20 января 2005 г.

Opportunity отыскал на Марсе железный метеорит

Зонд SMART-1 выходит на заданную окололунную орбиту

Регул - вращающаяся звездная "пуля"

Новорожденные звезды в соседней галактике Малое Магелланово Облако

Кольца Сатурна выбрасывают в космос пыль

Ракета-носитель "Космос-3М" успешно вывела на целевую орбиту 2 спутника

Зеленая комета Макхольца в январском небе

"Союзы" будут запускать с экватора

Россия и Европа будут вместе строить новые ракеты

Погибший экипаж "Колумбии" зафиксировал странное атмосферное явление

Opportunity отыскал на Марсе железный метеорит

Американский марсоход Opportunity нашел на Марсе метеорит размером с баскетбольный мяч, пишет в среду журнал New Scientist. Лежащий на поверхности планеты железный метеорит обнаружен впервые, утверждают ученые NASA.

Специалисты обратили внимание на странный валун с нехарактерной для марсианских камней изъеденной поверхностью в начале января, однако тогда Opportunity был занят изучением обнаруженных фрагментов теплоизоляции собственного посадочного модуля. Добраться до странного объекта и произвести необходимые анализы и замеры марсоход смог только в субботу 15 января.

Ученые намерены продолжить поиск метеоритов на поверхности планеты. Результат таких поисков, как положительный, так и отрицательный, должен дать им ценную информацию о скорости процессов эрозии и образования наносов на равнинах Марса.

Зонд SMART-1 выходит на заданную окололунную орбиту

Европейский зонд SMART-1, который отправился к Луне конце сентября 2003 г., вышел на орбиту нашего ночного светила 15 ноября 2004 г. Но параметры той орбиты были далеки от желаемых, так что еще два месяца SMART-1 с помощью своего ионного двигателя приближался к заданной эллиптической полярной орбите. Этот процесс сейчас подходит к концу. 10 января по команде с наземного ЦУПа ионный двигатель зонда был временно выключен. Это было сделано для того, чтобы провести точные расчеты массы оставшегося в двигателе топлива и составить план его "сжигания" до конца миссии.

Поэтому выход на заданную орбиту был отодвинут на конец января. На этой орбите зонд сможет находиться в течение полугода - с конца января до конца июля 2005 г. А потом из-за воздействия гравитационного поля Земли орбита зонда станет неустойчивой, и без дополнительного импульса двигателем он начнет по спирали медленно спускаться на поверхность Луны. На маневр двигателем нужно около 4 кг топлива (ксенон), то есть это - неприкосновенный запас. Остальное топливо (по разным оценкам от 2,6 до 6,8 кг) нужно для изменений орбиты для проведения исследований поверхности Луны, и этот остаток нужно растянуть на максимальный срок.

Регул - вращающаяся звездная "пуля"

Регул - это самая яркая звезда в созвездии Льва. Но не яркость является самой интересной ее характеристикой. С помощью нового мощного телескопа CHARA астрономам впервые удалось определить форму этой звезды, которую она приобрела из-за своего быстрого вращения, разницу температур между полярными и экваториальными областями, а также ориентацию оси вращения звезды.

Если Солнце делает полный виток вокруг своей оси примерно за 24 часа и его экваториальная скорость составляет около 7200 км/ч, то у Регула экваториальная скорость составляет порядка 1,1 млн км/ч. При этом ее диаметр почти в 5 раз больше, чем у Солнца. Из-за такого быстрого вращения форма звезды заметно отличается от шара: ее экваториальный диаметр на треть больше полярного (на представленном здесь рисунке в масштабе изображены Регул и Солнце). Причем, если бы звезда Регул вращалась бы еще на 10% быстрее, то ее центробежная сила превысила бы гравитационную, и внешние части звезды разлетелись бы по сторонам.

