18 февраля 2005 г.

Плутон - 75-летняя загадка

Названы экипажи "шаттлов" 2006 года

Кластеры галактик оказались старше, чем предполагалось

NASA впервые возглавит афроамериканец

Технические неполадки помешали российской ракете вывести на орбиту американский спутник

Звезда, убегающая из нашей галактики

Астрономы Гарвард-Смитсониевского Центра Астрофизики, работавшие на телескопе обсерватории MMT в Аризоне, объявили об открытии звезды, которая покидает нашу галактику, двигаясь с огромной скоростью (более 2,4 млн км/час), что почти вдвое превышает вторую космическую скорость для Млечного Пути. По мнению ученых, такой разгон она получила, скорее всего, в результате "встречи" с центральной черной дырой нашего Млечного Пути. Сейчас эта звезда уже находится на окраине Млечного Пути и скоро она уйдет в межгалактическое пространство.

Это первая известная звезда, скорость которой так велика, что она может преодолеть гравитационное притяжение нашей галактики. В каталоге ей присвоено наименование SDSS J090745.0+24507. Астрономы считают, что раньше у нее была звезда-компаньонка. Но эта двойная звезда превратилась в одиночную после близкого пролета мимо центральной черной дыры Млечного Пути. Звезда-компаньонка была оторвана и захвачена черной дырой, а оставшаяся звезда при этом взаимодействии получила мощный толчок, благодаря которому она скоро сможет покинуть нашу галактику. Она летит почти в радиальном направлении, удаляясь от центра Млечного Пути. По подсчетам астрономов, возраст этой звезды составляет не более 80 млн лет, и за это время она пролетела с места своего рождения в центральной области галактики на периферию Млечного Пути.

Cassini сфотографировал на Титане огромный кратер

В минувший вторник 15 февраля исследовательский зонд Cassini, который работает на орбите Сатурна, совершил четвертый с начала своей миссии облет Титана, самого большого спутника окольцованной планеты (его диаметр составляет 5150 км). Cassini пролетел на высоте 1577 км над поверхностью Титана и с помощью своего радара провел ее подробную съемку. В частности, ему удалось запечатлеть гигантский кратер, оставшийся от удара какого-то космического тела. Диаметр этого кратера составляет около 440 км. Он фигурировал на снимках Титана, сделанных ранее, но столь детальная фотография была получена впервые.

Ну а вчера 17 февраля Cassini должен был совершить первый облет Энцелада, одного из ледяных спутников Сатурна. Среди объектов солнечной системы Энцелад имеет один из самых высоких коэффициентов отражения, как если бы его поверхность была покрыта свежевыпавшим снегом. Cassini должен был пролететь на расстоянии 1180 км от Энцелада и сделать фотографии, которые будут опубликованы в ближайшее время.

Полярное сияние Сатурна ведет себя противоестественно

Полярное сияние на Сатурне имеет иную природу, чем похожие явления на Земле и Юпитере. Так считает группа ученых из Бостонского университета, которая проанализировала серию изображений планеты, переданных космическим телескопом Hubble и аппаратом Cassini.

На Сатурне полярное сияние представляет собой кольцо, расположенное вблизи полюса планеты и наблюдаемое в основном в ультрафиолетовом диапазоне.

Главный виновник сатурнианских полярных сияний - "солнечный ветер". Cassini удалось зафиксировать его колебания, совпадающие с колебаниями кольца. Причем, когда полярное сияние становится ярче, кольцо сужается. На Земле, напротив, более интенсивное свечение делается доступным наблюдателям, находящимся ближе к экватору. Кроме того, кольцо может перемещаться по поверхности Сатурна под влиянием магнитного поля Солнца.

Полярные сияния - результат столкновения заряженных частиц, разогнанных магнитным полем, с атомами и молекулами в верхних слоях атмосферы. "Солнечный ветер" - поток частиц, под давлением излучения движущийся от Солнца к периферии системы. Земные полярные сияния происходят из-за повышенной плотности линий магнитного поля планеты вблизи полюса, и магнитная активность Солнца влияет на них слабо.

Плутон - 75-летняя загадка

Открытие Плутона, девятой планеты от Солнца, произошло, в общем-то, совсем недавно - всего 75 лет назад. 18 февраля 1930 г. астроном-любитель Клайд Томбо (Clyde Tombaugh), которому тогда было 26 лет, сравнивая фотографии звездного неба, сделанные с помощью телескопа обсерватории Lowell, обнаружил объект, который перемещался в направлении, противоположном направлению движения звезд. Это и был Плутон, существование которого было предсказано еще в 1905 г. астрономом Персивалем Лоуэллом (Percival Lowell). Лоуэлл высказал гипотезу о возможности существования во внешней части солнечной системы некоей Planet X, но до ее "реального" открытия он не дожил. Зато Плутон был открыт с помощью телескопа обсерватории, получившей имя Лоуэлла.

Однако, несмотря на наличие мощных телескопов и прочие достижения астрономии, Плутон во многом остается загадкой. Астрономы до сих пор не знают, из чего состоит эта далекая планета, как она образовалась и почему орбита Плутона непохожа на орбиты других восьми планет. Орбита Плутона имеет ярко выраженную эллиптическую форму, а ее плоскость наклонена под углом 17,1° относительно основной плоскости солнечной системы, где движутся другие планеты. Следует также отметить, что в перигелии Плутон находится ближе к Солнцу, чем Нептун. Полный оборот вокруг Солнца Плутон делает почти за 248 лет. Пока у Плутона обнаружен один спутник - Харон, но астрономы считают, что, возможно, у Плутона есть и другие спутники, но они пока не найдены. Возможно также, что за орбитой Плутона находится 10-я планета солнечной системы, которая может быть крупнее Плутона.

