16 февраля 2005 г.

Астронавты будут учиться заделывать дырки в шаттле

Ракета Ariane 5 ECA успешно стартовала с космодрома во Французской Гвиане

Кольца Сатурна во всем великолепии

В понедельник экипаж МКС подтягивал винты на беговой дорожке

Европа запускает сверхракету: она сможет доставлять на орбиту сразу несколько спутников

На Марсе обнаружено что-то похожее на лишайник

Одно из последних изображений, переданных марсоходом Spirit, содержит похожий на останки растения объект. На фотографии - участок скалы на возвышенности Колумбия, где марсоход провёл последние семь месяцев.

Темный радиально-симметричный выступ по форме напоминает земной лишайник, сообщил Барри Ди Грегорио (Barry DiGregorio), сотрудник Кардиффского астробиологического центра. Однако, по его мнению, симметрия может и обманывать: похоже выглядят, например, сколы некоторых горных пород, содержащих оксид железа, поэтому до появления спектральных данных ничего нельзя утверждать однозначно.

Менее оптимистично настроенные исследователи полагают, что на фотографии - результат неудачного соприкосновения с поверхностью скалы самого марсохода.

Предыдущие эксперименты подтвердили абиотическую природу одной из самых "громких" находок - выступа в скале, внешне напоминающего раковину моллюска.

Найдена самая маленькая планета вне Солнечной системы

Астрономы из Пенсильванского (Penn State) и Калифорнийского (Caltech) университетов нашли самую маленькую планету за пределами Солнечной системы, сообщает SpaceRef. Небесное тело, в пять раз более легкое чем Плутон, обращается вокруг пульсара PSR B1257+12, удаленного от Солнца на 1,5 тысячи световых лет.

Планету "вычислили" по периодическим возмущениям посылаемого пульсаром радиосигнала. Его анализ позволил оценить расстояние от планеты до "шумной" звезды, которое оказалось сравнимым с диаметром орбиты большинства астероидов Солнечной системы.

Три другие спутника пульсара обнаружили ранее те же исследователи, а одному из них - Алексу Вольцжану (Alex Wolszczan) принадлежит открытие самой первой планеты вне Солнечной системы в 1992 году. До этого считалось, что "нездоровые" условия вблизи плотной и массивной нейтронной звезды, какой является пульсар, обрекают его на "одиночество".

Пульсары - одни из самых любопытных объектов радиоастрономии. Колебания интенсивности испускаемого ими низкочастотного сигнала воспроизводятся настолько точно, что, будучи в 1967 году зарегистрированы впервые, интепретировались сначала как "попытка контакта" со стороны внеземной цивилизации. Регулярное поведение пульсара позволяет фиксировать довольно тонкие эффекты, производимые окрестными телами.

Астронавты будут учиться заделывать дырки в шаттле

В ходе первого полета шаттла после катастрофы "Колумбии" астронавтам предстоит отработать три метода ремонта повреждений внешней обшивки космического корабля, сообщает CNN. Кроме того, на борту будут находиться еще два ремонтных комплекта на случай возникновения чрезвычайной ситуации.

NASA также объявила, что вторая экспедиция, которая отправится на орбиту позднее в этом году, также проведет испытания нескольких ремонтных технологий.

Семь астронавтов должны полететь на шаттле "Дискавери" в середине мая. Они пока еще не знают, какие именно методы ремонта им предстоит отработать.

Тем не менее, ни один из предложенных разработчиками вариантов не поможет справиться с повреждением, аналогичным тому, какое получил при старте шаттл "Колумбия". Кусок изоляции пробил в его обшивке дыру размером с тарелку. Это послужило причиной разрушения оболочки шаттла при его посадке 1 февраля 2003 года. В результате погибли все находившиеся на его борту астронавты.

Один из ремонтных комплектов, который будет испытан на "Дискавери", предназначен для заделывания небольших повреждений на плитках теплоизоляции путем нанесения толстого слоя специальной краски. С помощью другого инструмента можно будет также заделать мелкие трещины на крыльях шаттла.

В последующих экспедициях предполагается испытать методику, которая поможет справиться с более крупными повреждениям, вроде того, что погубило шаттл "Колумбия" вместе с его экипажем.

Ракета Ariane 5 ECA успешно стартовала с космодрома во Французской Гвиане

В субботу, 12 февраля с космодрома Куру во Французской Гвиане был осуществлен успешный запуск самого мощного европейского ракетоносителя Ariane 5 ECA.

В ходе "квалификационного" полета на геостационарную орбиту был выведен телекоммуникационный спутник XTAR-EUR массой около 3500 кг и небольшой исследовательский спутник Sloshsat-FLEVO массой в 129 кг, предназначенный для изучения поведения жидкостей в условиях микрогравитации. Кроме того, на борту Ariane 5 ECA был размещен телеметрический комплекс Maqsat B2 массой в 3,5 тонны. Таким образом, в целом ракета несла свыше семи тонн полезной нагрузки.