Особо следует отметить, что благодаря телескопу CHARA у звезды Регул было впервые в реальности зафиксировано явление гравитационного потемнения. Это явление было предсказано теоретически: как гласит теорема Цейпеля, поверхностная яркость вращающейся звезды в любой точке поверхности пропорциональна значению силы тяжести в данной точке. До сих пор из-за слишком большой удаленности вращающихся звезд и, соответственно, недостаточной разрешающей способности телескопов проверить на практике эту теорему не представлялось возможным. Теперь же астрономам удалось определить, что температура поверхности Регула в полярных областях составляет 15'100oС, а на экваторе - только 10'000o. Из-за этой разницы температур яркость поверхности звезды в полярных областях в 5 раз больше, чем на экваторе. В среднем же яркость Регула почти в 350 раз больше яркости Солнца.

Интересной оказалось и ориентация оси вращения звезды. Оказалось, что она наклонена к северному направлению неба под углом 86o. Кроме того, выяснилось, что Регул движется в пространстве в том же направлении, куда направлена ее ось вращения. То есть, Регул движется подобно пуле, выпущенной из нарезного оружия. Объяснения этому явлению астрономы пока не придумали.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о телескопе CHARA, который работает в ИК-диапазоне длин волн. Он представляет собой матрицу из шести телескопов, установленных на горе Вильсона в южной Калифорнии. Каждый телескоп имеет зеркало диаметром 1 м. Расположены эти телескопы в форме буквы "Y" таким образом, что самые дальние телескопы находятся на расстоянии 200 м от центра матрицы. Эта матрица из телескопов имеет такое же разрешение, какое имел бы один телескоп с зеркалом диаметром 330 м. Основная задача телескопа CHARA - детальное исследование относительно ярких объектов (слабо излучающие объекты - это не его жанр). CHARA может увидеть на объекте детали размером 0,0005 угловой секунды.

Новорожденные звезды в соседней галактике Малое Магелланово Облако

С помощь космического телескопа Hubble астрономам впервые удалось обнаружить в небольшой галактике Малое Магелланово Облако скопление совсем молодых звезд. Эта галактика - наша соседка, она находится на расстоянии 210 тыс. световых лет от Земли, ее можно увидеть невооруженным глазом в южном созвездии Тукана. Новорожденные звезды находятся в туманности NGC 346 (она показана на снимке вверху). Строго говоря, эти звезды еще только формируются из газовых облаков, испытывающих гравитационный коллапс. В них еще даже не началась термоядерная реакция горения водорода. Самая маленькая из этих звезд вдвое легче нашего Солнца. По подсчетам астрономов, в туманности NGC 346 находится более 2500 новорожденных звезд, а всего их там около 70 тысяч. Самое старое звездное скопление в ней имеет возраст 4,5 млрд лет, а самое молодое - всего 5 млн лет.

Кольца Сатурна выбрасывают в космос пыль

Межпланетной станции Cassini удалось сделать открытие, согласно которому было установлено, что от одного из колец Сатурна постоянно исходят потоки пыли, устремленные в открытый космос, сообщает New Scientist. Ученые и ранее догадывались о таких извержениях колец Сатурна, но парадоксальным казался тот факт, что микроскопические частицы могут двигаться с очень высокой скоростью. Впервые эти данные были сняты 15 января 2004 года, когда станция находилась на расстоянии в 70 млн. километров от планеты и чем ближе Cassini подходил к Сатурну, тем сильнее становились удары частиц о борт корабля.

Собранные данные показали, что диаметр частиц составляет от 2 до 50 нанометров и при этом они двигаются со скоростью в 100 километров в секунду. Высокая скорость обусловлена тем, что частицы изначально заряжаются солнечной радиацией, а потом на них начинает действовать магнитное поле Сатурна. Вследствие этого под действием электромагнитных сил они улетают с огромной скоростью в космос.

Более 10 лет назад, в 1992 году, космическим зондом Ulissis уже были обнаружены похожие пылевые потоки в районе Юпитера. В этом случае было установлено, что их источником являются вулканы, которые в огромном количестве представлены на спутнике Юпитера Ио. В связи с этим ученые склонны полагать, что выброс пыли является своеобразной визитной карточкой больших планет.

Ракета-носитель "Космос-3М" успешно вывела на целевую орбиту 2 спутника

Стартовавшая в четверг с космодрома Плесецк ракета-носитель "Космос-3М" успешно вывела на целевую орбиту военный космический аппарат серии "Космос" и спутник "Университетский" ("Татьяна").

