18 ноября 2004 г.

След астероида на снимке галактики Стрельца

Запуск космического телескопа Swift отложен как минимум на сутки

Модифицированный двигатель для ракеты Ariane-5 успешно прошел испытания

Экипаж МКС осуществит перестыковку корабля "Союз ТМА-5"

В кольцах Сатурна могут скрываться новые спутники планеты

Космический грузовик не смог поднять МКС на нужную высоту

След астероида на снимке галактики Стрельца

Этот снимок карликовой галактики Стрельца был сделан космическим телескопом Hubble в августе 2003 г. Когда астрономы исследовали полученные фотографии они с удивлением увидели прерывистый след, оставленный астероидом, который во время экспозиции пересекал поле зрения телескопа, настроенного на галактику Стрельца.

Если бы затвор телескопа был открыт все время, пока велись наблюдения указанной галактики, то след астероида представлял собой сплошную линию. Но он выглядит как цепочка из 13 красноватых дуг. Это произошло потому что камера телескопа Hubble съемке галактики Стрельца включалась и выключалась много раз. Объектив телескопа Hubble был настроен так, чтобы объект наблюдения оставался неподвижным в поле зрения телескопа. Зато подвижным относительно далеких звезд оказался астероид из солнечной системы. Так как траектория телескопа Hubble при его движении вокруг Земли известна с очень высокой точностью, то удалось определить расстояние до "наследившего" астероида. Прежде всего, выяснилось, что этот астероид до сих пор не был известен. В момент съемки он находился на расстоянии около 270 млн км от Земли, то есть он, скорее всего, принадлежит к поясу астероидов, расположенному между орбитами Марса и Юпитера. По наблюдаемой яркости астероида астрономы определили его приблизительный размер - около 2,4 км в поперечнике.

Сама же галактика Стрельца находится на расстоянии 3,5 млн световых лет от Земли. На этом снимке звезды, принадлежащие этой галактике, имеют голубоватый цвет. А самые яркие звезды на этом снимке располагаются гораздо ближе (на расстоянии нескольких тысяч световых лет): они принадлежат к нашей собственной галактике Млечный Путь. Красноватые пятнышки - это другие галактики, которые находятся в десятки раз дальше от нас, чем галактика Стрельца.

Запуск космического телескопа Swift отложен как минимум на сутки

Запуск спутника Swift, который будет заниматься поиском гамма-вспышек (самых мощных взрывов во Вселенной), откладывается вот уже почти год. Изначально его запуск был запланирован на 5 декабря 2003 г. Ракета Delta 2 с этим спутником уже давно стоит на стартовой площадке космодрома на мысе Канаверал. В очередной раз запуск был намечен на 17 ноября. И в очередной раз он не состоялся. Обнаружились неполадки в системе разрушения ракеты по команде ЦУПа, которая используется, если во время запуска с ракетой возникают какие-то серьезные проблемы.

Старт решено отложить как минимум на 24 часа и пока он назначен на сегодня 18 ноября в 12:09 по местному времени мыса Канаверал (20:09 мск), длительность окна запуска составляет 1 час.

Модифицированный двигатель для ракеты Ariane-5 успешно прошел испытания

На космодроме Куру во Французской Гвиане на специальном стенде успешно прошли очередные огневые испытания полномасштабного твердотопливного двигателя для ракеты Ariane 5. Эти испытания проводились в рамках НИОКР ARTA Европейского космического агентства. Это было третье по счету включение двигателя. Первые два состоялись в 2000 и 2001 годах. С тех пор были внесены изменения в конфигурацию отдельных сегментов двигателя, в конструкцию сопла и состав используемых в нем материалов, в технологию снижения колебаний давления при работе двигателя и в метод загрузки топлива в двигатель. После обработки полученных результатов будет принято решение о том, будут ли применяться все сделанные нововведения в новой модели двигателя. Первая ракета Ariane 5 с модифицированным двигателем по плану должна быт построена в 2006.