Пятидесятиметровый ракетоноситель Ariane 5 ECA является самым мощным из всего семейства Ariane 5. Его максимальная грузоподъемность составляет десять тонн. Первый запуск Ariane 5 ECA, осуществленный в 2002 году, окончился катастрофой из-за неполадок в системе охлаждения двигателя "Вулкан". В результате аварии тогда были потеряны два спутника. Ожидается, что использование модифицированной ракеты Ariane 5 позволит снизить стоимость вывода грузов на геостационарную орбиту с 30-40 тысяч долларов до 15-20 тысяч долларов США за один килограмм.

Следует отметить, что Ariane 5 ECA - это не самая мощная из использующихся в настоящее время ракет. Например, ракетоноситель Delta 4 Heavy, испытания которого были проведены в Соединенных Штатах в конце прошлого года, способен выводить на геостационарную орбиту до 13 тонн груза. Однако, в отличие от Ariane 5 ECA, семидесятиметровая ракета Delta 4 Heavy предназначена для использования исключительно в военных целях, а не в рамках научных и коммерческих проектов.

Кольца Сатурна во всем великолепии

NASA совместно с Европейским космическим агентством (ЕКА) опубликовало панорамное изображение колец Сатурна. На скомбинированной из шести отдельных снимков фотографии представлена область шириной примерно в 62 тысячи километров (разрешение составляет около 10,5 км на пиксель). При съемке применялся спектральный RGB-фильтр, что позволило получить изображение в естественных цветах. Радиус наименьшего из представленных на снимке колец составляет 74565 км, наибольшего - 136780 км. Фотографии были сделаны межпланетной станцией "Кассини" 12 декабря прошлого года с расстояния порядка 1,8 млн. км. Угол съемки составил четыре градуса. Анимированный видеоролик с изображением колец Сатурна крупным планом можно загрузить отсюда (формат QuickTime, размер 5,5 Мб).

В понедельник экипаж МКС подтягивал винты на беговой дорожке

В понедельник 14 февраля экипаж МКС занимался техническим обслуживанием и инспекцией шасси американской беговой дорожки TVIS. Как отмечают представители NASA, это сложная конструкция, состоящая из множества деталей, которые требуют профилактической подтяжки всех болтовых соединений. Необходимость в этом возникает из-за самопроизвольного раскручивания винтов на орбите. Обслуживанием и починкой тренажера занимались почти все экипажи МКС, сообщает РИА "Новости".

Как сообщает Федеральное космическое агентство России, на МКС продолжаются работы по подготовке станции к приему европейского грузового корабля "Жюль Верн". Всю прошлую неделю российский космонавт Салижан Шарипов устанавливал и подключал внутри российского сегмента станции аппаратуру автономной системы спутниковой навигации для обеспечения надежной стыковки с МКС первого европейского грузовика серии ATV.

Наконец, по данным РИА "Новости", на МКС будет доставлен текст Конституции Евросоюза. Доставка документа на орбиту будет осуществлена европейскими космонавтами в апреле нынешнего года. Согласно результатам опросов, 49% граждан стран ЕС одобряют проект европейской конституции, еще 16% высказываются против ее ратификации. Наибольшую поддержку Конституции ЕС оказывают жители Италии и Бельгии, а наименьшей популярностью этот документ пользуется в Великобритании.

Ракетостроительная репутация Европы взмыла вверх благодаря успешному запуску Ariane 5 Европейского космического агентства (ESA) 12 февраля с космодрома Куру во Французской Гвиане. Модернизированная Ariane 5 будет доставлять на орбиту несколько спутников одновременно, пишет Nature (перевод на сайте Inopressa).

Ракета высотой 50-метров, самая большая в Европе, может поднимать на орбиту до 10 тонн груза. Но ее первый полет 11 декабря 2002 года закончился катастрофой: ракета сбилась с курса и самоуничтожилась в первые минуты полета.

"Я очень рад за команду, проделавшую большую работу, анализируя, что было не так в прошлый раз, и осуществившую необходимые изменения", - говорит Роберт Лейн, возглавляющий отдел Ariane в Европейском космическом агентстве.

Успешный полет означает, что ESA может начать привлечение коммерческих клиентов. Ракета в состоянии вывести на орбиту несколько спутников одновременно, что значительно снижает расходы. Ожидается, что первый коммерческий полет состоится в течение полугода. "Мы вернулись в бизнес", - говорит Лейн.

ESA заменит исходную ракету Ariane 5G, которая ограничивается одним спутником за один запуск. Новая ракета берет больше топлива, каждый из ее двигателей мощнее.

Ракета подняла три различных груза. Через 26 минут полета Ariane 5 вывела на орбиту спутник связи XTAR-EUR весом 3,6 тыс. кг. На борту находились еще два спутника, построенных ESA. Один называется Sloshsat-FLEVO. Этот аппарат весом 129 кг должен помочь разобраться в том, как топливо в баках космического корабля дестабилизирует его.

Третий спутник, Maqsat B2, не был выведен на орбиту. Его вес в 3,5 т использовался для проверки подъемной мощности ракеты, он также передавал данные о полете в наземный центр управления.