Как сообщил представитель Космических войск РФ, отделение состоялось еще в 7:02 по московскому времени, однако из-за того, что космические аппараты в этот момент находились вне зоны радиовидимости, подтверждения отделения удалось получить только сейчас.

Военному аппарату присвоен порядковый номер "Космос-2414". В настоящее время со спутниками установлена и поддерживается устойчивая связь, бортовые системы "Космос-2414" и "Университетский" функционируют нормально, передает РИА "Новости".

Запуск учебного спутника "Университетский" ("Татьяна") осуществлен в рамках космической научно-образовательной программы "МГУ-250", предусматривающей создание недорогой космической платформы для экспериментов в космосе силами ученых, преподавателей и студентов МГУ.

Научные эксперименты на учебном спутнике включают в себя эксперименты по изучению радиационной обстановки вблизи Земли, космических частиц высокой энергии, ультрафиолетового фонового излучения ночной атмосферы и полярных сияний, магнитного поля Земли, а также радиационной стойкости бортовой электроники.

Для осуществления этих исследований на борту спутника установлены детекторы космической радиации.

Эти приборы позволяют измерять потоки заряженных частиц в околоземном пространстве в очень широком диапазоне - от десятков до миллионов электронвольт. Этот диапазон перекрывает энергии частиц как радиационных поясов Земли, так и космических лучей, генерируемых Солнцем во время усиления активности.

Кроме того, на борту "Татьяны" смонтированы детекторы ультрафиолетового излучения, которые позволяют измерить уровень фонового свечения ночной атмосферы, а также полярных сияний во время усиления магнитных бурь.

Образовательная часть учебного спутникового проекта призвана способствовать популяризации знаний о космосе.Она, в частности, включает демонстрацию физических явлений, происходящих в околоземном пространстве на основе получаемой со спутника информации.

В настоящее время преподаватели и сотрудники МГУ разработали для передачи заинтересованным школам и вузам методические "спутниковые" пособия: базисный мультимедийный курс, интерактивные лабораторные работы и спецпрактикум.

Так, разработанный курс "Жизнь Земли в атмосфере Солнца" рассчитан на широкий круг студентов младших курсов, и призван дать им наглядное представление о процессах, происходящих в системе Солнце-Земля и рассказать о методах исследования солнечно-земных связей.

Зеленая комета Макхольца в январском небе

Комета, получившая в каталоге наименование c/2004 Q2, была открыта 27 августа 2004 г. астрономом-любителем Дональдом Макхольцем (Donald Machholz) из штата Калифорния. Она стала для Макхольца десятой по счету открытой кометой. Самую ближнюю к Земле точку своей орбиты (51 млн км) новая комета Макхольца прошла в ночь с 5 на 6 января 2005 г., а сейчас расстояние до нее составляет 52 млн км. Точка орбиты кометы, когда будет минимальным ее расстояние до Солнца, будет пройдена 24 января. В этот день расстояние от ядра кометы до Солнца составит 179 млн км.

Комету Макхольца можно сейчас увидеть и невооруженным глазом, но для этого условия наблюдения должны быть практически идеальными. Так что лучше вооружиться биноклем. Искать ее нужно справа на расстоянии около 2 градусов от скопления Плеяды (невооруженным глазом можно увидеть шесть близко расположенных друг к другу ярких звезд). Скопление Плеяды находится справа от созвездия Тельца в южной части неба. Размытое зеленоватое облачко - это и есть комета Макхольца, точнее - ее кома, размер которой в поперечнике составляет 450 тыс. км. Зеленый цвет комы объясняется тем, что в ней имеются циан и двухатомный углерод, которые при освещении солнцем переизлучают в зеленом диапазоне длин волн.

"Союзы" будут запускать с экватора

Первый коммерческий запуск с Куру запланирован на конец 2006 года.

Главы Росавиакосмоса и Европейского космического агентства подписали соглашение о строительстве российского стартового комплекса Куру во Французской Гвиане, сообщает ВВС.

Во вторник главы этих организаций Анатолий Перминов и Жан-Жак Дорден договорились о долгосрочном сотрудничестве в области разработки, создания и использования ракет-носителей.

"Реализация проекта даст России возможность существенно расширить область использования семейства "Союзов" на мировом рынке космических услуг", - подчеркнул официальный представитель Роскосмоса Вячеслав Давиденко.

