18 января 2005 г.

На первом снимке космического телескопа Swift - остатки сверхновой Cassiopeia A

24 пульсара найдены в звёздном скоплении в нашей Галактике

Астрономы обнаружили планеты на "звездном кладбище"

Неполадки с электричеством на втором спутнике Intelsat

Луизианский профессор разгадал тайну астрономии

В 2005 году россияне смогут наблюдать два лунных и одно солнечное затмение

Вслед за Титаном европейские ученые намерены обследовать Венеру и Меркурий

Во вторник Землю накроет мощнейшая магнитная буря

В Индии к запуску готовятся два спутника

До апреля Россия запустит восемь космических аппаратов

5 немецких спутников-шпионов отправятся на орбиту с космодрома Плесецк

ВВС Ирана всерьез займутся борьбой с НЛО

На первом снимке космического телескопа Swift - остатки сверхновой Cassiopeia A

Космический телескоп Swift, основная задача которого состоит в поиске и исследовании гамма-вспышек, был запущен на околоземную орбиту 20 ноября 2004 г. Подобная аппаратура обычно проходит довольно длительный период тестирования и калибровки на орбите, так что научные наблюдения телескоп еще не начал. Строго говоря, на нем установлено три телескопа, которые работают в разных диапазонах длин волн - рентгеновском, ультрафиолетовом и гамма-излучения. Последний из них, получивший название Burst Alert Telescope, предназначается для быстрого поиска гамма-вспышек, которые обычно бывают очень кратковременными. Полученные координаты гамма-вспышки этот телескоп будет передавать на два других телескопа зонда Swift и на крупные наземные телескопы, которые будут проводить дальнейшие исследования гамма-вспышки.

Здесь представлен первый снимок, сделанный рентгеновским телескопом зонда Swift в "испытательных" целях. На нем изображен мощный рентгеновский и радиоисточник Cassiopeia A, расположенный в созвездии Кассиопеи. Разные цвета облака горячего газа на этом снимке означают разные уровни энергии его рентгеновского излучения. Самый нижний энергетический уровень соответствует красному цвету (это излучение испускается главным образом железосодержащим газом). Средний уровень - это зеленый цвет (это излучает кремний). Синий цвет соответствует рентгеновскому излучению с максимальной энергией. Астрономы считают, что Cassiopeia A - это остаток взрыва сверхновой, который земляне должны были увидеть в 1667 году, однако никаких свидетельств его наблюдения найдено не было. Возможно, взрыв был закрыт от наблюдения пылевым облаком, расположенном на прямой, соединяющей Cassiopeia A и Землю.

24 пульсара найдены в звёздном скоплении в нашей Галактике

Как сообщает New Scientist, американские астрономы, использовавшие стометровый радиотелескоп в Грин Бэнк в Западной Вирджинии, смогли обнаружить 21 доселе неизвестный пульсар. Пульсары скрываются в скоплении древних (чтобы не сказать, древнейших) звёзд в шаровом звёздном скоплении Terzan 5 вблизи центра нашей Галактики. Ранее в этом кластере были известны три пульсара. Это пока что абсолютный рекорд для любого известного звёздного скопления. Прежний рекордсмен - 47 Тукана (47 Tucanae) содержит лишь 22 пульсара.

Считается, что пульсар - это остатки обычной звезды, чрезвычайно плотный сгусток вещества, оставшегося после коллапса светила, стремительно вращающийся и испускающий мощные потоки радиоизлучения. Вследствие вращения пульсара, его излучение регистрируется на Земле в виде циклических импульсов.

Средний возраст "живых" звёзд в кластере Terzan 5 составляет 10 миллиардов лет (т.е. они в среднем лишь на 3-4 миллиарда лет младше Большого взрыва).

Все новооткрытые пульсары вращаются в сотни раз быстрее большинства из 1500 известных на данный момент пульсаров. Самый быстрый из них вращается с периодом 600 раз в секунду. Астрономы предполагают, что эти пульсары вращаются с такой скоростью из-за того, что в какой-то момент сближались с другими звёздами и получали от них дополнительное угловое ускорение. В шаровом скоплении Terzan 5 быстровращающиеся пульсары представлены в таком изобилии именно из-за того, что звёзды там располагаются чрезвычайно плотно: до 10 тысяч звёзд в одном кубическом световом годе.

