14 марта 2005 г.

Ракета Atlas 5 вывела в космос тяжелый телекоммуникационный спутник Inmarsat 4 F-1

Главой NASA назначен ветеран "звездных войн"

В молодой Вселенной были старые галактики

Пламя невидимого взрыва на Солнце

Третьим космическим туристом на борту МКС может стать японский бизнесмен Дайсукэ Эномото

В Китае начали наблюдать за космическим мусором

Экипаж МКС готовится чинить американский шлюзовой отсек

NASA уволит каждого седьмого сотрудника в ближайшие полтора года

Вечером в пятницу 11 марта (в 0:42 следующего дня по московскому времени) на мысе Канаверал состоялся отложенный накануне запуск ракеты Atlas 5 со спутником Inmarsat 4 F-1. Запуск прошел успешно и через 32 минуты 20 секунд после старта спутник отделился от разгонного блока и оказался на заданной переходной геосинхронной орбите.

Inmarsat 4 F-1 - это самый тяжелый коммерческий спутник из тех, что выводились до сих пор на орбиту. Его стартовый вес составляет 5940 кг. Поэтому ракета Atlas 5 тоже стартовала в самой мощной своей конфигурации - с тремя твердотопливными ускорителями. Напомним, что в первой ступени этой ракеты установлен российский двигатель РД-180.

Во время первой попытки запуска 10 марта обратный отсчет был остановлен меньше чем за 3 минуты до старта. Сначала возникли проблемы с системой безопасности ракеты (она должна взорвать ракету в случае, если она отклонится от курса), а несколько секунд спустя был получен сигнал о нештатной работе системы подавления колебаний ракеты.

Главой NASA назначен ветеран "звездных войн"

Президент США Джордж Буш назначил директором Американского космического агентства (NASA) Майкла Гриффина - руководителя Лаборатории прикладной физики в университете Джонса Хопкинса, которая занимается гражданскими и военными программами в сфере освоения космоса, в том числе противоракетной и противовоздушной обороной, передает агентство Reuters.

Ранее Гриффин занимал должность президента частной компании In-Q-Tel, единственным клиентом которой является американская разведка. Кроме того, он разрабатывал ракеты в компании Orbital Sciences, занимал должность главного инженера NASA и участвовал в программе Стратегическая обронная инициатива (СОИ), предусматривавшей создание орбитальной группировки военных спутников для перехвата ракет. Эта программа, широко известная под названием "звездных войн", была задумана администрацией президента США Рональда Рейгана и окончательно свернута в 1993 году.

Решение Буша назначить Гриффина директором NASA уже поддержали многие конгрессмены. По словам одного из них, Гриффин обладает необходимым опытом научной, производственной и административной работы.

Бывший глава NASA Шон О'Киф, проработавший на этой должности около трех лет, покинул Американское космическое агентство в феврале 2005 года. После его отставки исполняющим обязанности директора NASA стал бывший астронавт Фред Грегори, работавший заместителем О'Кифа с 2002 года.

В молодой Вселенной были старые галактики

С помощью инфракрасного космического телескопа Spitzer ученые провели наблюдения одного из участков южного полушария неба, который ранее был обследован космическим телескопом Hubble в оптическом диапазоне длин волн. В результате новых наблюдений в этом районе было обнаружено около десятка очень красных галактик, которые находятся на расстоянии 10-12 млрд световых лет от Земли. Эти галактики существовали тогда, когда Вселенной было всего 2-3 млрд лет. Причем оказалось, что эти галактики сильно отличаются друг от друга: среди них были молодые и старые галактики, галактики с малым и большим количеством пыли.

То есть и на заре существования Вселенной "жизнь" в ней отличалась большим разнообразием. Астрономы этого явно не ожидали. До сих пор считалось, что в молодой Вселенной обитали молодые же относительно небольшие по размерам галактики, в которых активно образуются новые звезды. Однако молодая Вселенная оказалась гораздо более сложной. Астрономов особенно удивило, что в молодой Вселенной существовали старые красные галактики, в которых уже прекратилось образование новых звезд. То есть звезды в них образовывались на еще более ранних этапах существования Вселенной, а к наблюдаемому возрасту (2-3 млрд лет) эти галактики уже успели состариться. Почему процесс их старения произошел так быстро, пока непонятно.

Пламя невидимого взрыва на Солнце

Это снимок облака раскаленного газа, выброшенного с поверхности Солнца в окружающее космическое пространство 20 февраля этого года. Место этого взрыва с Земли не было видно, но облако выброшенного газа вышло далеко за границы диска Солнца. Никакой угрозы для Земли это облако раскаленной плазмы не представляло, так как выброс был направлен в сторону Марса. Так что вызванную им магнитную бурю могли заметить только марсоходы и орбитальные марсианские зонды.

