16 марта 2005 г.

NASA опубликовало график полетов по программе строительства МКС

Над штатом Орегон пролетел метеор

Ветер сдул пыль с солнечных панелей марсохода Spirit

ESA и NASA планируют экспедицию на Европу

Специалисты Европейского космического агентства объявили о следующем крупном международном проекте. Им станет экспедиция к спутнику Юпитера Европе, которая будет подготовлена ESA вместе с NASA, сообщается на сайте BBC News.

В настоящее время создается совместная комиссия, которая определит, какой именно космический аппарат должен быть создан для выполнения миссии и за что будет отвечать каждая из сторон. При этом в ESA отметили, что проект мог быть осуществлен и без участия NASA, однако совместная работа является более полезной и плодотворной.

Должностные лица в Париже и Вашингтоне надеются повторить успех американо-европейской миссии Cassini-Huygens, чьей целью было изучение Сатурна и его спутника Титана. На орбиту планеты Cassini вышел через семь лет после запуска, в июле 2004 года, а 14 января 2005 года зонд Huygens успешно совершил посадку на Титан.

Предположительно, направляемый к Юпитеру аппарат также будет являться тандемом из зонда, который опустится на поверхность Европы, и корабля, который осуществит его доставку и останется на орбите для ретрансляции полученных данных на Землю. Запуск аппарата может состояться уже в 2016 году.

Янус и Атлас - маленькие спутники Сатурна

Этот снимок окрестностей Сатурна зонд Cassini сделал вскоре после того, как два спутника - Янус (слева) и Атлас - вышли из тени этой планеты. Это совсем небольшие спутники: размер Януса в поперечнике составляет 181 км, а Атласа - 32 км. Кроме них на фотографии видны (слева направо) тоненькое кольцо F, широкое и яркое кольцо А, в котором ближе к внешнему краю можно заметить тонкий темный промежуток (это щель Энке, ее ширина составляет 325 км). После яркого кольца А идет довольно широкий темный промежуток - щель Кассини, которая разделяет кольца А и В. Ширина этой щели составляет 4700 км. Самого Сатурна не видно, но видна его тень, которую он отбрасывает на кольца. Зонд Cassini в момент съемки находился на расстоянии около 3,2 млн км от Януса.

Китай собирается построить еще один космодром

По сообщению китайской прессы, на острове Хайнань, который находится напротив южной оконечности материкового Китая, скорее всего, будет построен новый космодром для запуска спутников. Этот вопрос уже выносился на сессию народного собрания провинции Хайнань в январе этого года. Как сообщается, подготовительные работы должны начаться в течение ближайшего года, а власти провинции уже ждут не дождутся, когда же начнется строительство.

Напомним, что сейчас в Китае есть три центра, где производятся запуски ракет с околоземными спутниками. Они находятся в провинции Сычуань на юго-западе Китая, в северо-западной провинции Гансу и на севере Китая в провинции Шанкси. Теперь сюда добавится и южная стартовая площадка на Хайнане. Кстати, северная оконечность острова Хайнань находится на 20-й параллели, и это будет самый "выгодный" для запусков китайский космодром с точки зрения использования центробежной силы вращения Земли.

"Роскосмос" планирует получать сообщения от скафандра-спутника

Экипаж одиннадцатой экспедиции к Международной космической станции (МКС) планирует в ходе своего пребывания на орбите провести эксперимент "РадиоСкаф", сообщает РБК. Российский космонавт Сергей Крикалев и астронавт NASA Джон Филлипс во время своего выхода в открытый космос отправят отработавший свой ресурс российский скафандр "Орлан-М" в автономный полет по околоземной орбите. В данный скафандр космонавты установят необходимую аппаратуру для проведения эксперимента "РадиоСкаф". Об этом сообщили РБК в пресс-службе Федерального космического агентства (Роскосмос).

Ожидается, что скафандр-спутник будет передавать на радиолюбительских частотах через каждые 2 минуты в течение не менее двух месяцев голосовое сообщение на нескольких языках, а также изображение Земли или космоса, попавшее в поле зрения установленной на нем веб-камеры.

Эта акция приурочена к 175-летию Московского государственного технического университета имени Н.Баумана и 75-летию Московского авиационного института имени С.Орджоникидзе, студенты которых принимают участие в обеспечении эксперимента.

Напомним, что запуск транспортного пилотируемого корабля "Союз ТМА-6" с экипажем одиннадцатой экспедиции к МКС на борту с космодрома Байконур (Казахстан) состоится, предположительно, 15 апреля 2005 г. На орбитальную станцию с основным экипажем одиннадцатой экспедиции к МКС отправится также астронавт Европейского космического агентства (ESA) Роберто Виттори и проведет там 8 суток.

В настоящее время на орбитальной станции работает экипаж МКС-10 в составе бортинженера - российского космонавта Салижана Шарипова и командира - астронавта NASA Лероя Чиао, прибывших на станцию 16 октября 2004 г. Программа их пребывания на МКС (196 суток) предполагает два выхода в открытый космос, первый из которых был удачно совершен в конце января 2005 г., второй запланирован на 28 марта т.г. План научно-прикладных исследований основного экипажа включает 41 эксперимент, из которых 34 - по российской программе, а также 7 контрактных работ.

