Ионный двигатель зонда Smart-1
Зонд Smart-1, принадлежащий Европейскому космическому агентству (ESA), продолжает выполнять начатую месяц назад научную программу.
Основной особенностью экспериментального аппарата Smart-1, запущенного в сентябре 2003 года для изучения структуры поверхности Луны, является наличие ионного двигателя (на изображении). В таком двигателе, в отличие от традиционных ДВС на химическом топливе, вместо двух реагентов применяется только один - инертный газ ксенон. При использовании одинакового объема топлива ионные двигатели способны работать гораздо дольше двигателей внутреннего сгорания. Однако за эту экономию приходится "расплачиваться" очень малой тягой, составляющей всего 70 мН.
Энергию для ионизации ксенона в аппарате Smart-1 поставляют солнечные батареи. Ионы ускоряются магнитным полем и затем выдавливаются через сопла, создавая движущую силу. Аппарат Smart-1 весит всего 370 кг, а его полет до Луны занял больше четырнадцати месяцев. При этом Smart-1 стал первым космическим зондом, на практике доказавшим эффективность ионного двигателя.
Самый подробный портрет Сатурна
Исследовательский зонд Cassini, который работает на орбите Сатурна с июля 2004 г., сделал уже множество фотографий различных фрагментов этой планеты и ее знаменитых колец. Но 6 октября 2004 г., когда Cassini находился на расстоянии 6,3 млн км от Сатурна, в течение двух часов велась специальная съемка этой планеты и ее колец. Из полученных 126 снимков специалисты NASA составили самый большой на сегодняшний день и самый подробный портрет Сатурна и его колец в естественной цветовой гамме. Так как за 2 часа вид Сатурна практически не изменился, поэтому никакой корректировки фотографий, из которых была составлена большая мозаичная картина, не потребовалось. В итоге получилось изображение размером 8888х4544 пикселов с разрешением 38 км на пиксел.
Во время съемки угол, образованный Солнцем, Сатурном и зондом Cassini, составлял 72 градуса, поэтому диск Сатурна частично оказался в тени. Через некоторое время Cassini, двигаясь по своей траектории, отлетит от Сатурна в направлении Солнца и тогда он сможет сделать снимок Сатурна, на котором он будет освещен почти полностью.
Японцы поселят на Луне своих ученых
Японское космическое агентство разрабатывает новую программу освоения космоса, предполагающую начало пилотируемых полетов на Луну и строительство на спутнике Земли обитаемой исследовательской базы с 2025 года. Как сообщает Reuters, к этому времени планируется построить космический корабль, аналогичный американскому шаттлу.
Среди других планов Японии - использование в будущем спутников для предупреждения стихийных бедствий. Сигналы об опасности будут посылаться со спутников прямо на мобильные телефоны.
Ожидается, что разработка японской космической программы завершится к концу марта. В минувшую субботу Япония уже реабилитировала себя в сфере космических достижений, успешно запустив первую после аварии 2003 года ракету-носитель H-IIA. Запуск этой ракеты стал седьмым для Японии.
Два года назад, в ноябре 2003 года, шестой запуск закончился неудачей: ракета с двумя спутниками-шпионами на борту из-за технических неполадок не смогла выйти на орбиту и была взорвана по команде из центра управления полетами.
И все же, как отмечают специалисты, Японии еще предстоит преодолеть ряд препятствий на пути успешного освоения космоса. В частности, необходимо снизить затраты на запуски. Состоявшийся в субботу запуск обошелся стране в 89 миллионов долларов.
С российской подводной лодки снова запустят солнечный парус
Cолнечный парус "Космос-1" будет в ближайшее время будет запущен ракетой с российской подводной лодки, сообщает The Observer. Он станет вторым космическим аппаратом, способным самостоятельно совершать сложные маневры без источников питания на борту.
"Парус" представляет собой "веер" из восьми тонких жестких пластиковых лепестков, площадь каждого из которых - 15 квадратных метров, и перемещается под действием давления солнечного света. Лепестки расположены вокруг центрального управляющего блока, который, изменяя их ориентацию, задает направление движения корабля. Обладая массой около 50 килограммов, "Космос-1" является одним из самых легких космических аппаратов.
Первый удачный запуск солнечного паруса был осуществлен японским Институтом космонавтики в августе 2004 года. Попытки российских космонавтов "развернуть парус" на орбите успехом не увенчались, а тестовая версия "Космоса-1" в 2001 году не сумела отделиться от носителя.