На место очередного, третьего по счету, космического туриста на борту Международной космической станции претендует японский предприниматель Дайсукэ Эномото, заявила американская компания Space Adventures, которая в 2001 году помогала первому непрофессиональному астронавту - калифорнийскому бизнесмену Деннису Тито совершить путешествие к МКС на российском корабле "Союз".

Со ссылкой на данные японских газет ИТАР-ТАСС сообщает, что 33-летний японец подал заявку в ноябре прошлого года и уже прошел предварительную медицинскую проверку в США и России.

Окончательное решение по поводу кандидатуры японца должен принять Роскосмос. Предполагается, что оно будет оглашено до конца апреля. В случае одобрения Эномото сможет за 20 млн долларов на одну неделю слетать на МКС уже в октябре этого года. Сам он говорит, что надеется "весело провести время, собирая любимые пластиковые модели".

Раньше Дайсукэ Эномото был одним из руководителей преуспевающей в Японии Интернет-провайдерской компании Lifedor. Сейчас он свободный предприниматель, вкладывает деньги в информационные технологии.

Предыдущим космическим туристом в 2002 году был южноафриканский миллионер Марк Шаттлворт. После него на эту роль пробовались американский бизнесмен Грегори Олсен и петербуржец Сергей Полонский, но обе эти кандидатуры были отвергнуты по медицинским причинам.

В Китае начали наблюдать за космическим мусором

В Китае под эгидой Академии наук КНР в начале марта близ Нанкина был открыт центр по наблюдению и исследованию космических объектов и обломков. В задачи центра входит наблюдение за космическим мусором - продуктами деятельности человека в космосе, в том числе неработающими спутниками, металлическими частями от космических аппаратов вплоть до самых мелких частиц продуктов горения ракетного топлива. По оценкам ученых, в настоящее время вокруг Земли скопилось свыше 110 тысяч "мусорных" предметов размером свыше 1 см в диаметре и 40 миллионов предметов, размер которых превышает 1 мм. Китайские специалисты, работающие в Центре, подчеркивают, что если количество мусора вокруг Земли будет увеличиваться такими же темпами, то к 2300 году ни один земной аппарат не сможет выйти даже на орбиту.

Экипаж МКС готовится чинить американский шлюзовой отсек

На прошедшей неделе экипаж Международной космической станции (МКС) командир Лерой Чиао и бортинженер Салижан Шарипов извлекли из грузового корабля "Прогресс" все доставленные грузы. В том числе запчасти, необходимые для замены вышедшего из строя оборудования в американском шлюзовом отсеке Quest. На этой неделе им предстоит заменить в этом отсеке теплообменник, после чего шлюз Quest можно будет использовать во время выходов в открытый космос в американских скафандрах. Этот теплообменник обеспечивает охлаждение скафандров космонавтов в тот период времени, когда они находятся в этом отсеке. Напомним, что из-за неполадок с американскими скафандрами с июня прошлого года все выходы в открытый космос выполнялись в российских скафандрах "Орлан" и через российский шлюзовой отсек "Пирс".

На прошлой неделе Лерой Чиао и Салижан Шарипов по очереди были докторами и пациентами, проводя эксперимент по УЗИ-диагностике в условиях микрогравитации. Таким образом исследовалась возможность использования бортовой УЗИ-установки при связи с врачами из наземного ЦУПа.

NASA уволит каждого седьмого сотрудника в ближайшие полтора года

Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) предстоит значительная кадровая перетряска. Она вызвана переориентацией космической программы США на новые цели. Как сообщил помощник директора НАСА по вопросам управления Джим Дженнингс, в предстоящие полтора года покинуть работу придется примерно каждому седьмому сотруднику ведомства.

В настоящее время в NASA трудятся около 19 тыс. правительственных служащих. Уходящим будет выплачена финансовая компенсация. Кто-то будет переведен в другие службы. Как указывает Дженнингс, NASA необходимо освободиться от "ненужной инфраструктуры", а также "приспособить организацию к выполняемой миссии".

Как сообщает ИТАР-ТАСС, со ссылкой на американскую печать, на многие освобождающиеся места будут наняты новые специалисты, более сведущие в вопросах дальних космических экспедиций. Именно они помогут практическому осуществлению космической стратегии президента Джорджа Буша, провозгласившего подготовку к пилотируемым полетам на Луну и Марс.

До сих пор основой космической программы США были шаттлы, однако их полеты приостановлены после катастрофы корабля Columbia 1 февраля 2003 года. NASA планирует свернуть программу космических "челноков" к 2010 году.