25 ноября 2004 г.

Австралиец впервые сфотографировал метеорит в момент столкновения с Землей

Конгресс США выделил на освоение Луны 14 миллиардов долларов

Сергей Крикалев опять полетит на МКС

Зонд Huygens прошел последнее тестирование перед отделением от Cassini

Исследовательский зонд Cassini сейчас находится на орбите Сатурна. Вместе с ним по этой орбите летит и минизонд Huygens, который пока прикреплен к Cassini. В середине декабря должно состояться их отделение друг от друга, и Huygens начнет спуск на поверхность Титана, самого большого спутника Сатурна. Спускаться он будет почти месяц: по расчетам, посадка должна состояться 14 января 2005 г.

А пока ЦУП этой миссии завершил последнее, 16-е по счету, тестирование аппаратуры зонда Huygens перед его отстыковкой от Cassini. Тестирование прошло успешно, предварительный анализ данных проверки, которые через антенну Cassini передавались на Землю в реальном времени, показал, что все операции были выполнены так, как и ожидалось. Отметим также, что задержка сигнала на пути от Cassini к Земле составляла 1 час 10 минут, так что говорить о "реальном времени" можно только с некоторой натяжкой.

Сатурн и спутник его Тефия

Этот снимок Сатурна был сделан узкоугольной камерой зонда Cassini 18 октября 2004 г. с расстояния 3,9 млн км. В кадр вошла лишь часть южной приполярной области Сатурна, на которой видны гигантские вихри штормов. Кроме того, на снимке оказался один из спутников Сатурна - Тефия. Этот спутник был открыт Кассини в 1684 г. Его диаметр составляет 1060 км, период его обращения вокруг собственной оси равен 1,87 земных суток. По данным предыдущих наблюдений, поверхность Тефии покрыта льдом. Более того, средняя плотность Тефии близка к плотности воды, поэтому логично предположить, что этот спутник состоит главным образом изо льда. Подробные исследования Тефии зонд Cassini должен провести в сентябре 2005 г., именно тогда он должен пролететь в непосредственной близости от этого спутника.

Сборка "шаттла" начинается с твердотопливного ускорителя

На космодроме на мысе Канаверал идут активные работы по подготовке к первому после долгого перерыва полету "шаттла". Первым полетит "шаттл" Discovery. Это будет миссия STS-114. Пока этот старт запланирован на май 2005 г.

Недавно в предназначенный для "шаттлов" сборочный корпус был доставлен нижний сегмент твердотопливного ускорителя (на снимке он показан в дверном проеме корпуса). При запуске "шаттлов" используется два таких твердотопливных ускорителя. Их высота составляет 45,5 м, а диаметр 3,65 м. Они работают в течение первых двух минут полета, а затем отстреливаются от "шаттла" и падают в океан. Там их подбирает специальное судно, после чего они возвращаются на завод для повторного использования.

Через некоторое время в сборочный корпус доставят остальные сегменты твердотопливных ускорителей, смонтируют их вместе и начнут готовить к очередному запуску.

Австралиец впервые сфотографировал метеорит в момент столкновения с Землей

Фотограф-любитель в Северных территориях Австралии впервые в мире сфотографировал метеорит в момент столкновения с Землей. Окончательного заключения о подлинности фотографии пока не сделано, но специалисты говорят о ней как об уникальной находке уже сейчас.

"Если это правда, то фото станет одним из самых памятных среди всех, когда-либо снятых", - говорит профессор астрономии Джефф Карр. Ведь шансы запечатлеть метеорит в этот самый момент меньше одной миллионной. Большинство метеоритов вообще не долетает до поверхности Земли.

Как сообщает news.com.au, фото сделал любитель Уэйн Прайд в понедельник вечером, созерцая вид на пристань с эспланады над набережной. Скорость метеорита может достигать 30000 км в час. Прайд считает, что ему удалось заснять момент столкновения песчинки из космоса с одной из ламп, освещающих причал.

На фотографии, если приглядеться, можно заметить взрыв метеорита, на огромной скорости врезавшегося в осветительную конструкцию. Правда, сам Прайд выяснил это лишь после проявки. "Я делал серию снимков, пытаясь запечатлеть формирование облаков. Лишь позднее я увидел, что мне удалось заснять метеорит", - говорит 31-летний фотограф. По основной профессии Прайд специалист по компьютерным технологиям, и он категорически отрицает, что фото было подкорректировано.

