Сергей Крикалев не хочет использовать МКС как убежище
Один из самых опытных российских космонавтов Сергей Крикалев, который должен принять на себя руководство Международной космической станцией этой весной, заявил, что сомневается в том, что МКС можно использовать как убежище в случае аварии шаттла, сообщает АР.
По мнению Крикалева, шансы на то, что шаттл "Дискавери" получит непоправимые повреждения при взлете и будет вынужден встать на стоянку около МКС, в то время как команда будет ожидать второй шаттл для эвакуации, оцениваются как минимальные.
Тем не менее, сказал космонавт, поскольку старт шаттла назначен на май, то любая подобная возможность должна рассматриваться со всей серьезностью, и он уже обсуждал данный вопрос с руководством NASA.
Запланированный на весну старт космического челнока будет означать возвращение NASA к программам полета шаттлов, приостановленной после катастрофы 2003 года. Все это время специалисты NASA пытались разрешить проблему отслоения теплоизоляции от топливного бака во время старта, что привело к катастрофе шаттла в 2003 году.
Если шаттл получит подобное повреждение при взлете, и его невозможно будет исправить, то команда "Дискавери" будет вынуждена оставаться на МКС и дожидаться прибытия шаттла "Атлантис".
В этом случае количество обитателей МКС достигнет 9 человек - 7 астронавтов шаттла и 2 человека, составляющие экипаж МКС, в данном случае, Сергей Крикалев и амерканец Джон Филлипс, которые прибудут на МКС в апреле.
По словам Крикалева, такое количество людей на станции окажет серьезную нагрузку на ресурсы. "Один месяц, - сказал Крикалев, - это терпимо. Но если это продлится больше, то возникнут проблемы".
Beagle стал жертвой самонадеянности организаторов проекта
Европейскому космическому агентству не следовало отправлять на Марс зонд Beagle 2, потому что проект был недофинансирован, и к тому же его осуществлением занималась команда, не обладающая достаточным управленческим опытом в этой сфере. Как сообщает Financial Times, об этом заявила официальная комиссия по расследованию аварии.
ЕКА и британское правительство первоначально засекретили отчет комиссии, ссылаясь на соображения коммерческой тайны, однако затем под давлением комитета по науке Палаты общин вынуждены были пойти на попятную.
По мнению членов комиссии, в которую в том числе входили эксперты из российского Космического центра имени Бабакина и Лаборатории реактивного движения NASA, главной ошибкой было то, что Beagle посчитали просто "научным прибором", который доставит к Марсу европейский космический аппарат Mars Express. Вместо этого Beagle следовало расценивать как самостоятельный космический аппарат, управление которым должна была осуществлять организация с соответствующим опытом работы, а не группа университетских ученых.
Консорциум по созданию Beagle возглавлял Открытый университет. В него также входил, Лестерский университет и две частные компании, Martin Baker Aircraft и EADS Astrium. В июне 2001 года, то есть за два года до старта, Martin Baker Aircraft объявила о выходе из проекта "из-за непреодолимых коммерческих разногласий с Astrium". Между тем, именно Martin Baker занималась разработкой системы вхождения в атмосферу Марса, спуска и посадки. Комиссия считает, что именно недоработки в этой части оказались критическими.
Кроме того, в ноябре 1999 года ЕКА одобрила, несмотря на имеющиеся возражения, начало работы над проектом, хотя его финансирование еще не было открыто. В результате, по мнению комиссии, на начальном этапе конструкция зонда не получила должной инженерной проработки, а впоследствии создание Beagle завершалось авральными темпами.
В результате стоимость Beagle 2 в два раза превысила первоначальную смету в 24 миллиона фунтов стерлингов, а связь с зондом была потеряна при посадке на Марс в канун рождества 2003 года. Точную причину гибели Beagle комиссия установить не смогла, однако наиболее вероятной считается отказ основного парашюта или системы воздушных подушек, предназначенных для смягчения удара при посадке.
Россия предлагает стандартизировать космические аппараты
Российское космическое агентство предложило NASA стандартизировать системы новых пилотируемых космических аппаратов России и США с тем, чтобы они стали совместимыми и чтобы их экипажи в случае необходимости могли помочь друг другу.
Сейчас российские "Союзы" и американские "шаттлы" несовместимы друг с другом. В них есть только одно общее - они могут пристыковываться к МКС (но каждый к своему порту). По мнению главы Роскосмоса Анатолия Перминова, российские и американские космические корабли следует сделать полностью совместимыми и взаимозаменяемыми на всех основных этапах космических полетов. Тогда они смогут стыковаться друг с другом на орбите для перехода экипажа, дозаправлять друг друга топливом и проводить спасательные операции в случае аварий.
Ракета Ariane 5 ECA готовится к старту с космодрома Куру
11 февраля на космодроме Куру во Французской Гвиане должен состояться "квалификационный" запуск новой европейской ракеты Ariane-5 ECA. В декабре 2002 г. во время первого запуска модернизированной ракеты Ariane-5 произошла авария: из-за нештатной работы нового двигателя Vulcain 2 ракета отклонилась от курса и стала падать, после чего она была взорвана по команде с земли. Больше двух лет велись работы по исправлению конструктивных ошибок, и вот доработанная ракета стоит на стартовой площадке. Теперь решено два ее первых полета сделать демонстрационными или "квалификационными".
Правда, во время предстоящего запуска Ariane-5 ECA должна вывести на переходную геосинхронную орбиту "настоящий" телекоммуникационный спутник XTAR-EUR и экспериментальный миниспутник Sloshsat-FLEVO, предназначенный для исследования динамики жидкости в невесомости. Кроме того, на разгонном блоке смонтирована телеметрическая видеосистема Maqsat B2, которая должна записать все технические параметры запуска.
По расчетам ракета Ariane-5 ECA должна выводить на геостационарные переходные орбиты груз весом до 10 тонн (грузоподъемность предыдущей модели Ariane-5 составляет 6 тонн).
В США решается судьба орбитального телескопа Хаббл
Ученые и правительство США никак не могут прийти к единому мнению и определить дальнейшую судьбу орбитального телескопа "Хаббл", сообщает Associated Press . Основная проблема состоит в том, что без профилактического ремонта с 2007 до 2010 года можно ожидать выхода из строя аппаратуры и гироскопов на "Хаббле".
Объем финансирования, направленного на реализацию этого проекта, оценивается в 2 млрд. долларов, что представляется властям США чрезмерной суммой. Кроме того, после гибели многоразового космического корабля "Колумбия" два года назад американские шаттлы ни разу не покидали Земли. Ремонт "Хаббла" предполагалось выполнить именно с помощью шаттла.
Что делать с "Хабблом" в ближайшие годы должно быть решено в самое ближайшее время. Пока известно лишь одно: в 2013 году орбитальный телескоп будет затоплен в океане.
|