14 февраля 2005 г.

На Международной космической станции появится конституция

Спутник Сатурна очень напоминает Мертвую Планету из "Звездных войн"

Чёрные дыры отвечают за рост галактик

Ученые измерили скорость ветра на Титане

Япония возвращается в космос

NASA: впереди - самый теплый год

На Международной космической станции появится конституция

В апреле с космодрома Байконур на борт МКС будет доставлена конституция ЕС, сообщает РИА "Новости". Такое решение было принято в Брюсселе для того, чтобы повысить интерес к этому документу со стороны граждан стран-членов Евросоюза.

На днях комиссар ЕС по промышленности Гюнтер Ферхойген (Guenter Verheugen) передал экземпляр конституции французскому астронавту Мишелю Тонини (Michel Tognini), который в свою очередь отдаст его итальянцу Роберто Виттори (Roberto Vittori) - участнику апрельской экспедиции на МКС.

Лидеры ЕС полагают, что такая акция добавит конституции популярности - согласно последним опросам, девять из десяти европейцев пока мало что о ней знают. При этом менее всего поддерживают принятие основного закона Евросоюза британцы, 45 процентов которых готовы проголосовать против ее введения на предстоящем общенациональном референдуме.

Ферхойген надеется, что полет конституции вокруг Земли станет "символом европейской самоидентификации", сообщает BBC News. Со своей стороны, британская партия независимости, скептически относящаяся к конституции, подчеркивает, что документу "самое место в открытом космосе". "Будь на МКС побольше места, можно было бы отправить в космос все экземпляры этой конституции", иронизирует ее лидер, Марк Краучер (Mark Croucher).

В настоящее время конституция ратифицирована Европарламентом и принята в Литве, Венгрии и Латвии. Для того, чтобы основной закон ЕС вступил в силу, его должны принять путем парламентского голосования или общенационального референдума все 25 членов союза. Как ожидается, процесс ратификации конституционного договора, подписанного лидерами ЕС в октябре, займет около двух лет.

Спутник Сатурна очень напоминает Мертвую Планету из "Звездных войн"

Последние снимки, сделанные с космической станции "Кассини", свидетельствуют о том, что спутник Сатурна Мимас имеет прямое сходство с Мертвой планетой из «Звездных войн», сообщает NewScientist. Последние данные полученные 16 января текущего года свидетельствуют о том, что треть Мимаса занимает огромный кратер протяженностью в 138 км. Все снимки были сделаны космической станцией с расстояния в 213 км и имеют разрешение 1,3 км на пиксель.

Астрономы склонны полагать, что кратер образовался в результате столкновения Мимаса с огромным астероидом, в результате чего планете все-таки удалось выжить, хотя если бы астероид или его скорость были немногим больше, то Мимаса ждала бы неминуемая гибель. Все кратеры на Мимасе носят имена героев легендарного Камелота, кроме одного, который был назван в честь открывателя Мимаса сэра Вильяма Хэршела.

Чёрные дыры отвечают за рост галактик

Взаимосвязь между ростом галактик и эволюцией чёрных дыр удалось обнаружить астрофизикам в ходе компьютерного эксперимента. Результаты, полученные сотрудниками университета Карнеги Меллона, астрофизического центра имени Макса Планка и Гарвардского университета, опубликованы в журнале Nature.

Ученые пытались смоделировать столкновение двух зарождающихся галактик, в центре каждой из которых находится чёрная дыра. Под действием взаимного притяжения из двух черных дыр возникает новая, масса которой начинает стремительно расти за счет поглощения прилегающего вещества и становится в миллиарды раз больше массы Солнца. "Излишки" газа образуют вблизи черной дыры квазар - тяжелый и протяженный излучающий объект, "подпитываемый" ее энергией. Излучения квазара оказывается достаточно, чтобы "разогнать" вещество галактики на значительные расстояния от центра и инициировать процесс образования звёзд.

Достаточно давно астрофизики установили, что между массами черной дыры и окружающей ее галактики существует корреляция. Уравнения, описывающие в новой модели динамику квазара и черной дыры, сделали взаимосвязь очевидной.

Развитие метода, считает профессор Хернквист (Hernquist), возглавляющий кафедру астрономии в Гарвардском университете, позволит применить его к взаимодействующим скоплениям галактик.

Ученые измерили скорость ветра на Титане

Задача по измерению силы ветра на крупнейшем спутнике Сатурна Титане выполнена благодаря удачному стечению обстоятельств.

Зонд «Гюйгенс», отделившийся от космического аппарата «Кассини», вошел в атмосферу Титана 14 января. Ученые планировали определить скорость ветра, анализируя сдвиги частот сигнала от нескольких передатчиков, передаваемого на Землю через «Кассини». Однако один из передатчиков «Кассини» не включился. Радиосигналы, по мощности не превышающие сигналы мобильного телефона, достигли земных радиотелескопов, пройдя более миллиарда километров. Сети сверхчувствительных наземных радиотелескопов, развернутой в 1997 году по всему миру, удалось зафиксировать их. В частности, сигналы были приняты в США и Австралии.