Кстати, далеко не все астрономы считают Плутон настоящей планетой, так что периодически возникают дискуссии о том, что Плутон следовало бы разжаловать в астероиды. Аргументы для такого решения приводятся следующие: сильно наклоненная орбита, ее эллиптическая форма, малый размер Плутона (он меньше нашей Луны) и слишком большой размер его спутника Харона относительно размера самого Плутона.

Загадки Плутона предстоит решать миссии "Новые горизонты" (New Horizons), в рамках которой в 2006 г. к Плутону отправится исследовательский зонд. Правда, к цели своего путешествия он прилетит только в 2015 г. А пока Плутон исследуют с помощью наземных телескопов. Например, уже известно, что, несмотря на весьма слабую и тонкую атмосферу, на Плутоне бывают ветры и смены времен года.

Названы экипажи "шаттлов" 2006 года

Руководство космического агентства NASA огласило списки двух экипажей "шаттлов", которые отправятся на МКС в 2006 г., чтобы продолжить строительство станции. Номера этих миссий: STS-116 и 117. Во время первой из них на МКС будет доставлен один из сегментов каркаса станции и смонтирован около стыковочного модуля.

Командиром миссии STS-116 будет Марк Полански (Mark Polansky). Это будет его второй полет (первый состоялся в 2001 г., когда он был пилотом миссии STS-98, прилетавшей на МКС для строительных работ). В его экипаже будет 4 новичка: пилот Уильям Офелейн (William Oefelein) и специалисты Джоан Хиггинботем (Joan Higginbotham), Николас Патрик (Nicholas Patrick) и шведский астронавт Кристер Фаглесанг (Christer Fuglesang). Самым опытным членом экипажа будет специалист Роберт Курбим (Robert Curbeam), который уже дважды летал в космос (в 1997 и 2001 г.).

Основная задача миссии STS-117 - доставка на МКС еще одного сегмента каркаса и энергетической системы станции. Командиром этого "шаттла" будет Фредерик Старкоу (Frederick Sturckow), он уже дважды летал на МКС. Пилотом миссии STS-117 будет Ли Аршамбо (Lee Archambault), это будет его первый полет в космос. Кроме него в экипаже будет еще один новичок - специалист Стивен Свенсон (Steven Swanson). Остальные члены экипажа - специалисты Джеймс Рейлли (James Reilly II), Ричард Мастрачио (Richard Mastracchio) и Патрик Форрестер (Patrick Forrester) - уже летали на "шаттлах".

Кластеры галактик оказались старше, чем предполагалось

Исследования японских астрономов отодвинули период зарождения самых ранних галактических кластеров на треть в прошлое. Крупнейшие космологические объекты начали образовываться уже спустя миллиард лет после Большого взрыва, считают в Национальной астрономической обсерватории Японии (NAOJ). Ранее предполагалось, что этот процесс начался через полтора миллиарда лет после рождения Вселенной.

Астрофизик Масами Уки (Masami Ouchi) по красному смещению оценил возраст галактик из большого скопления SXDS в созвездии Кита (Cetus), а после построил распределение их плотности в пространстве. Внимание исследователя привлекла группа из 6 объектов, заключенных в "микроскопический" по космологическим меркам объем и отделенная от Земли 12,7 миллиардами световых лет. Небольшое количество участников и малая масса - признаки "юного" кластера.

Современная космология считает, что объединяться в кластеры склонны уже сформировавшиеся галактики, тогда как найденный Уки объект - "незрелое" объединение "незрелых" участников. Автор открытия убежден, что от прежней гипотезы - о последовательном росте космологических структур возрастающей сложности - придется отказаться.

NASA впервые возглавит афроамериканец

Бывший астронавт Фред Грегори (Fred Gregory) возглавит американское Агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) и станет первым афроамериканцем, получившим этот пост, сообщает Reuters со ссылкой на заявление представителя Конгресса США.

"Мы полагаем, что, как только уходящий со своего поста Шон О'Киф (Sean O'Keefe) покинет офис, Грегори станет исполняющим обязанности главы NASA", - сказал пресс-секретарь комитета Конгресса по науке Джо Пулайот (Joe Pouliot).

18 февраля станет последним официальным рабочим днем О'Кифа. Бывший директор агентства подал в отставку в середине декабря прошлого года после трех лет работы в агентстве. После ухода из NASA Шон О'Киф займет должность канцлера Университета штата Луизиана (Louisiana State University) в Батон-Руже (Baton Rouge) с зарплатой в полмиллиона долларов в год.

Фред Грегори был заместителем О'Кифа с 2002 года.

Запуск ракеты-носителя "Зенит-3SL" с американским спутником связи "ХМ3-Radio" на борту отложен по меньшей мере на двое суток, передает агентство РИА "Новости". Как сообщили в российском Центре управления полетами (ЦУП), старт может состояться 19 февраля. Причной отсрочки стали технические неполадки. В ЦУПе не уточнили, о каких именно неисправностях идет речь.

"Зенит" должен был стартовать в четверг в 6:53 по московскому времени с плавучей платформы "Одиссей", находящейся в Тихом океане. Запуск планировался в рамках международного проекта "Морской старт", участниками которого являются Россия, США, Украина, Норвегия и некоторые другие страны.

Одним из главных учредителей проекта является американская компания Boeing. Самоходную стартовую платформу и командное судно построила норвежская компания Kvaerner. Российская ракетно-космическая корпорация "Энергия" установила на стартовой платформе и командном судне оборудование ракетного сегмента, а также разработала и изготовила разгонный блок для "Зенита".

Проект "Морской старт" существует с 1995 года. Первый демонстрационный запуск ракеты "Зенит-3SL" с платформы "Одиссей" состоялся в марте 1999 года.