов с неракетным двигателем это является новым мировым рекордом, однако заявленного целью эксперимента десятикратного превышения скорости звука добиться все же не удалось.

Аппарат, закрепленный на ракете Pegasus, был поднят бомбардировщиком Б-52 на высоту около 12 километров, после чего был произведен пуск. За 90 секунд ракета вывела X-43A в более высокие слои атмосферы и разогнала до гиперзвуковой скорости, необходимой для запуска двигателя самолета. Затем на высоте примерно в 33 тысячи метров самолет отделился от ракеты Pegasus и совершил самостоятельный 10-секундный полет.

осле этого X-43A, как и его предшественник, испытанный в марте этого года, затонул в водах Тихого океана.

Нынешние испытания почти на 30 процентов улучшили результат мартовского эксперимента. Тогда второму самолету Х-43А удалось несколько превысить семикратную скорость звука (около 8300 км/ч). Первый Х-43А был испытан в 2001 году, но тогда эксперимент завершился неудачей, поскольку ракета-носитель отклонилась от заданной траектории полета и была уничтожена вместе с экспериментальным аппаратом.

Целью этих запусков является испытание технологии Scramjet: гиперзвуковой альтернативы турбореактивному двигателю. Самолет X-43A оснащен экспериментальным прямоточным воздушно-реактивным двигателем и в качестве топлива использует смесь водорода и кислорода, причем окислитель забирается прямо из воздуха, что позволяет значительно снизить массу аппарата.

В этом двигателе нет турбин, необходимых для нагнетания воздуха в камеру сжигания топлива, вместо этого давление в ней создается встречным потоком воздуха за счет уже набранной высокой скорости самолета.

Этот принцип может быть использован как для разработки гиперзвуковых самолетов, способных за 3-4 часа достигать любой точки планеты, так и для создания более экономичных средств доставки на околоземную орбиту. Недостатком Scramjet-а является необходимость предварительного разгона: этот двигатель начинает работать только на гиперзвуковых скоростях.


На изготовление зеркала для нового космического телескопа JWST уйдет 4,5 года

В конце ноября на заводе компании Axsys Technologies должно начаться изготовление основного зеркала для нового космического телескопа JWST (James Webb Space Telescope). Запуск этого телескопа в космос запланирован на 2011 год. Его планируется вывести во вторую точку Лагранжа на прямой, соединяющей Землю и Солнце, которая находится на расстоянии около 1,5 млн км от Земли.

По проекту диаметр основного зеркала этого должен составлять 6,5 м. Понятно, что вывести в космос монолитное зеркало таких размеров весьма проблематично, если не сказать невозможно (во всяком случае, на нынешнем этапе развития космической техники). Поэтому зеркало будет раскладывающимся. Оно будет состоять из 18 шестиугольных сегментов, и каждый такой сегмент можно вписать в окружность диаметром 1,6 м. Эти шестиугольные сегменты будут изготовлены из бериллия с очень высокой точностью. Это очень долгий процесс. Производство заготовок бериллиевых зеркал должно завершиться 2007 году. А потом начнется их шлифовка и полировка. В результате этих операций каждая заготовка должна потерять 92% своей массы (от 250 кг останется только 21 кг). Так что в общей сложности на изготовление всех 18 зеркал уйдет 4,5 года.

Бериллий, который является одним из самых легкий металлов, был выбран в качестве материала для зеркала, потому что он может сохранять нужные свойства при работе при криогенных температурах. Именно в таких условиях телескопу придется работать в космосе.


Млечный Путь вращается не там, где думали

Млечный Путь вращается вокруг двух черных дыр, а не одной, как считали раньше, сообщает сайт Space.com.

Так полагают ученые парижского Института физики (Institute of Astrophysics in Paris), обнаружившие, что у черной дыры, находящейся в центре нашей Галактики, есть "сосед" меньшего размера.

Черная дыра Стрелец А* (Sagitarrius A*), о существовании которой было известно раньше, больше Солнца почти в четыре миллиона раз. Обнаруженная исследователями под руководством Жан-Пьера Майара (Jean-Pierre Maillard) новая дыра значительно меньше, и лишь в 1300 раз крупнее нашего светила. Расстояние между объектами составляет приблизительно полтора световых года.

Майар считает, что звезды Млечного Пути вращаются вокруг вновь обнаруженной дыры, внесенной в каталог под названием GCIRS 13E. Она, в свою очередь, совершает круги вокруг Стрельца А*. Он также выдвинул гипотезу о том, что в Млечном Пути могут находиться несколько черных дыр "маленького" (по космическим меркам) размера, однако гипотеза пока остается не доказанной.


К 2020 году Китай отправит на орбиту сотню спутников

Китай планирует запустить в космос более ста спутников до 2020 года, сообщило во вторник агентство Reuters со ссылкой на сообщение Центрального телевидения страны.

Планируется, что спутниковая сеть позволит вести наблюдение над всей территорией Китая. Спутники, по словам представителя Министерства науки и техники Шао Лициня (Shao Liqin), будут предназначаться для наблюдения за природными и сельскохозяйственными ресурсами, а также за развитием городов и "различной активностью населения".

Он добавил, что целью программы по запуску спутников является желание китайского правительства "получать необходимые данные в любое время и из любого места".

Развитие космической отрасли в стране идет довольно быстрыми темпами - правительство объявило исследование космоса приоритетным направлением научной деятельности. Ранее сообщалось, что в конце октября со стартовой площадки центра запуска спутников Ксичанг (Xichang) на юго-западе провинции Сычуань был запущен в космос метеорологический спутник "Фенгьюн" (The No. 2 Fengyun-C), который может контролировать сразу треть площади Земли.

В октябре прошлого года Китай отправил на орбиту первого космонавта, военного летчика Ян Ливея. Следующий пилотируемый космический полет на корабле "Шеньчжоу-6" ("Волшебная ладья") запланирован на 2005 год. Кроме этого, Китай через 3 года планирует отправить исследовательский зонд к Луне, а в перспективе, после 2017 года - осуществить высадку на Луну человека.


Deep Impact готовится отправиться на бомбардировку кометы

В конце октября на завод компании Astrotech Space Operations близ космического центра им. Кеннеди на мысе Канаверал был доставлен исследовательский зонд Deep Impact. Здесь ему предстоит пройти тестирование всех систем, которое должно завершиться 23 ноября. Затем на него установят основную антенну и солнечные панели. К 6 декабря его должны доставить в один из корпусов космодрома для заправки топливом.

Запуск этого аппарата запланирован на 30 декабря. В космос его должна вывести ракета Delta 2. Зонду Deep Impact предстоит отправиться к комете Темпеля 1. Лететь до нее он будет, в общем-то, недолго - полгода. На 4 июля 2005 г. назначено разделение зонда на "летную" часть Flyby и "снаряд" Impactor. Этот снаряд нацелится в ядро кометы и врежется в него со скоростью около 37 тыс. км/час. От этого удара в ядре кометы должен образоваться кратер диаметром около 200 метров и глубиной 50 м. Процедуру бомбардировки ядра кометы модуль Flyby будет снимать с безопасного расстояния. Кроме того, на нем имеется аппаратура для исследования разлетающихся обломков и стенок образовавшегося кратера.

Подготовка к старту ракеты-носителя Delta 2 должна начаться совсем скоро. 22 ноября на стартовой площадке должны установить первую ступень этой ракеты, а затем до 1 декабря навесить на нее 9 твердотопливных ускорителей. Монтаж второй ступени ракеты запланирован на 3 декабря.



Нас считают