Соответственно, пульсары могут оказываться в составе самых сложных и экзотических звёздных соединений. Очевидно, что происходили "смены партнёров" и столкновения. Вероятно, именно в результате таких столкновений и образовались рекордсмены по массе: кластер Terzan 5 содержит два пульсара, по массе вдвое превосходящих массу нашего Солнца. Доселе самым "тяжёлым" считался пульсар, превышавший по массе наше Солнце в 1,68 раза.

Астрономы считают, что пульсары-тяжеловесы образовались в результате столкновения менее крупных пульсаров с красными гигантами.

Само существование столь массивных пульсаров позволяет астрономам исключить некоторые предположения о строении объектов такого рода: в частности, теперь уже точно можно сказать, что это не звёзды в "нейтронной оболочке", и заполненные вязкой субстанцией, состоящей из кварков.

По мнению исследователей, изучавших кластер, 24 пульсара - это не предел. Возможно, удастся обнаружить и ещё больше: 13 из новых пульсаров обращаются вокруг других, обычных звёзд (образуя таким образом парную систему), и есть основания полагать, что в Terzan 5 могут существовать и такие пары, как пульсар - чёрная дыра, или пары скоростных миллисекундных пульсаров.

Однако, зафиксировать сигнал от вращающейся двойной системы - задача чрезвычайно трудная, требующая для решения огромных вычислительных мощностей.

Астрономы обнаружили планеты на "звездном кладбище"

Астрономы из Университета штата Пенсильвания в сотрудничестве со специалистами Годдардовского центра космонавтики NASA доложили о первых результатах своего поиска экзопланет в самом для этого неподходящем месте - на "кладбище звезд". Результаты подобных исследований представляют особый интерес, потому что дают какое-то представление о возможности образования планет у звезд, намного более массивных, чем наше Солнце.

Смешанная группа ученых выявила двух потенциальных кандидатов в экзопланеты, обследовав при помощи трех разных телескопов 20 мертвых звезд - белых карликов, удаленных от Солнца на расстояния от 24 до 220 световых лет. Белые карлики представляют собой небольшие плотные объекты, по размерам не превосходящие Землю. Это "холодные трупы" звезд, израсходовавших все свое горючее, но прежде бывших соразмерными нашему светилу (или даже в несколько раз массивнее Солнца).

Как предполагали ученые, обнаружить планеты с массой вдесятеро большей, чем у Юпитера (а у некоторых - даже с массой впятеро меньшей, чем у крупнейшего газового гиганта Солнечной системы), вряд ли что-то им помешает, если только таковые действительно обращаются вокруг дряхлых звезд. Однако удалось выявить лишь двух потенциальных кандидатов в "иные миры".

Чтобы с достаточной степенью уверенности определить, являются ли обнаруженные объекты экзопланетами, ученые собираются продолжать фотографировать каждый из них в течение долгого периода - от нескольких месяцев до года. Если удастся установить, что подозрительные объекты перемещаются согласованно с белыми карликами, это будет означать, что объекты взаимосвязаны и обращаются по орбитам вокруг своих звезд.

Вероятность обнаружения планет у белых карликов крайне мала, однако, для того чтобы подтвердить это, потребуется исследовать гораздо больше систем старых выгоревших звезд.

Из-за того, что при помощи современных телескопов почти невозможно непосредственно получить изображение планеты у такой яркой звезды, как наше Солнце, американские астрономы взялись обследовать тусклые белые карлики. Свет таких звезд в тысячи раз менее интенсивен, чем излучение Солнца. Доказав наличие планет, обращающихся вокруг старой звезды, исследователи надеются реконструировать планетную систему в том виде, в котором она существовала в активный период жизни выгоревшего светила.

Данные поиски проводятся в рамках "соревнования" за получение первого "снимка" экзопланеты. Астрономы намереваются сверить с такой фотографией все имеющиеся в настоящие время теории образования звездных систем. Подобные сведения помогут понять, каким образом возникла наша Солнечная система, и насколько высока вероятность возникновения жизни в других уголках нашей Галактики. Серьезные успехи в этой области едва ли будут возможны до появления более крупных и чувствительных телескопов, способных засечь хотя бы газовые гиганты, подобные нашему Юпитеру.