Экипаж МКС осуществит перестыковку корабля "Союз ТМА-5"

Космонавты десятой длительной экспедиции на МКС 29 ноября перестыкуют российский космический корабль "Союз ТМА-5". Согласно плану, пилотируемый корабль "Союз-ТМА-5", который сейчас находится на шлюзовом отсеке "Пирс", будет перестыкован к модулю "Заря". Операция по перестыковке будет произведена космонавтом Салижаном Шариповым и астронавтом NASA Лероем Чиао под руководством специалистов Центра управления полетами.

Для реализации намеченной операции экипаж должен будет на несколько часов законсервировать международную космическую станцию, сесть в корабль и произвести его отстыковку от шлюзового отсека "Пирс". "Союз ТМА-5" отлетит на безопасное расстояние от станции и приблизится к модулю "Заря", чтобы произвести штатную процедуру стыковки, в ходе которой будет проверена герметичность стыковочного узла и электрических соединений. После этого, с разрешения ЦУПа будет открыт переходной люк и проведена расконсервация станции.

Перестыковка необходима для того, чтобы оставить стыковочный отсек "Пирса" свободным для выходов в открытый космос, которых в программе этой экспедиции запланировано два - в конце января и в марте 2005 года. Операции по перестыковке на МКС не проводились уже около двух лет, так как в этом не было необходимости. Теперь же экипажу предстоит вновь осуществить этот сложный маневр, сообщает официальный сайт ФКА России.

В кольцах Сатурна могут скрываться новые спутники планеты

Новые фотографии и наблюдения за кольцами Сатурна дали ученым повод предположить, что у планеты есть спутники, до сих пор не известные астрономам, сообщает сайт Space.com.

На одном из снимков в кольцах видны промежутки, характерные для тех, которые оставляют уже известные луны планеты. Только на этот раз они гораздо меньше, около 30 километров, и если предположить наличие нового спутника, то его диаметр не должен превышать пяти километров.

До недавнего времени самой маленькой из известных лун Сатурна был Пан с диаметром около 20 километров. Позже были открыто еще шестнадцать с диаметром от 5 до 30 километров. Открытие новых спутников представляется ученым очень важным, поскольку оно может дать ответ на вопрос, каким образом были сформированы не только знаменитые кольца Сатурна, но и другие планетарные системы.

Астрономам удалось также обнаружить однородные объекты размером с футбольное поле. Это самые маленькие из подобного рода тел, входящих в кольца Сатурна. Пока неизвестно являются ли они цельными обломками или представляют собой скопление мельчайших частиц.

Помимо этого в кольцах Сатурна удалось установить наличие кислорода. По мнению ученых, его происхождение объясняется тем, что многие объекты, сталкиваясь, высвобождают частицы льда. А они в свою очередь выделяют кислород под воздействием радиации, исходящей от Сатурна.

Космический грузовик не смог поднять МКС на нужную высоту

Российский космический корабль "Прогресс М-50" не смог поднять орбиту МКС на расчетную высоту (на 4,5 километра), передает РИА "Новости" со ссылкой на Центр управления полетами (ЦУП).

"Все баллистические расчеты сделаны правильно. Однако в ходе операции по коррекции орбиты МКС почему-то не добрала 2,7 километра высоты, что может означать, что двигатели или система подачи в него топлива отработали не штатно", - сказал руководитель баллистической координационной группы ЦУП Александр Киреев.

"Из-за недобора высоты дата старта следующего грузовика "Прогресс М-51" может быть перенесена с целью выбора более рациональной баллистической фазы", - заявил он.

Однако он подчеркнул, что решение еще не принято и объяснил, что существует много вариантов разрешения ситуации. "Если топлива будет достаточно, - сказал Киреев, - можно еще раз провести коррекцию орбиты. Может просто повезет, и баллистическая фаза будет благоприятной при дате старта 23 декабря, или запуск перенесут на сутки-двое".

"Падение" МКС сразу на семь километров произошло из-за сильной магнитной бури в начале ноября. Геомагнитные возмущения заставили станцию опускаться не на 100-150 метров в сутки, как обычно, а сразу на 300 метров.

Представитель ЦУПа Валерий Лындин пояснил, что во время бури "атмосфера Земли как бы "разбухает", а верхние разреженные слои, где летает МКС, уплотняются", что и вызывает "падение".