21 января 2005 г.

Космический зонд Deep Impact попал в поле зрения мощного телескопа

ВВС США будут летать в космосе

На Солнце произошла новая мощная вспышка, сообщает Росгидромет

Обновленные шаттлы могут погибнуть от 15 граммов пены

Обновленные американские космические корабли многоразового использования оказалась более хрупкими, чем предполагали инженеры NASA. Об этом сообщается в четверг на сайте газеты New York Times.

Как показали проведенные испытания, в случае, если при старте кусок пенной теплоизоляции весом всего в 15 граммов отколется от топливного бака корабля и ударится о переднюю кромку крыла шаттла, это приведет к появлению небольших трещин в его покрытии. В свою очередь, это может стать причиной разрушения структуры крыла корабля при его вхождении в атмосферу.

При этом, причиной гибели шаттла "Коламбия" в феврале 2003 года, в результате которой погибли семь астронавтов, послужило именно разрушение его крыла, произошедшее при сходных обстоятельствах. После этого полеты кораблей многоразового использования были приостановлены. Чтобы избежать повторения подобных катастроф, был составлен список из 15 технических проблем, которые инженеры NASA должны решить перед тем, как полеты шаттлов будут возобновлены.

Несмотря на то, что большая часть этих технических проблем уже решена, до сих пор не найден способ осуществлять ремонт поврежденного покрытия шаттлов непосредственно в космосе. Специалисты считают, что на данном уровне развития технологии это невозможно. При этом они не нашли никаких принципиальных препятствий к возобновлению полетов шаттлов уже весной 2005 года.

Первым американским космическим кораблем многоразового использования, который совершит полет к Международной космической станции после двухлетнего перерыва, станет "Дискавери", запуск которого намечен на май.

Спутник CALIPSO не прошел испытаний

Спутник CALIPSO (Cloud-Aerosol Lidar and Infra-Red Pathfinder Satellite Observations) предназначается для исследований облаков и аэрозолей в атмосфере Земли и их влияния на глобальный климат. Это совместный проект NASA и Французского космического агентства. Его планируется вывести на орбиту одновременно со спутником CloudSat, который также будет исследовать облака, на одной ракете Delta 2. Старт изначально был запланирован на 29 января 2005 г., но уже дважды переносился. Сначала на 15 апреля, а недавно - на 26 мая. Последняя задержка объясняется тем, что спутник CALIPSO не прошел тепловых испытаний в вакуумной камере. Не выдержал установленный на спутнике лазерный локатор CALIOP (Cloud-Aerosol Lidar and Orthogonal Polarization). Из-за его ремонта старт пришлось перенести почти на полтора месяца.

Галактика - отдельно, газовый диск - отдельно

Это фотография карликовой галактики UGC 5288, которая по размерам намного меньше нашего Млечного Пути. Она находится на расстоянии 16 млн световых лет от Земли. Снимок представляет собой комбинацию двух изображений, сделанных в видимом и радиодиапазонах длин волн. Центральное белое яркое пятно - это и есть галактика UGC 5288, а окружающее ее сине-фиолетовое облако - это гигантский диск водорода (его излучение и зафиксировал радиотелескоп Very Large Array (VLA)). Правда, как выяснилось, галактика и окружающий ее газовый диск живут сами по себе, то есть это огромное облако газа никак не вовлечено в процесс образования новых звезд внутри галактики.

Галактика эта имеет вытянутую форму, ее длина составляет около 6000 световых лет, а ширина - 4000 световых лет. Размеры же водородного диска намного больше - 41 на 28 тысяч световых лет. Астрономы не нашли никаких признаков того, что этот газ был когда-то вытолкнут из галактики при формировании звезд или вытянут при встрече UGC 5288 с какой-то другой галактикой. Возможно, это водородное облако осталось "лишним" после формирования галактики UGC 5288 и теперь они даже не соприкасаются: газовый диск мирно вращается вокруг галактики, и они никак не взаимодействуют. Тогда состав этого водородного облака должен оставаться "чистым" на протяжении миллиардов лет, то есть в нем не должно быть тяжелых химических элементов, которые образуются в недрах звезд, и на его примере астрономы могут узнать что-то новое о процессах формирования галактик.

