Сердце мужчины не вынесет полета на Марс
Американские ученые, которые работают над программой экспедиции на Марс, считают, что в ее состав должны войти женщины, а не мужчины, сообщается на сайте газеты Independent.
Согласно последним исследованиям, женщины намного лучше смогут переносить условия длительных космических полетов, чем мужчины.
По словам профессора Уильяма Роу из медицинского колледжа штата Огайо, у 40-летних и 30-летних мужчин, которых в настоящее время чаще всего посылают в космос, в длительной "командировке" на Марс скорее разовьются сердечные заболевания, чем у женщин.
По его словам, идеальными кандидатами в астронавты являются женщины в возрасте до 30 лет.
Физическое состояние молодых женщин, благодаря иному гормональному профилю, делает их сердечно-сосудистую систему более устойчивой к длительным перегрузкам.
Учитывая, что участникам экспедиции довольно часто придется выходить в открытый космос, когда пульс космонавта может достигать 170 ударов в минуту, слабая сердечно-сосудистая система может стать решающим фактором при наборе в отряд, которому предстоит отправляться на Марс.
При этом, как считают ученые, стимулировать работу сердца при помощи медицинских препаратов нельзя, так как все лекарства плохо усваиваются в условиях невесомости и быстро разлагаются при повышенной радиации. К тому же пищеварительная система и почки, участвующие в переработке лекарств, работают в космосе много хуже, чем на Земле.
Еще одной проблемой является повышенное содержание в организме мужчины железа (по отношению к женскому). В условиях длительного космического полета его концентрация может достичь токсического уровня.
Также, считают исследователи, благодаря меньшей массе тела, женщинам не требуется много пищи. В процессе их жизнедеятельности накапливается меньшее количество отходов, что является немаловажным фактором для долгосрочного пребывания в космосе.
У женщин ученые нашли всего одно противопоказание - менструацию. Во время выходов в открытый космос она увеличивает опасность возникновения кессонной болезни, которая может принять опасные формы из-за уменьшения объема крови в организме.
Однако, несмотря на это, медики рекомендуют организаторам экспедиции на Марс набрать в группу скорее молодых женщин, чем 30-летних мужчин.
Китай примет у себя Международную конференцию по исследованиям Луны
6-я Международная конференция по исследованиям и освоению Луны International Conference on Exploration and Utilization of the Moon (ICEU) прошла в Индии в Идайпуре в ноябре этого года. В ней приняли участие около 200 ученых из 17 стран. На конференции обсуждались новые миссии на Луну и долговременные планы исследования Луны и использования ее "природных ресурсов", в частности изотопа гелия-3, который планируется использовать в качестве топлива для управляемой термоядерной реакции.
Там же было объявлено, когда и где пройдут следующие две конференции этой серии: в сентябре 2005 года 7-ую по счету конференцию примет Монреаль (Канада), а в июле 2006 года в Китае пройдет 8-ая лунная конференция. В каком именно городе она состоится, пока неизвестно. Этот вопрос должна решить Международная рабочая группа по исследованиям Луны (International Lunar Exploration Working Group, ILEWG), в которую входят специалисты из космических ведомств разных стран мира. Эта же рабочая группа была спонсором нынешней конференции.
Экипажу МКС в ближайшие двое суток придется работать по ночам
Экипаж Международной космической станции (МКС) переходит на ночной режим работы. Как сообщил официальный представитель расположенного в Подмосковье Центра управления полетами (ЦУП) Валерий Лындин, "в связи с предстоящими на этой неделе затоплением пристыкованного к МКС "Прогресса М-50" и стыковкой нового "грузовика" у российского космонавта Салижана Шарипова и астронавта NASA Лероя Чиао меняется режим дня".
"Дело в том, - пояснили в ЦУПе, - что эти операции, требующие контроля со стороны экипажа, пройдут ночью".
"Расстыковка заполненного мусором и отработанным оборудованием "Прогресса М-50" запланирована на 22 декабря, 22:37 по московскому времени, поэтому в среду экипаж встанет на полтора часа позже обычного - в 10:30 по Москве и будет работать до двух часов ночи четверга", - уточнили в ЦУПе, добавив, что "по такому же режиму Шарипов и Чиао будут работать и следующие сутки".
Старт "Прогресса М-51" с Байконура, сообщили в Роскосмосе, намечен на 01:19 по московскому времени 24 декабря, стыковка "грузовика" с МКС - на 03:04 26 декабря, сообщает ИТАР-ТАСС.