Неполадки с электричеством на втором спутнике Intelsat

Оператору спутниковой связи компании Intelsat определенно не везет: менее чем за два месяца произошло два инцидента с ее спутниками, и обе аварии были связаны с системой электропитания.

28 ноября 2004 г. авария в электрической распределительной сети произошла на спутнике Intelsat Americas 7 (он же Telstar 7). Поначалу даже было объявлено об окончательном выходе спутника из строя, но недели через две после инцидента удалось восстановить работу 22 ретрансляторов спутника.

И вот новая авария. 14 января 2005 г. из-за "неожиданной аномалии в работе системы электропитания" вышел из строя спутник Intelsat 804, который был выведен на орбиту 7 лет назад. Производителем спутника Intelsat 804 является компания Lockheed Martin, гарантийный срок его службы составляет 10 лет.

Компания Intelsat уже переключила клиентов, пользовавшихся ретрансляторами спутника Intelsat 804, на другие каналы связи и приступила к расследованию инцидента вместе со специалистами Lockheed Martin. Intelsat уверена в том, что никакой связи между двумя авариями на ее спутниках нет. Во всяком случае, построены они были разными компаниями (производителем спутника Intelsat Americas 7 является компания Space Systems/Loral), и конструкции у них разные. Поэтому Intelsat не ожидает, что Intelsat 804 через пару недель вновь заработает.

Луизианский профессор разгадал тайну астрономии

Профессор физики и астрономии Университета штата Луизиана Брэдли Шефер обнаружил, что давно утерянный звездный каталог Гиппарха, датировавшийся 129 г. до н.э. присутствует на римской статуе, именующейся Атлантом Фарнезе. Гиппарх, один из величайших астрономов античности составил, по общему признанию, первый наиболее подробный звездный каталог, на данные которого впоследствии опирались многие ученые древности и средних веков. Считалось, что данный каталог был безвозвратно утерян в раннехристианский период, вполне вероятно, при пожаре Великой библиотеки в Александрии.

Атлант Фарнезе - это римская статуя второго века нашей эры, установленная около 1550 г. на вилле кардинала Алессандро Фарнезе (внука папы Павла III) в Капрароле (Монте-Чимини, в 56 км к северо-западу от Рима), она изображает титана Атланта, держащего на плечах небесную сферу. Как выяснил Шефер, рельефный рисунок созвездий на глобусе статуи чрезвычайно подробно отображает древнегреческую карту звездного неба, и фигуры созвездий точно соответствуют описаниям в каталоге Гиппарха.

Работа Гиппарха по составлению подробного звездного каталога, которую он проводил ориентировочно в период со 140 по 125 годы до н.э., многими учеными признавалась выдающейся. Своей известностью этот гений античности обязан открытию первой новой звезды и явления прецессии, разработке теории движения солнца и луны, качественным наблюдениям за планетами, и, разумеется, составлению первого в мире каталога из примерно тысячи звезд. К сожалению, лишь одна из работ Гиппарха сохранилась до наших дней - это "Комментарии", в которых детально описываются очертания созвездий. Остальные труды ученого известны только по упоминаниям в работах более поздних астрономов, например, у Птолемея (около 85-165 гг. н.э.) в "Альмагесте" описывается звездный каталог Гиппарха.

Атлант Фарнезе (мраморная статуя двух с лишним метров ростом) сейчас хранится в коллекции Фарнезе в Национальном археологическом музее в Неаполе. На мраморном звездном глобусе диаметром 66 см нарисованы 41 созвездие, небесный экватор, тропики и эклиптика. Историки искусства пришли к заключению, что сохранившаяся статуя представляет собой позднюю римскую копию греческого оригинала. По утверждению Шефера, точность изображения созвездий говорит о том, что скульптор опирался в своей работе на конкретные астрономические наблюдения. Ранее их приписывали многим другим ученым, но только не Гиппарху. А Шефер как раз указывает на явное соответствие изображения именно каталогу, составленному Гиппархом.