Звездный инкубатор в туманности Трехраздельная

Инфракрасный космический телескоп Spitzer сделал новые снимки туманности Трехраздельная, которая находится на расстоянии 5400 световых лет от Земли в созвездии Стрельца. Эта туманность известна своими бурными процессами образования новых звезд. А за такими явлениями лучше всего наблюдать в инфракрасный телескоп, для которого не являются препятствием облака газа и пыли, в которых рождаются звезды.

Следует отметить уникальное строение туманности Трехраздельная: в ее центре располагается одна очень массивная звезда, которая образовалась примерно 300 тыс. лет назад. Мощное излучение и звездные ветры этой звезды и сформировали Трехраздельную туманность в том виде, в каком она существует сейчас. Эти же звездные ветры действовали как ударные волны для сжатия газа и пыли с образованием плотных облаков, которые начинали испытывать гравитационный коллапс - так и формировались новые звезды.

Телескоп Spitzer был сфокусирован на четырех самых плотных скоплениях пыли в туманности Трехраздельная, и именно там было обнаружено 30 эмбрионов массивных звезд и 120 новорожденных звезд меньших размеров. Причем оказалось, что самые массивные и яркие звезды образуются ближе к центру газопылевых облаков, где плотность материи выше. То есть среди рождающихся звезд наблюдается конкуренция в борьбе за "строительные материалы", и там где их больше вырастают самые крупные звезды.

Магнитная буря прижимает МКС к земле

По словам представителя Центра управления полетами (ЦУП) орбита Международной космической станции претерпела изменения и МКС немного приблизилась к земле. Произошло это из-за затянувшихся магнитных бурь, бушевавших над планетой в последние дни. Но жизни космонавтов эти природные явления не угрожают.

Как сообщил представитель ЦУП Валерий Лындин, "за минувшие несколько дней из-за магнитных бурь станция стала снижаться более интенсивно, однако это не критическое снижение. Орбита МКС постоянно поддерживается на высоте порядка 400 километров от Земли".

Средняя потеря высоты орбиты станции составляет около 150 метров в сутки. Поэтому ЦУП время от времени вынужден производить корректировку орбиты. Накануне магнитных бурь орбита МКС была увеличена на 8,5 километров. Перед стартом очередного грузового корабля, намеченного на 28 февраля, планируется провести еще одну коррекцию орбиты.

Ситуация с нынешним интенсивным снижением МКС, по словам Лындина, не представляет угрозы для МКС и ее экипажа.

С начала этой недели российский космонавт Салижан Шарипов и астронавт NASA Лерой Чиао, работающие на станции, измеряли радиационную обстановку на МКС специальными дозиметрами. На ночь обитатели МКС укрывались в специальных отсеках, которые наиболее защищены от радиации.

Ежедневно работающие на орбите космонавты получают порядка 15-25 миллирад радиации. В дни сильных магнитных бурь эта доза увеличивается на 10-15 единиц. По словам врачей из Институте медико-биологических проблем, "это совершенно безопасно для организма человека".

МКС сейчас находится на высоте около 360 километров, а естественный пояс электромагнитной защиты Земли расположен на высоте 500-600 километров. Несмотря на то что протоны практически не проходят через этот пояс, станция оборудована противорадиационной защитой.

Сейчас космонавты продолжают подготовку к выходу в открытый космос, намеченному на 26 января.

Космический зонд Deep Impact попал в поле зрения мощного телескопа

Эта фотография была сделана 13 января 5-метровым телескопом, установленным на горе Паломар. Камера телескопа снимала район созвездия Девы. Длительность экспозиции составила 10 минут. Красноватая полоса, которая пересекает снимок наискосок, это космический зонд Deep Impact, который в это время находился на расстоянии около 260 тыс. км от Земли. Фотография была сделана на следующий день после старта этого космического аппарата.

Deep Impact направляется к комете Tempel 1. Он летит со скоростью около 16 тыс. км в час и в окрестностях кометы он должен оказаться в первых числах июля этого года. 4 июля Deep Impact должен выстрелить в ядро кометы специальным 370-килограммовым снарядом, а потом сфотографировать и исследовать с помощью спектрографов разлетающиеся обломки и стенки образовавшегося кратера. Как предполагается, полученные результаты позволят восстановить хронологию формирования солнечной системы и происходившие при этом процессы.