Рождественский сочельник космонавты начнут поздно - в полдень по Москве, а само католическое Рождество еще позже - в 13:00. По соглашению с американской стороной этот день у 10-го постоянного экипажа МКС объявлен праздничным, однако традиционной рождественской индейкой угоститься на орбите не удастся. Как сообщили в группе NASA в подмосковном ЦУПе, на МКС существуют определенные проблемы с едой - борту остались только куриные и свиные консервы.
Новые припасы доставит "Прогресс М-51", на который загружен 61 продуктовый контейнер вместо обычных 54-х.
Как сообщили в Роскосмосе, приготовления к старту "грузовика" завершаются. Сегодня на Байконуре была проведена стыковка ракеты-носителя "Союз-V" и "Прогресса" с 2,5 т грузов на борту. Утром в среду их вывезут на стартовый комплекс.
NASA плохо считает свои будущие расходы
Главное бюджетно-контрольное управление США провело проверку представленных NASA проектов расходов на проекты возвращения "шаттлов" к полетам и ремонта космического телескопа Hubble. И по результатам этой проверки к NASA был предъявлен целый ряд претензий. Общий вывод контролеров такой: NASA попросту не знает, в какую сумму обойдутся эти проекты американскому налогоплательщику, а представленные сметы - весьма приблизительны.
Например, по оценкам NASA, миссия по ремонту телескопа Hubble будет стоить от 1,7 до 2,4 млрд дол. Разброс получился немаленький - целых 700 млн дол. Кроме того, как выяснилось, некоторые пункты представленной сметы не подкреплены достаточно детальными расчетами. Более того, у NASA до сих пор нет никакого проекта аппарата-робота для инспекции и ремонта телескопа Hubble, на тот случай, если будет принято решение о проведении беспилотной миссии. Так что оценка затрат на его создания была более чем приблизительной.
Но еще более сильным упущением бюджетно-контрольное управление считает отсутствие реальных расчетов затрат на возобновление безопасных полетов "шаттлов". В представленной агентством NASA смете фигурирует сумма в 2 млрд дол., но эта смета имеет весьма общий вид и не подкреплена внятной документацией. А ведь работы по этому проекту идут уже больше года, есть конкретный список рекомендаций, которые необходимо выполнить для возобновления полетов, и объявлены сроки начала полетов (май-июнь 2005 г.).
В общем, стремление чиновников "освоить средства" наблюдается во всех странах мира и во всех отраслях (в том числе космических). Вот только не везде есть достаточно сильное "бюджетно-контрольное управление", которое не позволит с легкостью и купеческим размахом тратить деньги налогоплательщиков.
Экипаж МКС урезал рацион питания вдвое
В интервью газете "Вечерний Бишкек" российский космонавт Салижан Шарипов, который сейчас находится на МКС, сказал, что экипаж станции уже урезал вдвое свой рацион питания. Некоторые виды продуктов на МКС уже закончились, в частности хлеб. Но речь о голодном пайке пока не идет: супов, каши и сладостей в "кладовке" хватает. Шарипов объяснил такую ситуацию тем, что предыдущий экипаж МКС - Геннадий Падалка и Майк Финк - съели больше продуктов, чем планировалось.
26 декабря на МКС должен прибыть грузовой корабль "Прогресс M-51", который должен доставить на станцию новый запас продуктов, но если по каким-то причинам его запуск, назначенный на 24 декабря, будет отложен, то 30 декабря экипаж МКС покинет станцию и вернется на Землю.
Но пока экипаж надеется, что этого делать не придется и готовится к приему нового грузового корабля. В частности сегодня 22 декабря должна быть произведена отстыковка от МКС предыдущего грузового корабля "Прогресс М-50", который прибыл на станцию в августе этого года. В этот корабль уже загрузили мусор и ненужное оборудование. После отстыковки от станции он будет сведен с орбиты и сгорит в плотных слоях атмосферы. А те детали, которые не сгорят, упадут в Тихий океан на расстоянии около 3 тысяч км к востоку от Новой Зеландии.
Скорость вращения радиоизлучения Сатурна уменьшается
Американский зонд Cassini вышел на орбиту Сатурна в июле этого года, но вести наблюдения этой окольцованной планеты он начал еще по дороге к ней. Некоторые результаты этих наблюдений оказались довольно неожиданными для ученых.