Прецессия, открытая Гиппархом, представляет собой процесс, при котором звезды и рисунок созвездий двигаются относительно небесного экватора и тропиков. В этом и кроется ключ к установлению даты наблюдений, результаты которых воплощены скульптором в мраморе. Для проведения тщательного анализа профессор Шефер сам отправился в Неаполь и сделал собственные снимки звездного глобуса. Замерив около семидесяти различных позиций на сфере, американец вычислил наиболее подходящую по времени дату проведения увековеченных астрономических наблюдений. Это оказался 125 год до н.э. при погрешности в плюс-минус 55 лет, то есть период между 180 и 70 гг. до н.э.

125 год прямо указывает на Гиппарха (по имеющимся данным, каталог был создан им в 129 году до н.э.), а все прежде предполагавшиеся авторы астрономических наблюдений остаются вне установленных временных рамок.

Детализация изображения на глобусе также говорит в пользу Гиппарха, так как точности в 3,5 градуса невозможно добиться обычными устными описаниями (на это указывают прочие потенциальные источники, такие как Арат и Евдокс), дающими лишь восьмиградусную точность. А вот следующий подробный звездный каталог, как известно, принадлежит Птолемею, что было уже намного позднее - в 128 г. н.э.

Вдобавок, известно, что Гиппарх сконструировал множество звездных глобусов на основе собственного каталога. Например, существуют древние монеты, на которых Гиппарх изображен сидящим перед сферой, а Птолемей ясно указывает в своих работах, что Гиппарх делал звездные глобусы. Таким образом, считает Шефер, вполне можно предположить, что греческий скульптор, ваявший статую Атланта, аккуратно скопировал глобус, сделанный Гиппархом, а позднее, при создании дубликата, уже римский скульптор скопировал изображение созвездий.

Кроме того, на глобусе статуи Атланта Фарнезе обнаруживаются многие специфические подробности, указывающие на то, что Гиппарх вел самостоятельные подробные наблюдения. После проведенных сравнений выявились явные особенности, отличные от описаний как Птолемея, так и других древних ученых - Арата, Эратосфена, Евдокса и прочих.

Теперь, когда более-менее доказано, что ранее считавшийся утраченным звездный каталог Гиппарха все-таки сохранился, можно будет попытаться ответить на два важных вопроса: что Гиппарх использовал в качестве координат, и какую долю его каталога позаимствовал Птолемей, включив в свой "Альмагест". Хотя, как утверждает Шефер, замечательнее всего то, что человечеству довелось вновь обрести один из величайших образчиков древней ученой мысли.

В 2005 году россияне смогут наблюдать два лунных и одно солнечное затмение

В текущем году россияне смогут наблюдать два лунных и одно солнечное затмение. Об этом "Интерфаксу" сообщила заведующая отделом космической астрометрии Российской академии наук (РАН) Лидия Рыхлова.

"24 апреля нас ожидает полутеневое лунное затмение. Оно пройдет по всей территории России и Белоруссии, однако его начало будет видно только на Дальнем Востоке. Наибольшая фаза затмения, то есть когда Луна закроется земной тенью, составит 80 процентов", - сказала Рыхлова.

Еще одно частное теневое лунное затмение ожидается в октябре. Это затмение лучше всего будет видно в Восточной Сибири.

3 октября ожидается частное солнечное затмение. "Однако это не будет таким выдающимся астрономическим событием, как нас ожидает в марте 2006 года. Тогда земляне смогут наблюдать полное солнечное затмение. Особенно хорошо это будет видно из обсерватории над поселком Терскол на высоте 3,100 метров в Приэльбрусье (Кавказ). Ученые всего мира с нетерпением ждут этого события", - сказала Рыхлова.

Вслед за Титаном европейские ученые намерены обследовать Венеру и Меркурий

До сих пор межпланетные миссии Европейского космического агентства (European Space Agency - ESA) не давали повода для разочарований. В декабре 2003 года без всяких проблем вышла на орбиту станция Mars Express. Полностью оправдал себя зонд Huygens. Хорошие новости приходят с зонда Rosetta, который в 2014 году должен встретиться с кометой Чурюмова-Герасименко.

Последние успехи вселяют в инженеров уверенность в их технологическом выборе и дают надежду на успех полетов на Венеру (ноябрь этого года) и Меркурий (2012 год). Уже сейчас работают телескопы, призванные изучать отдаленные галактики, и ученые намерены выступить с новыми предложениями относительно изучения Солнечной системы, чтобы дать пищу европейским космическим амбициям, пишет Liberation (перевод на сайте Inopressa.ru).