Стоимость строительства стартовой площадки и создания инфраструктуры для запуска "Союзов" с Куру оценивается в 344 млн. евро, из которых российская сторона получит 121 млн. евро Первый коммерческий запуск запланирован на конец 2006 года.

"Окончательный дизайн проекта "Союз-Куру" только что утвержден. Вопрос об увеличении доли российской стороны в этом проекте находится в стадии переговоров", - сказал Жак-Жак Дорден.

В ноябре прошлого года с космодрома Плесецк в Архангельской области был успешно осуществлен испытательный запуск ракеты-носителя "Союз-2", модификацию которой планируют использовать для запусков из Французской Гвианы.

Запуск ракет с экватора позволит существенно увеличить их полезную нагрузку. Соглашение об использовании космодрома Куру для запуска "Союзов" было подписано Францией и Россией в 2003 году.

Сотрудничество России и Европы в космической области охватывает большое количество проектов, включая отправку европейских астронавтов на МКС.

Россия и Европа будут вместе строить новые ракеты

Глава Федерального космического агентства (Роскосмос) Анатолий Перминов и глава Европейского космического агентства Жан-Жак Дорден подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве в области разработки, создания и использования ракет-носителей. Как сообщает информационное агентство РИА "Новости", это соглашение было подписано 19 января в Москве.

По словам главы Роскосмоса, соглашение готовилось долго, и в его разработке принимали участие все российские министерства и ведомства. Со стороны же ЕКА в подготовке документа участвовали 17 космических держав, входящих в космическое агентство.

Предполагается, что Россия и Европа будут совместно разрабатывать перспективные ракеты-носители, а также организуют запуски российских "Союз-СТ" с космодрома Куру во Французской Гвиане. По словам Жан-Жака Дордена, для этого сотрудникам Европейского космического агентства нужно завершить строительство стартового комплекса в Гвианском космическом центре. Первый запуск нового российского "Союза" с космодрома Куру может состояться в 2007 году.

Проект запусков российских ракет-носителей с Куры начал разрабатываться в 1998 году государственным научно-производственным ракетно-космическим центром "ЦСКБ-Прогресс" совместно с российско-французским акционерным обществом "Старсем", учредителями которого являются Роскосмос, "ЦСКБ-Прогресс", фирмы EADS (European Aeronautic Defence and Space Company) и ARIANESPACE (Франция).

Реализация проекта даст России возможность существенно расширить область использования семейства ракет-носителей "Союз" на мировом рынке услуг по запуску, благодаря расположению космодрома в экваториальной области.

Что же касается разработки новых видов ракет-носителей, то в этой области речь идет о проектах многоразовых жидкостных ракетных двигателей, работающих на жидком кислороде и углеводороде, а также жидкостных ступеней многоразового использования и экспериментальных аппаратов для многоразовых космических транспортных систем.

Погибший экипаж "Колумбии" зафиксировал странное атмосферное явление

Некий феномен в атмосфере был зафиксирован на видео экипажем космического корабля "Колумбия" за несколько дней до крушения, сообщает New Scientist. При заходе на планируемую посадку 1 февраля 2003 года космический корабль Колумбия с семью астронавтами на борту потерпел крушение, развалившись на несколько частей и унес жизни всех членов экипажа.

Полет длился 16 дней и 20 января в NASA экипажем были переданы отснятые ими видеоматериалы, целью которых было определение свойств, и дальнейшее исследование атмосферной пыли.

Год посвятили исследователи центра на обработку видеоинформации и теперь готовы обнародовать полученные данные. В ходе просмотра видеозаписи интерес исследователей вызвал сюжет, длительностью в 33 миллисекунды, на котором зафиксировано некое зарево в слоях атмосферы. Зарево было зафиксировано на высоте в 150 километров над Мадагаскаром. Пока ученые не могут с точностью сказать, что это такое, поскольку данное явление не может быть точно ими охарактеризовано.

Одни ученые склонны полагать, что эта вспышка свидетельствует о попадании метеорита в слои атмосферы, хотя вспышка при этом значительно ярче. Другие считают, что данное зарево вызвано ни чем иным, как отблесками молний.