Покорим Бесконечность Вместе!!!
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели! (К. Э. Циолковский)
Проект Освоения Космоса


Мировые космические новости

11 января 2005 г.

Содержание

По экватору Япета проходит "горный хребет"

Астронавты NASA уверовали в безопасность шаттлов

Внешний топливный бак для "шаттла" прибыл на космодром

Генератор кислорода на МКС в очередной раз починен

Запуск "шаттла" Discovery назначен на 14 мая

Эксперимент на МКС - космонавтам "прописали" очки



По экватору Япета проходит "горный хребет"

В канун нового 2005 года исследовательский зонд Cassini, который уже полгода работает на орбите Сатурна, совершил облет Япета, одного из спутников этой планеты. Cassini пролетел на расстоянии около 172,4 тыс. км над поверхностью Япета и сделал множество ее фотографий.

Диаметр Япета составляет 1436 км. Его вращение вокруг собственной оси синхронизовано с вращением вокруг Сатурна таким образом, что Япет всегда обращен к Сатурну одной стороной (совсем как Луна по отношению к Земле). Самое необычное в Япете то, что он как бы состоит из двух полушарий - темного и светлого, причем при своем движении вокруг Сатурна он "смотрит" вперед своей темной стороной. На снимках, сделанных в радиодиапазоне длин волн, никакой границы между полушариями не видно, то есть, по своему внутреннему составу Япет однороден (кстати, состоит он главным образом изо льда). Сильная разница в яркости двух полушарий объясняется, по всей видимости, тем, что поверхность льда в темном полушарии покрыта каким-то веществом.

Однако, снимки, сделанные во время последнего облета Япета, выявили еще одну загадку этого спутника. Оказалось, что вдоль его экватора (точнее, параллельно ему, отклоняясь лишь на пару градусов) проходит "горный хребет" шириной около 20 км и высотой как минимум 13 км. На представленном здесь снимке этот хребет протянулся на расстояние около 1300 км. Пока точно не ясно, как возник этот хребет и почему он почти совпадает с экватором. Возможно, вдоль него проходит разлом коры Япета, через который на поверхность извергались вулканические породы, или хребет образовался при сейсмическом сдвиге.


Астронавты NASA уверовали в безопасность шаттлов

Астронавты NASA, которым в мае предстоит совершить полет на космическом корабле многоразового использования "Дискавери", уверены в его безопасности. Об этом в пятницу заявила командир экипажа Эйлин Коллинз (Eileen Collins).

Она полагает, что подготовка к полету проходит гладко, сообщается на сайте CNN. "Я совершенно уверена, что нас не постигнет судьба экипажа "Коламбии", - заявила Коллинз на пресс-конференции в космическом центре имени Кеннеди в штате Флорида.

По ее словам, обшивка топливных баков, приведшая к гибели "Коламбии", была усовершенствована, а сам корабль оснащен дополнительными средствами безопасности. Кроме того, все семь членов экипажа отрабатывают приемы экстренного ремонта термостойкой облицовки корабля для предотвращения возможных инцидентов в будущем.

"Дискавери" станет первым космическим челноком, поднявшимся в воздух за последние два года. Решение о приостановке полетов шаттлов было принято после катастрофы шаттла "Коламбия" в феврале 2003 года, в результате которой погибли семь астронавтов.

Комиссия по расследованию происшествия установила, что во время взлета шаттла отвалившийся фрагмент обшивки его топливного бака повредил крыло, что привело к нарушению термозащиты "Коламбии" и к взрыву шаттла при его вхождении в плотные слои атмосферы.


Внешний топливный бак для "шаттла" прибыл на космодром

31 декабря из Нового Орлеана по морю через Мексиканский залив отправилась баржа Pegasus, на борт которой погрузили внешний топливный бак для "шаттла" Discovery, которому предстоит отправиться в полет первому после долгого перерыва. В Новом Орлеане на заводе компании Lockheed Martin производилась модернизация этого топливного бака, цель которой состояла в том, чтобы повысить безопасность запусков "шаттлов". Точнее, задача конструкторов состояла в том, чтобы больше не допускать падения обледенелой теплозащитной пены с топливного бака на крылья и другие поверхности "шаттла". Поэтому на критических участках бака теперь установлены специальные обогреватели, которые будут препятствовать образованию льда на поверхности. Напомним, что диаметр бака составляет 8,4 м, длина - 47 м, а вес в пустом состоянии - 26,5 тонн.