В частности, оказалось, что скорость вращения радиоизлучения Сатурна за последние 20-25 лет заметно уменьшилась. Обычно эту скорость измеряют, чтобы определить скорость вращения вокруг собственной оси планет, не имеющих твердой поверхности и покрытых плотными облаками. К таковым относятся газовые гиганты Сатурн и Юпитер. Измерения скорости вращения радиоизлучения Сатурна провели в 1980-81 годах зонды Voyager 1 и 2, пролетавшие мимо Сатурна на их пути к внешнему краю солнечной системы. Эту же скорость в течение последнего года измерял зонд Cassini. Оказалось, что полный оборот радиоизлучение делает в среднем за 10 часов 45 минут и 45 секунд (+/- 36 секунд). Это почти на 6 минут больше, чем во времена зондов Voyager.
Должно ли это означать, что скорость вращения Сатурна вокруг собственной оси стала меньше? Ученые пока не могут ответить на этот вопрос. Но они признают, что объяснить такое изменение вращения радиоизлучения довольно трудно. Вообще-то, Сатурн можно считать уникальной планетой в том смысле, что ось его магнитного поля практически совпадает с осью вращения планеты. А это означает, что на радиоизлучение Сатурна изменения направления магнитного поля в пространстве влиять не должны. Поэтому должен существовать какой-то другой механизм изменения радиоизлучения.
Правда, одна гипотеза, объясняющая такое поведение радиоизлучения Сатурна, уже есть. Возможно, магнитные поля газовых гигантов по своему поведению сходны с магнитным полем Солнца, а не с земным магнитным полем. В частности, магнитное поле Солнца вращается не как твердое тело: период его вращения зависит от широты данного участка поля. Возможно также, что та часть магнитного поля Сатурна, которая управляет радиоизлучением, за последние 20 лет сдвинулась в сторону более высоких широт.
Возможно, объяснить эту загадку удастся в ближайшие годы, если с зондом Cassini все будет нормально и он продолжит свои наблюдения в течение как минимум 4 лет (а, может быть, и дольше).
Ракета-носитель Delta-4 Heavy стартовала с мыса Канаверал
Во вторник с космодрома на мысе Канаверал (Cape Canaveral), США, стартовала американская ракета-носитель Delta-4 Heavy, сообщает BBC News.
Разработанная совместно корпорацией Boeing и ВВС США ракета в настоящее время способна вывести на околоземную орбиту до 20 тонн груза. Разработчики ракеты утверждают, что после необходимых модификаций, она сможет отправлять в космос в два раза больше грузов.
Старт 70-метровой ракеты Delta-4 Heavy несколько раз откладывался из-за мелких технических неполадок и неблагоприятных погодных условий. Он состоялся во вторник и прошел штатно. Ракета вывела на околоземную орбиту два научных спутника и модель грузовой платформы.
Delta-4 Heavy была создана для Министерства обороны США, уже запланированы два запуска, целью которых является отправка на орбиту американских военных спутников. Она также может использоваться для научных и коммерческих целей. Разработчики считают, что Delta-4 Heavy может быть использована для вывода на орбиту астронавтов и необходимого оборудования для экспедиций к Луне и Марсу.
Космонавты используют приговоренный к затоплению модуль для релаксации
Перед тем, как пристыкованный к Международной космический станции грузовой "Прогресс" затопят в Тихом океане, экипаж МКС использует его для "релаксации".
Как сообщил официальный представитель подмосковного Центра управления полетами Валерий Лындин, "после того как "Прогресс М-50" отойдет от МКС и "грузовику" будет выдан импульс на сход с орбиты, Салижан Шарипов проведет научный эксперимент "Релаксация" по изучению воздействия выхлопов двигателей корабля на станцию".
"Во время расстыковки, выдачи тормозных импульсов и входе в верхние слои атмосферы Земли продукты распада топлива двигательных установок вступают в разнообразные химические реакции между собой и с атомарным кислородом", - рассказали в ЦУП.
"Мы исследуем эти реакции - с какой скоростью они протекают, оказывают ли негативное влияние на солнечные батареи и иллюминаторы, на внешнюю поверхность станции", - пояснили в ЦУПе.
"Экипаж фиксирует возникающее при этом излучение с помощью российской аппаратуры "Фиалка", в состав которой входит фотокамера, работающая в ультрафиолетовом диапазоне, и спектрометр", - добавил эксперт.
Эксперименты с отработавшими свой срок на орбите "грузовиками" ЦУП проводит регулярно, сообщает ИТАР-ТАСС.