ВВС США будут летать в космосе

Военно-воздушные силы США уже в течение года смогут начать выполнение заданий в ближнем космосе, на высоте 65.000 футов (19.800 метров). Об этом заявил представитель командования американских ВВС. По мнению военных, подобные полеты в стратосфере существенно помогут выполнению различных боевых задач и сэкономят деньги на использовании спутников.

Сейчас ВВС США изучают возможности суборбитального использования аэростатов, наполненных гелием, и планеров с дистанционным управлением. Находясь в нижних слоях стратосферы (выше 18 км), но значительно ниже чем внешняя граница космоса (около 80 км), новые летательные аппараты смогут отслеживать передвижения войск, защищать военные конвои, определять масштабы ущерба и использоваться в качестве станций связи. Особенно важно использование подобных аппаратов в горячих точках, типа Ирака.

Как сообщает агентство Reuters, генерал-лейтенант Дэниэл Лиф (Daniel Leaf), заместитель командующего Космическим командованием ВВС США объявил о назначенном на январь 2005 года испытании зонда. Аэростат должен подняться на высоту 21 км в районе Финикса, шт. Аризона, и обеспечить связь между наземными частями, командованием воздушной поддержки и патрульными истребителями. Аэростат Combat SkySat Phase I построен компанией Space Data Corp.

Еще одно испытание летательного аппарата планерного типа пройдет в следующем месяце в штате Орегон.

ВВС США смогут начать использовать эти аппараты в стратосфере как средства связи уже в течении года, но, по словам Лифа, пройдет не менее 10 лет, прежде чем авиация сможет принять на вооружение другие типы беспилотных аппаратов, умеющих выполнять и другие задачи.

Всего у американских ВВС есть около 10 направлений использования подобных суборбитальных аэростатов и планеров, в том числе наблюдение, разведка, сбор данных и взаимодействие с системой глобального позиционирования (GPS). Лиф подчеркнул, что ВВС США не планируют вооружать данные аппараты.

На Солнце произошла новая мощная вспышка, сообщает Росгидромет

На Солнце в четверг произошла очень мощная вспышка, самые большие за 15 лет потоки заряженных частиц высокой энергии достигли Земли за считанные минуты. Эта вспышка была вдвое мощнее, чем зафиксированная в понедельник, заявил ИТАР-ТАСС заведующий лабораторией Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Анатолий Белов.

"Вспышка породила самые высокие с 1989 года потоки высокоэнергичных заряженных частиц, которые в считанные минуты достигли Земли", - сказал он, отметив, что "такие вспышки с высокой интенсивностью солнечных космических лучей бывают редко, не чаще одного раза в 20 лет".

Из-за сегодняшнего всплеска солнечной активности "спутниковая аппаратура может пострадать больше, чем в предыдущие дни", считает Белов. В периоды самых больших "солнечных событий" часть аппаратуры на важнейших спутниках отключается автоматически, но, по мнению ученого, сегодня "некоторые спутниковые системы могут отключиться несанкционированно - и навсегда".

"Микроэлектроника больше подвержена влиянию космической погоды, чем полупроводники, поэтому с наступлением эры микроэлектроники человечество стало более уязвимым, чем раньше", - считает Белов. И хотя Солнце в целом не становится более активным, вспышки приносят значительно больше неприятностей - выходит из строя связь, телевидение и различная аппаратура.

В то же время, отметил Белов, долетевшие до Земли потоки заряженных частиц не приведут к значительному повышению уровня радиации на поверхности планеты и, соответственно, не нанесут вреда здоровью людей. "Меры предосторожности необходимы только для космонавтов, несущих вахту на Международной космической станции, поскольку они подвержены прямому воздействию космических лучей", - сказал ученый.

Как сообщили в Центре управления полетами, "на орбите продолжает действовать введенный в понедельник режим "АЛЕРТ", предусматривающий повышенный контроль за радиационной обстановкой на борту". "Опасности для здоровья экипажа нет", - подчеркнули в ЦУП. Однако россиянин Салижан Шарипов по рекомендации врачей спит в так называемом районе большого диаметра российского служебного модуля. "Каюты в российском сегменте имеют меньшую степень защиты", - пояснил эксперт.