То, что лампа разбита, подтвердили работники причала, но причина этого пока не установлена. Специалисты, впрочем, считают, что вспышка, зафиксированная на пленку, могла возникнуть от столкновения с металлической конструкцией.

Пристань должны обследовать сегодня. Пока же астрономы с нетерпением ждут известий. Профессор Карр осторожно предполагает, что взрыв может быть вызван молнией, но тут же отмечает крайне необычную для молнии траекторию.

Конгресс США выделил на освоение Луны 14 миллиардов долларов

В минувшие выходные Конгресс США согласился выделить на предложенную Джорджем Бушем программу исследований и освоения Луны и Марса 14 миллиардов долларов в ближайшие пять лет, сообщает газета Philadelphia Inquirer. После этого NASA незамедлительно приступило к ее воплощению.

Для обсуждения деталей проекта, который NASA планирует сделать международным, в Вашингтоне состоялась встреча представителей космических ведомств 17 стран, включая Россию, Японию и Китай. Участники встречи выразили заинтересованность в программе межпланетных миссий и заявили об участии в ней по меньшей мере на стадии планирования.

Согласно планам NASA, освоение Луны начнется с создания обитаемой базы на южном полюсе этого спутника. При этом ученые исходят из того, что в этом районе были обнаружены признаки присутствия льда, из которого можно будет добывать пригодную для питья воду, а также получать водород и кислород в качестве топлива для дальнейших внеземных путешествий.

Однако у проекта создания обитаемой базы есть и противники, отмечает газета. Многие ученые считают, что гораздо эффективнее было бы направлять деньги на автоматические миссии. По их мнению, освоение человеком Луны приведет к недостаточному финансированию таких программ, как обслуживание телескопа Hubble и марсоходов.

Создание американской обитаемой базы на Луне, в соответствии с космической инициативой президента США, планируется в 2015 - 2020 годах. Между тем в понедельник "Роскосмос" заявил о возможности создания на Луне российской автоматической базы уже в 2020 - 2025 году.

Сергей Крикалев опять полетит на МКС

Вчера был официально объявлен состав следующего долговременного экипажа МКС, который будет одиннадцатым по счету. В апреле 2005 г. на станцию отправятся российский космонавт Сергей Крикалев (он будет командиром этого экипажа) и астронавт NASA Джон Филлипс (John Phillips). Они будут работать на станции до октября 2005 г. и именно им, если все пойдет по плану, предстоит встретить на МКС "шаттл" Discovery, который в мае 2005 г. должен отправиться в космос после долгого перерыва, связанного с катастрофой "шаттла" Columbia.

И Крикалев и Филлипс раньше уже бывали на МКС. Только Джон Филлипс был там недолго, дней десять. В 2001 г. он участвовал в экспедиции "шаттла" Endeavour миссии STS-100, когда на станцию был доставлен и смонтирован робот-манипулятор Canadarm2. Сергей Крикалев был участником самого первого долговременного экипажа МКС. В ноябре 2000 г. Уильям Шеперд (командир), Сергей Крикалев и Юрий Гидзенко прибыли на корабле "Союз" на станцию, которая состояла тогда только из трех модулей ("Заря", "Звезда" и Unity), расконсервировали ее и проработали на ней 4 месяца (такие тогда были сроки командировок на МКС). За это время они приняли на МКС два грузовых корабля "Прогресс" и три "шаттла" (один из них пристыковал к МКС четвертый модуль Destiny).

Следует также отметить, что Сергей Крикалев уже пять раз летал в космос (чаще, чем любой другой российский космонавт). Он участвовал в двух экспедициях на станцию "Мир" (в 1988-89 и 1991-92 годах), в 1994 г. он был в составе первой американско-российской экспедиции на "шаттле" (миссия STS-60), в 1998 г. он участвовал в миссии "шаттла" STS-88, который пристыковывал модуль Unity к модулю "Заря" (самому первому модулю станции), и он же полетел на МКС в составе ее первого долговременного экипажа. В общей сложности Сергей Крикалев провел в космосе 625 дней, а после завершения своего нового полета на МКС он станет абсолютным чемпионом по продолжительности пребывания в космосе.

Дублерами 11-го экипажа МКС названы астронавт NASA Дэниэл Тани (Daniel Tani) и российский космонавт Михаил Тюрин.