Ясное небо позволило отслеживать сигналы диапазона 2 ГГц с точностью до герца. Этого достаточно для того, чтобы обнаружить эффект Допплера («плавание» частоты из-за движения источника), вызванного движением со скоростью менее 20 см в секунду. Были получены сигналы, отосланные начиная с высоты 150 км над поверхностью Титана, где «Гюйгенс» начало сдувать на восток со скоростью примерно 400 км/ч. Данные примерно совпадают с более ранними измерениями скорости ветра на высоте 200 км, сделанными земными радиотелескопами за последние несколько лет. На уровне поверхности спутника, сдвиги эффекта Допплера показали небольшой ветер скоростью несколько метров в секунду.

Исследователям удалось обнаружить и кое-что непредвиденное: на высоте от 80 до 60 км «Гюйгенс» испытал воздействие быстрого переменного ветра с порывами в вертикальном направлении, сообщил New Scientist.

Япония возвращается в космос

После более чем годового перерыва, космическое агентство Японии готовится к новому запуску космической ракеты H2-A. До него осталось несколько дней. На ракету H2-A, как на будущий транспорт для спутников, возлагают большие надежды японские военные, ученые и телекоммуникационные компании.

После пяти последовательных успешных запусков с 2002 года, в ноябре 2003 года H2-A с двумя спутниками-шпионами на борту, отклонилась от курса вскоре после старта и взорвалась в средних слоях атмосферы. По утверждению специалистов, в ракете был неисправен ускоритель. В результате страна лишилась единственного средства вывода спутников на орбиту. На время расследования инцидента полеты отложили. Горечи добавил тот факт, что авария случилась через месяц после того, как главный конкурент Японии Китай осуществил космический полет человека.

«Успех запуска ракеты H2-A на этот раз окажет огромное влияние на будущие космические программы Японии», — сказал профессор космических наук университета Киото, Катсуи Кояма (Katsuji Koyama). Подготовка ракеты находится на завершающей стадии. Запуск состоится на острове Танегашима, в 700 милях к юго-востоку от Токио. Ракета выведет на орбиту многофункциональный метеорологический и телекоммуникационный спутник. «Мы считаем, что готовы к запуску», — сказал представитель японского космического агентства JAXA, Хироаки Сато (Hiroaki Sato).

Новый спутник заменит на орбите метеоспутник Himawari 5, отказавший в 2004 году, из-за чего японцы вынуждены получать прогноз погоды из США. Кроме отслеживания погоды, спутник будет помогать авиадиспетчерам направлять полеты через океан.

Первая космическая ракета в Японии была запущена в 1970 году. Хотя страна долгое время заявляла о незаинтересованности в полетах людей в космос, недавно правительство создало специальную группу, которая должна рассмотреть возможность такого полета в ближайшие 20–30 лет. Однако, важность японской космической программы в мировом масштабе невелика: если в первой ракете были реализованы последние достижения технологий, то сейчас H2-A слишком дорога по сравнению с европейскими или американскими аналогами, сообщило агентство Associated Press.

NASA: впереди - самый теплый год

2005 год может стать самым теплым в истории наблюдений за среднегодовой температурой нашей планеты, заявили на этой неделе ученые космического агентства NASA.

Такие наблюдения начались в конце XIX века, и пока самыми теплыми считались 1998-й, а за ним - 2002 и 2003 годы, сообщает ВВС.

По мнению Джеймса Хансена из Института исследований пространства Годдарда (NASA), решающими факторами повышенной температуры в 2005 году станут незначительное проявление климатического феномена Эль-Ниньо и человеческая деятельность - газы, которые вызывают парниковый эффект. Эль-Ниньо – это необычное зимнее потепление океанических вод, связанное с повышенным уровнем осадков.

"За последние 30 лет наблюдалась устойчивая тенденция повышения температуры", - отметил Хансен в интервью агентству Reuters.

В прошлом году средняя температура составила 14 градусов по Цельсию, что примерно на полтора градуса выше, чем в середине ХХ века.

На всеобщее потепление оказывают свое влияние и такие факторы, как сильные извержения вулканов, во время которых в атмосферу выбрасывается огромное количество мелких частиц и пары серной кислоты (как было в 1963, 1982 и 1991 годах). Эти факторы могут иметь весьма длительный - от месяцев до нескольких лет - эффект.

Когда феномен Эль-Ниньо проявляется в высокой степени, в мире становится жарко, отмечают специалисты NASA. Так случилось, например, в рекордном по температурам 1998 году. С другой стороны, слабый Эль-Ниньо тоже приносит потепление - таковы были 2002 и 2003 годы.

По словам Джеймса Хансена, поверхность Земли ныне отражает в космическое пространство меньше солнечной энергии, чем раньше, что тоже способствует потеплению.