17 февраля 2005 г.

Запуск солнечного паруса "Космос 1" перенесен на апрель

Астрономы будут фотографировать Вселенную "со вспышкой"

В пещерах Марса есть жизнь, утверждают ученые из NASA

Спящих космонавтов МКС подняли на три километра

Очередной запуск "Морского старта"

Звуки зонда Huygens, спускающегося на Титан

Астероид в пятницу 13-го в 2029 году

Запуск солнечного паруса "Космос 1" перенесен на апрель

В очередной раз откладывается запуск экспериментального солнечного паруса "Космос 1", который представляет собой конструкцию из восьми "лепестков" длиной 15 м каждый.

Предполагалось, что он будет выведен в космос в марте этого года ракетой "Волна", которая стартует с борта подводной лодки в Баренцевом море. Однако, как было объявлено, для подготовки к запуску нужно провести огромный объем работ, поэтому старт решено было перенести на апрель.

Основная задача эксперимента состоит в том, чтобы подтвердить возможность использования давления солнечного света для управления космическими аппаратами.

Работы по этому проекту ведутся в России по контракту с Американским планетарным обществом с 2000 г. Первый запуск, который оказался неудачным, состоялся в 2001 г. Тогда парус состоял всего из двух полотнищ, а траектория его полета должна была быть суборбитальной. Однако ракета-носитель отработала в нештатном режиме и парус не отделился от третьей ступени. Потом была целая серия наземных испытаний и доработки конструкции, в том числе системы радиосвязи и электронных систем аппарата. Все это потребовало довольно длительного времени.

Во время предстоящего запуска, солнечный парус, вес которого составляет около 100 кг, планируется вывести на круговую полярную орбиту высотой 800 км. Если все пройдет успешно, то парус будет "работать" на орбите около месяца. В течение этого времени планируется менять конфигурацию полотнищ паруса, чтобы добиться ускорения аппарата под действием давления солнечного света и перемещения на более высокую орбиту. Наблюдать за солнечным парусом будут несколько наземных станций, расположенных на территории России, США и Чехии.

Астрономы будут фотографировать Вселенную "со вспышкой"

Ученым из Калифорнийского технологического института и обсерваторий Карнеги удалось определить положение источников четырех гамма-всплесков, зафиксированных в декабре прошлого и январе нынешнего года недавно запущенным спутником Swift, сообщает Universe Today. Катаклизмы, произошедшие на периферии наблюдаемой Вселенной, американские астрономы намерены использовать в качестве космической "подсветки".

"Эхо" мощных вспышек позволит исследовать зарождающиеся галактики, которые отделяют от Большого взрыва всего несколько миллионов световых лет. Кроме того, по спектру основного сигнала, возможно, удастся восстановить химический состав газа, заполнявшего межгалактические "пустоты" в далеком прошлом.

По мнению ученых, гамма-вспышки сопровождают превращение массивных звезд в чёрные дыры. Выделяющаяся при этом энергия на много порядков больше произведенной Солнцем за весь период его существования.

Swift, оснащенный рентгеновскими и гамма-детекторами, был выведен на орбиту в ноябре 2004 года. Ожидается, что до конца года он успеет обнаружить несколько сотен "космических взрывов".

В пещерах Марса есть жизнь, утверждают ученые из NASA

Двое ученых из NASA утверждают, что на Марсе есть жизнь. Об этом они сообщили в воскресенье на закрытом совещании с руководством агентства. Ученые утверждают, что живые организмы существуют рядом с крошечными водоемами в глубоких пещерах красной планеты.

Ученые Кэрол Стокер и Ларри Лемке из Исследовательского центра Эймса в Силиконовой долине намерены опубликовать свое открытие в журнале Nature в мае этого года.

По словам источников в NASA, Стокер и Лемке нашли не конкретную жизнь, а метановые "следы", похожие на "следы", оставляемые живыми организмами. Недавно подобные метановые выделения были обнаружены рядом с несколькими пещерами на Земле.

По мнению Кэрол Строкер, на Марсе вполне может существовать жизнь, приспособившаяся к экстремальной окружающей среде, сообщает Space.com.

Если в NASA всерьез воспримут предположения ученых, то поиск жизни на красной планете может переместиться с ее поверхности под землю.

"Им просто срочно необходимо выяснить, откуда на Марсе берется метан. Для этого есть только один путь - бурить, бурить, и еще раз - бурить", - заявил представитель NASA.

В NASA подчеркивают, что об отправке марсохода, оснащенного бурильной установкой, речь пока не идет. Новый мощный марсоход, который отправят в экспедицию в 2009 году, будет оснащен сверхсовременным спектрометром. Этот прибор поможет "вынюхать" метан и обнаружить те самые пещеры, о которых сегодня говорят ученые.

Ученые отмечают, что даже если на Марсе и есть жизнь, то речь идет не о живых существах, а о примитивных бактериях.

Спящих космонавтов МКС подняли на три километра

В ночь на среду российский Центр управления полетами (ЦУП) провел операцию по корректировке орбиты Международной космической станции, сообщает РИА "Новости".