В 2005 году должно состояться совещание стран-участниц ESA на уровне министров. Пока не известно, попадет ли в повестку дня вопрос о затянувшейся стагнации научного бюджета Европейского космического агентства.

Во вторник Землю накроет мощнейшая магнитная буря

К Земле идет самая сильная в этом году магнитная буря, пик которой придется на 19 и 20 января. Об этом сообщил заведующий лабораторией Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Анатолий Белов, передает ИТАР-ТАСС.

По словам ученого, земляне смогут ощутить на себе последствия большой вспышки, которая произошла на Солнце несколько дней назад, уже в ночь со вторника на среду. В настоящее время уровень солнечной активности остается крайне высоким. На диске звезды наблюдаются четыре группы активных солнечных пятен, одна из которых настолько велика, что видна невооруженным глазом.

Министерство по чрезвычайным ситуациям предупредило, что в связи с магнитной бурей возможны нарушения в работе систем связи. Кроме того, во время сильных магнитных возмущений особое внимание здоровью должны уделять те, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями. Вообще, вероятность чрезвычайных ситуаций в эти дни максимальна, отметили в МЧС.

Воздействие магнитных бурь на здоровье человека до конца еще не изучено. Мнения ученых расходятся: одни полагают, что магнитная буря несет угрозу, другие считают, что сильные вспышки на Солнце совершенно не опасны для человека.

Магнитные бури могут сказаться на работе не только связи, но и космической техники. Так, в ноябре 2004 года сильная магнитная буря прижала к Земле МКС - её орбита снизилась на 7 километров. В октябре 2003 года из-за мощной магнитной бури вышел из строя японский спутник связи, была нарушена работа находящегося на орбите Марса американского космического аппарата "Одиссей".

В Индии к запуску готовятся два спутника

Индийское управление по космическим исследованиям (ISRO, Indian Space Research Organization) готовит сейчас к запуску в космос два спутника. Первый спутник - Cartosat-1 - планируется запустить в марте-апреле 2005 г. Он предназначается для съемки поверхности Земли с разрешением 2,5 метра. Использоваться эти снимки будут в картографических приложениях. На полярную орбиту его выведет индийская ракета PSLV.

Второй спутник - Insat-4A - отправится на геосинхронную орбиту в мае-июне. Правда, в космос его выведет ракета Ariane, стартующая с космодрома Куру во Французской Гвиане. Как сообщается, спутник Insat-4A имеет многоцелевое назначение. В частности его планируется использовать для дистанционного зондирования поверхности земли (снимки со спутников серии Insat, которые уже находятся на орбитах, использовались для оценки масштабов разрушений, вызванных недавним цунами).

До апреля Россия запустит восемь космических аппаратов

В течение первых трёх месяцев 2005 года планируется осуществить запуск семи ракетоносителей и вывести на околоземную орбиту восемь космических аппаратов. Для этого расчеты Роскосмоса и боевые расчеты Космических войск осуществят подготовку и проведут пуски ракетоносителей "Союз", "Протон", РС-20, "Космос" с космодромов Байконур и Плесецк.

С космодрома Байконур в феврале запланировано два запуска. Третьего февраля с космодрома будет осуществлен запуск американского спутника связи АМС-12, который будет выведен на орбиту ракетой-носителем "Протон-М". Данный космический аппарат создан по заказу компании SES Americom и предназначен для обеспечения цифрового видеовещания и предоставления интернет-услуг.

28 февраля будет осуществлен запуск грузового корабля "Прогресс М" для обеспечения работы экипажа МКС. На март с Байконура запланированы запуски двух космических аппаратов. 16 марта будет осуществлен запуск ракеты "Союз-ФГ", с помощью которой с космодрома Байконур будет выведен на орбиту космический аппарат Galaxy-14. А ракета "Протон-К" выведет на орбиту спутник "Экспресс-АМ2", запуск которого планируется 31 марта.

Среди включенных в план запусков первого квартала 2005 года с космодрома Плесецк - ракеты "Рокот" и "Космос-3М". Ракета "Рокот" в конце марта выведет на орбиту аппарат "Криосат", а ракета "Космос-3М" в январе - космический аппарат в интересах Министерства обороны России и малый космический аппарат "Университетский", который будет работать в интересах МГУ им. М.В. Ломоносова.