Экипаж МКС заменит американский теплообменник

Экипаж МКС - Салижан Шарипов и Лерой Чиао - утром в понедельник были заняты работой по замене проржавевшего теплообменника, установленного в шлюзовой камере, предназначенной для выхода в открытый космос в американских скафандрах EMU. Аппарат снимает излишки тепла в шлюзовом модуле, а в качестве теплоотводящей жидкости по системе патрубков циркулирует обычная вода, которая и привела к коррозии их внутренних поверхностей.

Новый теплообменный аппарат был доставлен на станцию рейсом российского грузовика "Прогресс М-52" и, в отличие от своего предшественника, новый агрегат имеет двойное защитное покрытие внутренних поверхностей труб, что увеличит его ресурс.

Работы по замене теплообменника, помимо понедельника, также займут часть рабочего времени во вторник и среду, а проверку работы Шарипова и Чиао проведет следующий экипаж МКС с применением американского скафандра EMU.

NASA опубликовало график полетов по программе строительства МКС

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) опубликовало очередную редакцию графика полетов по программе строительства Международной космической станции (МКС) на 2005-2006 гг. Кардинальных изменений в сроках планируемых запусков не произошло.

В соответствии с документом, до конца 2005 г. предполагается осуществить 8 запусков по программе МКС: 15 апреля состоится запуск транспортного пилотируемого корабля (ТПК) "Союз ТМА-6" с экипажем одиннадцатой экспедиции к МКС на борту; не ранее 15 мая - корабля многоразового использования системы Space Shuttle Discovery; 10 июня - транспортного грузового корабля (ТГК) "Прогресс М-53"; не ранее 12 июля - "шаттла" Atlantis; 24 августа - ТГК "Прогресс М-54"; 27 сентября - ТПК "Союз ТМА-7"; 8 декабря - "шаттла" по программе STS-301 и 21 декабря - (ТГК) "Прогресс М-54".

На период январь-октябрь 2006 г. запланированы 9 запусков по программе строительства МКС. В частности, предполагается, что будут осуществлены 2 запуска ТПК "Союз", 2 - ТГК "Прогресс", 4 - кораблей многоразового использования системы Space Shuttle и один запуск европейского грузового космического корабля (ATV) Jules Verne.

Над штатом Орегон пролетел метеор

В ночь с 12 на 13 марта десятки жителей Сиэтла и штата Орегон, в том числе полицейские и летчики, видели в небе яркий зеленоватый шар с длинным хвостом. Специалисты считают, что по всем признакам это был метеор, который, скорее всего, взорвался в воздухе, прежде чем его фрагменты упали в Тихий океан.

Правда, наблюдателям повезло, что метеор летел ночью. Если бы он падал днем, то его никто бы не заметил (не такой уж он был яркий, чтобы его можно было наблюдать при солнечном свете).

В последний раз в этих местах (штаты Вашингтон и Орегон) аналогичный метеор видели в прошлом году. А два года назад в марте 2003 г. распадающийся в воздухе метеорит, который яркой вспышкой пролетел по небу, видели жители четырех штатов среднего запада США.

Ветер сдул пыль с солнечных панелей марсохода Spirit

Американские марсоходы Spirit и Opportunity уже больше года работают на поверхности Марса. Spirit находится в районе кратера Гусева, а Opportunity - на противоположной стороне Марса в районе плато Меридиана (Meridiani Planum). Марсоходы абсолютно одинаковы по своей конструкции, и оба они работают от солнечных батарей. Поначалу разработчики марсоходов полагали, что Spirit и Opportunity смогут проработать на поверхности Марса месяца три, а потом их солнечные панели покроются толстым слоем пыли и не смогут вырабатывать достаточного количества электричества.

Однако этого не произошло. То ли пыли на Марсе оказалось меньше, чем думали, то ли ее периодически сдувает с панелей ветер. Особенно хорошо работал ветер над марсоходом Opportunity. Его солнечные панели на протяжении всего года вырабатывают практически столько же электричества, сколько в самом начале его пребывания на поверхности Марса. А вот со Spirit'ом до недавнего времени были проблемы. На снимках собственных солнечных панелей, сделанных панорамными камерами марсоходов в декабре 2004 г., была четко видна разница в цвете солнечных панелей - у Opportunity они были почти чистыми, а у Spirit'а они были покрыты рыжеватой пылью. Из-за этого Spirit периодически приходилось разворачивать в сторону Солнца, чтобы подзарядить его батареи.

Однако недавно и на его улицу пришел праздник в виде "пыльных дьяволов" (завихрений пыли, вызываемых ветром). На прошлой неделе инженеры ЦУПа зафиксировали довольно резкое увеличение производительности солнечных панелей. Скорее всего, это произошло из-за того, что с них была сдута пыль (другого правдоподобного объяснения придумать в такой ситуации трудно). На то, что в районе Spirit'а поработал ветер, указывает еще и то, что на фотографиях, сделанных камерой марсохода, пропали следы, оставленные его колесами на песке. Так что теперь солнечные панели Spirit'а работают почти как новенькие. Точнее, они вырабатывают на 7% меньше энергии, чем максимально возможное значение (для сравнения, до недавнего времени потери составляли 40%).