Двигатели пристыкованного к МКС грузовика "Прогресс" были запущены в 04:22 по московскому времени и отработали 456 секунд. В результате операции орбита полета станции была поднята на 3,3 километра и увеличена до расчетной высоты примерно в 360 километров над Землей. Расход топлива при операции составил около 140 килограммов.

Маневр по увеличению орбиты МКС проходил вне зоны радиовидимости российского ЦУП, однако за подъемом станции следили баллистики ЦУП-Хьюстон. Во время корректировки орбиты экипаж станции в составе Салижана Шарипова и Лероя Чиао спал, добавляет агентство.

Нынешняя плановая коррекция орбиты проведена в ходе подготовки к стыковке с очередным грузовым кораблем - "Прогресс М-53".

Последний раз высоту полета МКС увеличивали 15 января. Тогда орбита станции была поднята на 8,5 километра за 1185 секунд.

Корректировка орбиты производится в связи с тем, что каждые сутки МКС приближается к Земле на 100-150 метров. Кроме того, баллистики компенсировали недобор высоты, допущенный 17 ноября 2004 года, когда МКС "не добрала" 2,7 километра из-за неточно выбранной схемы подачи топлива в двигатели.

Очередной запуск "Морского старта"

Сегодня в акватории Тихого океана на экваторе в точке с координатой 154° западной долготы должен состояться очередной "морской старт". С плавучей стартовой платформы Odyssey, которая приплыла сюда из порта приписки Лонг-Бич в Калифорнии, должна взлететь ракета "Зенит 3SL". На ее борту находится телекоммуникационный спутник XM Satellite Radio 3. Это третий по счету спутник одноименной системы спутникового радиовещания. Он должен заменить на орбите один из двух спутников XM Satellite Radio. Из-за конструктивной ошибки системы питания этих спутников деградируют раньше времени, поэтому возникла необходимость в отправке на орбиту третьего модернизированного спутника.

Старт должен состояться в 6:53 мск, длительность окна запуска - 1 час. Через 61 минуту после старта спутник XM 3 весом 4700 кг должен оказаться на сильно вытянутой эллиптической геосинхронной переходной орбите, после чего он с помощью собственного двигателя должен выйти на заданную геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км и зависнуть над экватором над точкой с координатой 85° з.д.

Система спутникового радиовещания XM Satellite Radio транслирует на территории США более 130 радиоканалов различной тематики.

Звуки зонда Huygens, спускающегося на Титан

14 января европейский аппарат Huygens, отделившийся от зонда Cassini, спустился на поверхность Титана, самого большого спутника Сатурна. Он успешно выполнил свою недолгую программу (насколько хватило заряда батарей), передав информацию на Cassini, который использовался в качестве ретранслятора. Сейчас ученые, работающие по проекту Huygens, занимаются обработкой полученных данных. В частности, на днях был опубликован аудиоролик с записью тех звуков, которые были изданы зондом Huygens во время спуска на Титан. Эту звукозапись в формате MP3 можно прослушать здесь (размер файла - 737 Кбайт).

Конечно, эти звуки нельзя назвать музыкальными. Это похоже на помехи радиоэфира, издаваемые приемником при поиске радиостанции. Но они позволили ученым восстановить истинную траекторию движения Huygens'а и его ориентацию в пространстве во время его полета под куполом парашюта. Следует также отметить, что опубликованный аудиоролик длительностью 1 минуту представляет собой спрессованную запись звуков, продолжавшихся в реальности около 4 часов. Частота звука в этом ролике зависит от интенсивности сигнала, принятого с Huygens'а, а его интенсивность в свою очередь зависела от расстояния и угла между диаграммами направленности антенн Huygens'а и Cassini. Быстрые изменения тона означают, что в это время происходило быстрое изменение ориентации Huygens'а. В конце ролика тон звука почти не меняется. Это означает, что Huygens в это время прекратил движение, оказавшись на поверхности Титана.

Астероид в пятницу 13-го в 2029 году

По подсчетам астрономов в пятницу 13 апреля 2029 года на расстоянии около 36,3 тыс. км от поверхности Земли, то есть фактически на высоте геостационарных спутников, пролетит довольно крупный астероид. Его официальное название в каталоге - 2004 MN4, его размер в поперечнике составляет около 300 м. Он был открыт в июне 2004 г. Его относительно точная орбиты была вычислена не сразу, и даже некоторое время считалось, что существует довольно существенная вероятность (один шанс из 60), что этот астероид столкнется с Землей, но все обошлось, дальнейшие расчеты показали, что вероятность столкновения практически равна нулю. Тем не менее, по последним данным, 2004 MN4 пролетит мимо Земли на минимальном для объектов подобных размеров расстоянии. За все время астрономических наблюдений только два астероида пролетали на меньшем расстоянии от Земли, но оба они сильно уступали в размерах астероиду 2004 MN4.

Как сообщается, возможно, при условии хорошей погоды 2004 MN4 даже можно будет увидеть невооруженным глазом. Но только с территории Великобритании. Он будет выглядеть как слабая быстро движущаяся звезда.