"В мае с помощью "Прогресса", отведенного на безопасное расстояние от МКС, специалисты ЦУП в течение 10 суток опробовали новые виды ориентации, которые обеспечат снижение микроперегрузок на борту перспективных орбитальных модулей", - напомнили в ЦУП.
По плану "Прогресс М-50" в среду в 22:37 по московскому времени должен отстыковаться от МКС, в 1:32 23 декабря будет выдан импульс на торможение, корабль начнет сход с орбиты и спустя почти 50 минут достигнет поверхности океана, уточнили в ЦУП. На борту "Прогресса М-50" - свыше тонны отходов, накопившихся на МКС.
Сатурн - планета молний
Молнии в атмосфере Сатурна в миллион раз сильнее земных, утверждают ученые проекта Cassini, получившие информацию о сатурнианских атмосферных явлениях через радиосигналы и сравнившие их с земными.
Космический корабль Cassini, отправленный Национальным аэрокосмическим агентством США (NASA) к окрестностям Сатурна, уловил радиосигнал молнии на расстоянии 89 тыс. 200 км от поверхности Земли. В июле прошлого года, приближаясь к планете с кольцами, корабль "поймал" сигнал о молнии за 161 млн. км.
Астрофизик из университета Айова, доктор Дон Гарнетт (Don Gurnett), сказал: "Это значит, что радиосигналы от молний Сатурна в миллион раз сильнее земных. Это удивительно для меня". Некоторые сигналы были отнесены на счет штормов, наблюдаемых с Кассини. Доктор Гарнетт представил результаты на встрече Американского союза геофизиков в Сан-Франциско. Они появились также в онлайновой версии журнала Science.
Молния признана самым частым и самым опасным природным явлением: ежесекундно на Земле происходит 100 разрядов, которые только в США убивают 200 и ранят 750 человек в год.
Связисты бьются с метеорологами за радиочастоты
Метеорологи опасаются, что развитие беспроводной связи лишит их высокочастотных радиодиапазонов, на которых работают метеорологические спутники.
Сотовая, высокочастотная широкополосная связь и автомобильные системы предотвращения столкновений, искажают данные, получаемые со спутников. Это мешает не только предсказывать погоду, но и изучать изменения климата. С одной стороны, метеорологов нельзя перевести с высокочастотного радиооборудования, так как другое "не видит" сквозь облака, а с другой - эти частоты очень нужны бизнесу. Кроме того, высокочастотные диапазоны требуются и военным. "Мы попали в положение Давида и Голиафа", - говорит доктор Стив Фоурман (Steve Foreman) из британского метеобюро (Met Office).
Доктор Стивен Инглиш (Stephen English) говорит, что ученым нужно немного узких диапазонов для обследования Земли. Большинство этих диапазонов уникальны и не могут быть изменены: "Эти диапазоны первоначально использовались для исследования температуры, испарений, льда на поверхности океанов, облаков - ледяных и жидких, снегопадов и ливней". Метеорологи опасаются, что коммерческие интересы возьмут верх. Рабочая группа по вопросам управления частотными диапазонами говорит, что защищать основные диапазоны спектра очень сложно из-за большого давления со стороны телекоммуникационных фирм и военных.
Два диапазона, 6,8 ГГц и 10,7 ГГц, уже утеряны, а 23,6-24 ГГц - под угрозой. Только он позволяет изучать водяные испарения. Г-н Инглиш сказал, что "других таких частот нет, но в этом диапазоне будет разрешена работа автомобильных радаров".
Улучшенный микроволновой сканирующий радиометр, находящийся на спутнике NASA Aqua, отслеживает ливневые осадки. Земля и море, дождь или его отсутствие, на этой частоте выглядят по-разному. Под дождём черный океан приобретает цвет синего фуксина. Над городами преобладают красный и желтый. Это не повышенная температура, а помехи от радиооборудования. "Эти горячие пятна легко выделить. Больше всего беспокоят небольшие помехи, которые будут восприняты как дождь", - говорят метеорологи. Радиосигналы в океане - редкое явление, и исследование океана пока возможно, но на земле уже нельзя точно сказать, идет ли дождь. По мнению экспертов, этот диапазон (23,6 ГГц) ни при каких обстоятельствах нельзя подвергать опасности, и все конкурирующие передачи в нем должны быть запрещены.
Последнее слово останется за специальным подразделением ООН - Международным союзом электорсвязи (ITU), сообщила служба ВВС.
|