Даты всех запусков будут уточняться по готовности технических и стартовых комплексов, ракет-носителей и космических аппаратов, а также в интересах заказчиков.

5 немецких спутников-шпионов отправятся на орбиту с космодрома Плесецк

В 2005 г. (более точно дата пока не называется) на российском космодроме Плесецк должен состояться запуск ракеты "Космос 3М" в интересах министерства обороны Германии. Вышеупомянутая ракета должна вывести на околоземные орбиты пять небольших разведывательных спутников SAR-Lupe.

SAR-Lupe - это первая в Германии спутниковая разведывательная система, которая состоит из пяти одинаковых спутников и наземного оборудования. Эта система разработана немецкой компанией OHB-System AG, которая гарантирует работу спутников в течение 10 лет. Как сообщается, система SAR-Lupe будет работать в любых погодных условиях. Она будет поставлять подробные снимки практически всех районов земного шара. Разрешение фотографий не указывается и частота съемки каждого участка поверхности тоже, но говорится, что немецкий бундесвер будет получать свежую информацию.

ВВС Ирана всерьез займутся борьбой с НЛО

Представители вооруженных сил Ирана различного уровня серьезно озаботились появлением в иранском небе многочисленных неопознанных летающих объектов.

Главной проблемой, которая последнее время все больше беспокоит ответственные лица Исламской Республики, стало определение происхождения светящихся летающих объектов. Неясно, принадлежат ли они внеземным цивилизациям или это летающие "шпионы-невидимки", посланные вражескими Ирану государствами, передает РИА "Новости".

Попытавшись развеять опасения иранцев, один из заместителей командующего ВВС Ирана генерал-лейтенант Мусави заявил: "мы уже давно занимаемся расследованием данного вопроса, и на нынешнем этапе можно сказать, что летающие тарелки и НЛО не фиксируются радарами".

"Для военно-воздушных сил указанные объекты не представляют опасности, так как, по нашим данным, тарелки и светящиеся объекты летают на очень большой высоте", - говорится в опубликованном в понедельник заявлении Мусави.

Он отметил, что "иранские летчики неоднократно наблюдали НЛО при выполнении учебных и боевых полетов".

Между тем генерал заявил о готовности ВВС отразить любого рода вторжение в воздушное пространство Исламской Республики. Однако другой высокопоставленный военный иранской армии, пожелавший остаться неназванным, считает возможным появление современных летательных аппаратов, осуществляющих разведывательные полеты, и обосновывает это последними пролетами тарелок над иранскими ядерными объектами.

Возможно, появление в небе над исламским государством неопознанных летающих объектов связано с "секретной операцией", которую якобы проводят американские войска в этой стране. Информация о том, что Соединенные Штаты проводят в Иране тайные разведывательные операции, выбирая цели для потенциальных военных ударов, была опубликована в журнале New Yorker.

Иран охвачен НЛО-лихорадкой уже больше года. За это время, как говорят наблюдатели, в стране были зафиксированы десятки НЛО.

Последний раз НЛО были замечены в Иране в конце декабря прошлого года. Светящийся объект, похожий на звезду, облетел провинции Центральная, Бушер и Исфаган (в районе Исфаганского атомного центра). Передвигаясь с востока на запад, НЛО проследовал и над населенным пунктом Натанз, где расположен один из ядерных объектов Ирана. Данные полеты даже напугали местных жителей.

Ранее подобные явления наблюдались иранскими жителями в конце апреля - начале мая 2004 года. По поступающим из различных источников данным, неизвестные летательные объекты обладают хорошей маневренностью, скоростью и способностью менять цвета свечения на зеленый, голубой, фиолетовый и красный.

В связи с участившимися случаями наблюдения неопознанных летающих объектов в Восточном полушарии Россия и Иран договорились о совместном изучении феномена НЛО. Две страны подчеркивают факт "расширения двустороннего сотрудничества, в частности, в исследовании космоса и создания спутников". Помимо договоренности о научном изучении НЛО, Россия и Иран оговаривают последние детали соглашения о создании спутника Zohreh для Ирана. Этот план пылился на полках уже несколько лет - его реализации мешали бюрократические проволочки.