3 марта 2005 г.

Китай предлагает использовать корабль Shenzhou для полетов на МКС

Телескоп Spitzer разглядел галактику в облаке пыли

На индийском лунном зонде предусмотрено место для иностранного научного оборудования

Обнаружен самый удаленный кластер галактик

NASA объявило прием заявок на разработку нового пилотируемого космического корабля

Внешний топливный бак "шаттла" смонтирован с твердотопливными ускорителями

Spirit обнаружил на Марсе железный купорос

NASA получило дневники советских космонавтов: нужны переводчики

Китай предлагает использовать корабль Shenzhou для полетов на МКС

Первый секретарь по науке и технологиям посольства Китая в США Менгсин Сан (Mengxin Sun) заявил о том, что намерен уведомить нового директора NASA (когда таковой будет, наконец, назначен) о предложении китайского руководства использовать китайский космический корабль Shenzhou для доставки грузов и астронавтов на Международную космическую станцию (МКС).

Менгсин Сан также сообщил, что в прошлом году он имел предварительную беседу с тогдашним директором NASA Шоном О'Кифом (Sean O'Keef) о китайской космической программе вообще и о корабле Shenzhou в частности.

Правда, есть некоторые сомнения в том, что Китай успеет поучаствовать со своим кораблем Shenzhou в проекте МКС. Конечно, Китай имеет весьма амбициозную космическую программу, но на сегодняшний день Shenzhou совершил только один полет в космос, а второй должен состояться осенью 2005 г. А для полетов на МКС нужна еще и система стыковки, испытания которой, возможно, будут включены в программу третьего пилотируемого полета Shenzhou, но когда он реально состоится, пока неизвестно. Американцы же намерены завершить свое участие в проекте МКС к 2010 г.

Телескоп Spitzer разглядел галактику в облаке пыли

Орбитальный телескоп Spitzer обнаружил исключительно яркую галактику, удаленную от Солнца на 11 миллиардов световых лет и скрытую космической пылью от наблюдателей, сообщается на сайте Калифорнийского технического университета (CalTech). Энергия, излучаемая ею в инфракрасном диапазоне, в сотни раз превосходит совокупную энергию излучения Млечного Пути.

Ученые предположили, что изобилие пыли в галактике и ее необычная светимость взаимосвязаны. Согласно одной из гипотез, "пыльные квазары", гигантские скопления низкотемпературного вещества вблизи черной дыры, превращают ее энергию в длинноволновое излучение.

Сравнение снимков, полученных орбитальными и наземными телескопами, выявило более тридцати галактик с похожим поведением. "Наблюдения двадцатилетней давности указывали на возможное существование "пыльных галактик", - говорит доктор Дан Видман из Корнуэльского университета. - "Потребовалось заглянуть на окраину космоса, чтобы их обнаружить".

В 2007-2008 годах Индия собирается отправить к Луне исследовательский зонд Chandrayan-1, основной задачей которого является составление химической карты Луны, то есть карты распределения химических элементов по всей ее поверхности. Планируется также составить трехмерные карты "интересных" участков Луны. Кроме того, в научной программе есть интересный эксперимент по исследованию лунного грунта, предполагающий сбрасывание с орбитального зонда на поверхность Луны аппарата весом 20 кг. Этот аппарат проведет съемку облака лунной пыли, поднятого при его ударе о поверхность. На все эти работы, как предполагается, уйдет два года. Общая сметная стоимость проекта составляет 89 млн дол.

Стартовый вес зонда Chandrayan-1 составляет около 530 кг. Часть места в его отсеке для полезной нагрузки Индийское агентство по космическим исследованиям намерено продать под иностранные научные приборы. В частности NASA ведет сейчас переговоры об этом. NASA собирается установить на этом зонде миниатюрный радар с синтезированной апертурой и спектрометр, работающий в диапазоне длин волн от 0,3 до 0,9 мкм. Достигнута также договоренность с Болгарией об установке на зонде аппаратуры для мониторинга радиационного фона. Кроме того, по сообщению представителя Индийского агентства по космическим исследованиям, на Chandrayan-1 будет еще два прибора от европейских стран (названия стран не указываются, так же как и назначение их аппаратуры).

В самой Индии также идет разработка научной аппаратуры для этой миссии. Кроме того, в 40 км от Бангалора планируется построить специальную станцию связи с лунным орбитальным зондом.

Обнаружен самый удаленный кластер галактик

Астрономы Мичиганского университета в Анн-Арборе обнаружили самый отдаленный кластер галактик, сообщает NewScientist. Этот кластер располагается на расстоянии в 9 млрд. световых лет, что, соответственно, бьет прежний рекорд, когда был обнаружен кластер, удаленный на 8,5 млрд. световых лет.

Это открытие является неординарным, поскольку обнаружение столь удаленных кластеров является редкостью. Об этом свидетельствует и тот факт, что на данный момент известно пять кластеров галактик удаленных на 7,5 млрд. световых лет и 1000 кластеров, которые находятся в радиусе 3,5 млрд. световых лет.