Разработанный российским НПО имени Лавочкина, "Космос-1" принадлежит частной американской компании Planetary Society. Как утверждают разработчики, он может стать прототипом серии исследовательских аппаратов, которые будут вести наблюдение за солнечной активностью из космоса и предупреждать о надвигающихся магнитных бурях. Экспериментом заинтересовались также специалисты из NASA и ESA, планирующие несколько лет спустя отправить похожий корабль к Меркурию.
На Фебе получили имена 24 самых крупных кратера
На днях Международный астрономический союз официально утвердил новые названия космических объектов. Это названия 24 самых крупных кратеров, оставшихся от ударов астероидов на поверхности Фебы. Феба - это один из дальних спутников Сатурна, его диаметр составляет около 220 км. Он был открыт американским астрономом У.Пикерингом в 1898 г. Феба движется вокруг Сатурна по ретроградной орбите, то есть в противоположную сторону относительно направления вращения Сатурна вокруг собственной оси. Радиус этой орбиты составляет около 12,95 млн км, полный оборот вокруг Сатурна Феба делает за 550,4 суток.
Астрономы считают, что Феба образовалась более 4 млрд лет назад на периферии солнечной системы, а потом она была захвачена гравитационным полем Сатурна.
В июне 2004 г. Cassini пролетел на расстоянии 2068 км от поверхности Фебы и провел подробную съемку этого спутника. На основе этих снимков ученые сделали вывод о том, что Феба состоит главным образом изо льда, а ее поверхность покрыта слоем какого-то более темного материала толщиной 300-500 м. Эти снимки также показали, что поверхность Феба буквально испещрена многочисленными кратерами. Двадцати четырем самым крупным кратерам решили присвоить собственные имена.
Сам спутник получил свое название в честь Фебы - бабушки Аполлона в древнегреческой мифологии. Однако легенда о Фебе была довольно короткой и в ней не было достаточного количества персонажей, чтобы их именами назвать 24 кратера. Поэтому решили взять историю об аргонавтах (которые, как и зонд Cassini, отправились исследовать незнакомые земли) и набрать имен оттуда. Часть этих кратеров с подписанными именами показаны на представленных здесь снимках.
Space Adventures ищет будущих космических туристов в Китае
Американская компания Space Adventures, которая занималась организацией коммерческих полетов в космос двух первых (и пока последних) космических туристов американца Дэнниса Тито (Dennis Tito) и южноафриканца Марка Шаттлворта (Mark Shuttleworth), специализируется и на менее дорогих туристических забавах - развлекательных полетах на высотных самолетах (в том числе и на российских сверхзвуковых истребителях).
А недавно, Space Adventures начала обрабатывать новый рынок - китайский. Как сообщается, в Китае уже есть достаточное количество богатых граждан, которые могли бы стать космическими туристами. Правда, с настоящими орбитальными космическими полетами и визитами на МКС сейчас большие трудности (в отсутствие "шаттлов" вся нагрузка по обслуживанию МКС легла на российские космические корабли), поэтому туристам предлагаются суборбитальные полеты. На чем именно они полетят, пока неизвестно, но китайские планы у Space Adventures, судя по всему, грандиозные. Например, сообщается, что уже в мае этого года в США для подготовки к космическому полету может отправиться группа из 20 и более китайцев, каждый из которых заплатит за это несколько десятков тысяч долларов. Упомянутая "подготовка" предполагает занятия на космических тренажерах с всесторонним медицинским контролем. Правда, пока, по сообщению Space Adventures, договор подписан лишь с одним китайским гражданином.
Ракета-носитель "Зенит" вывела на орбиту американский спутник
Ракета-носитель "Зенит-3SL" в 7:52 по московскому времени успешно вывела на орбиту американский спутник связи "ХМ3-Radio", сообщает РИА "Новости".
Запуск ракеты-носителя был осуществлен в 6:51 по московскому времени во вторник с плавучей платформы "Одиссей" из экваториального района Тихого океана в рамках международной программы "Морской старт", сообщили в Центре управления полетами.
"Зенит" вывел американский телекоммуникационный космический аппарат на геосинхронную орбиту с точкой стояния 85 градусов западной долготы.
Запуск ракеты-носителя со спутником "ХМ3-Radio" планировался на утро 17 февраля, однако несколько раз был перенесен из-за неблагоприятных погодных условий в районе стартового комплекса.
Одним из главных учредителей проекта "Морской старт" является американская компания Boeing. Самоходную стартовую платформу и командное судно построила норвежкая компания Kvaerner. Российская ракетно-космическая корпорация "Энергия" установила на стартовой платформе и командном судне оборудование ракетного сегмента, а также разработала и изготовила разгонный блок для "Зенита".
Проект "Морской старт" существует с 1995 года. Первый демонстрационный запуск ракеты "Зенит-3SL" с платформы "Одиссей" состоялся в марте 1999 года.
|