Путь по морю длиной около 1,5 тыс. км занял 5 дней. Утром 6 января бак выгрузили на сушу на мысе Канаверал, устроив ему шумную встречу с участием сотрудников NASA и представителей СМИ. Путь от причала до сборочного корпуса космодрома занял еще 30 минут. В сборочном корпусе бак поставили в вертикальное положение. Здесь начинается его подготовка к запуску, и начинается она с проверки механических, электрических и теплозащитных систем бака. В конце концов, бак будет смонтирован вместе с двумя твердотопливными ускорителями, затем к этой конструкции присоединят "шаттл" Discovery, а потом выкатят на стартовую площадку.


Генератор кислорода на МКС в очередной раз починен

Генератор кислорода "Электрон", который установлен на МКС, ломался уже неоднократно. В последний раз он преподнес сюрприз экипажу в первый день нового 2005 года. Как оказалось, генерация кислорода прекратилась из-за того, что в трубопроводах генератора образовались пузыри воздуха. Первые попытки экипажа - Салижана Шарипова и Лероя Чиао (Leroy Chiao) - починить генератор были безуспешными. Наконец инженеры российского ЦУПа, несмотря на всеобщие выходные, разобрались с причиной неполадок и велели экипажу заправить свежим электролитом один из блоков генератора. "Борьба" с генератором кислорода продолжалась до 6 января и с тех пор он работает нормально.

Напомним, что на случай выхода из строя генератора кислорода на борту МКС имеются баллоны с кислородом, доставленные грузовым кораблем "Прогресс" (их запаса хватит на 57 дней), и специальные шашки, выделяющие кислород при горении. Так что угрозы для жизни и здоровья экипажа во время неполадок с "Электроном" не было.


Запуск "шаттла" Discovery назначен на 14 мая

Руководство NASA официально назвало дату и время запуска "шаттла" Discovery, которому первому после долгого перерыва предстоит отправиться в космос. Итак, старт "шаттла" Discovery миссии STS-114 назначен на 14 мая. Запуск должен состояться со стартовой площадки 39B в 16:11 по местному времени (15 мая в 0:11 по московскому времени).

Экипаж Discovery будет состоять из 7 человек. Командиром будет Эйлин Коллинз (Eileen Collins), единственная пока женщина-астронавт NASA, которая уже командовала экипажем "шаттла". Это было в июле 1999 г., когда "шаттл" Columbia выводил на орбиту рентгеновский космический телескоп Chandra. Для Коллинз это будет четвертый полет в космос. Пилотом Discovery будет Джеймс Келли (James Kelly). Кроме них на борту "шаттла" будет 5 специалистов: японский астронавт Соичи Ногучи (Soichi Noguchi), Стивен Робинсон (Stephen Robinson), Эндрю Томас (Andrew Thomas), Венди Лоуренс (Wendy Lawrence) и Чарльз Камарда (Charles Camarda). В программе этой миссии - стыковка с МКС и три выхода в открытый космос.


Эксперимент на МКС - космонавтам "прописали" очки

Экипажу Международной космической станции ученые "прописали" очки. "В ходе российско-европейского эксперимента ETD (Eye Tracking Device) Салижан Шарипов проведет час в специальных очках для точного отслеживания движения глаз", - сообщил ИТАР-ТАСС начальник сектора целевых нагрузок подмосковного Центра управления полетами Олег Волков.

Очки соединены с компьютером, на экране которого появляются различные предметы. "Космонавт смотрит на них, а специальная компьютерная программа определяет смещение фокуса взгляда от так называемой плоскости Листинга", - рассказал ученый.

"Плоскость названа в честь немецкого физиолога Листинга, доказавшего, что именно на фронтальной плоскости, проходящей через центр вращения глаза, фокусируется взгляд человека", - пояснил Волков.

"Цель исследования - изучить влияния длительной микрогравитации на зрительные функции организма человека", - уточнил ученый. По его словам, результаты эксперимента позволят оптимизировать режим работы космонавтов на орбите.

Планируется, что за полгода работы на МКС Шарипов проведет семь сессий этого эксперимента через каждые три недели полета. Разработанный учеными Европейского космического агентства и Института медико-биологических проблем Российской академии наук эксперимент будет проводиться в течение трех длительных экспедиций на МКС. Первым испытуемым стал предшественник Шарипова - Геннадий Падалка.



Нас считают