Теперь исследования в университете будут продолжены с новой силой, поскольку для облегчения своего труда астрономы разработали новую технологию, которая значительно сокращает усилия ученых. За основу исследователями берутся изображения, доставленные с космического корабля XMM-Newton, и пропускаются через специальную программу, которая выявляет возможное нахождение кластеров галактик. Дальше в работу вступает "Very Large Telescope", расположенный в Чили, задачей которого является получение более подробной информации.

Руководство управления исследовательских космических систем NASA объявило о начале приема предложений по проекту разработки нового пилотируемого исследовательского космического корабля Crew Exploration Vehicle (CEV). Согласно новой космической программе США, эксплуатация кораблей CEV должна начаться не позднее 2014 г., и именно на этом корабле американские астронавты должны будут к 2020 году прилететь на Луну. Этот же корабль (или аппарат, построенный на его базе) будет использоваться и в других дальних космических миссиях (после Луны Америка собирается отправиться на Марс).

Заявки на разработку и постройку космического корабля CEV будут приниматься до 2 мая 2005 г., после чего в сентябре 2005 г. будут объявлены "победители" (их будет не более двух), с которыми NASA заключит контракт на выполнение первой стадии проекта, которая должна быть завершена к декабрю 2008 г. Результатом этого этапа для каждого из контрактников должен быть демонстрационный полет разработанного космического аппарата. Затем из двух вариантов корабля CEV будет выбран один, который и полетит на Луну, а, может, и дальше.

Внешний топливный бак "шаттла" смонтирован с твердотопливными ускорителями

На космодроме на мысе Канаверал полным ходом идет подготовка к первому после долгого перерыва запуску "шаттла". На этой неделе в корпусе вертикальной сборки была завершена очень важная операция - соединение внешнего топливного бака "шаттла" с двумя твердотопливными ускорителями. Ранее был проведен монтаж в единую конструкцию двух твердотопливных ускорителей, а потом к ней "прикрутили" внешний топливный бак.

Этот бак является самым большим элементом всей системы запуска "шаттла". Его высота составляет 47 м, а диаметр - 8,4 м. Несмотря на такие размеры, толщина алюминиевой оболочки бака на большей его площади составляет всего 3 мм. Следует также отметить, что внешний топливный бак используется лишь один раз, а твердотопливные ускорители могут быть использованы повторно. Они отстреливаются примерно через 2 минуты после старта и падают в Атлантический океан, где их вылавливает специальное судно.

Следующим этапом подготовки к запуску будет монтаж на этой связке "шаттла" Discovery, который сейчас находится в корпусе подготовки "шаттлов" (Orbiter Processing Facility). Его должны доставить в корпус вертикальной сборки до конца марта.

Напомним, что запуск "шаттла" Discovery, который должен отправиться на МКС, пока запланирован на 15 мая, но в качестве окна запуска назван период с 15 мая по 3 июня 2005 г.

Spirit обнаружил на Марсе железный купорос

Американские марсоходы Spirit и Opportunity, работающие на Красной планете, ставят новые рекорды и делают интереснейшие открытия.

Так, Opportunity установил новый рекорд протяженности "пробега" за один день - 177,5 метра. Рекордный показатель был достигнут 19 февраля - в самом начале 3-дневного путешествия, сообщила в четверг расположенная в Пасадине (штат Калифорния) Лаборатория реактивного движения, откуда ведется управление марсоходами.

На обоих аппаратах была выполнена загрузка нового программного обеспечения, переданного с Земли по радио и позволившего улучшить работу их бортовых компьютеров, которые имеют элементы искусственного интеллекта, передает ИТАР-ТАСС.

Сравнительно чистые от марсианской пыли панели солнечных батарей марсохода обеспечивают его энергоснабжение и позволяют работать до четырех часов в день. Суммарная протяженность пути, который Opportunity преодолел за время пребывания на Марсе составляет 3014 метров.

Его напарник Spirit, путешествующий по другой стороне Марса, "накрутил" еще больше - 4157 метров. Сейчас он преодолевает крутые склоны и неожиданно сделал важное открытие - обнаружил участок поверхности с очень высоким содержанием соли серной кислоты - железного купороса - и связанных с ней молекул воды, что опять же свидетельствует о ее распространенности на Марсе в прошлом.

Открытие было сделано случайно, когда пробуксовывавшие колеса аппарата "вспахали" поверхность и она неожиданно ярко заблестела под лучами солнца. Это участок уже получил собственное название - "Пасо Роблес".

NASA получило дневники советских космонавтов: нужны переводчики

В руки Национального агентства по аэронавтике и исследованиям космического пространства США NASA попали дневники советских конструкторов космической техники Василия Мишина и Константина Феоктистова, сообщает Space. В настоящее время NASA находится в поисках квалифицированного переводчика, который смог бы осуществить качественный перевод этих рукописных материалов. Интерес NASA обусловлен тем, что ранее дневники этих советских деятелей изданы на территории США не были, кроме того, они даже не были переведены.

В рамках поставленных NASA задач, переводчик должен будет перевести наиболее важные выдержки из дневников Мишина и Феоктистова и снабдить их редакторскими комментариями. Кроме того, переводчик должен будет подготовить материал к публикации. Дневник Феоктистова содержит несколько сот страниц.

В NASA считают, что рукописи выдающихся советских конструкторов помогут им взглянуть на советскую космическую программу с кардинально другой точки зрения.