18 марта 2005 г.

На Марсе были вулканы и ледниковый период

Технические неполадки на марсоходе Opportunity

Марсоход Spirit передал фотографии "пылевых чертиков"

Новый гироскоп на МКС доставит шаттл "Дискавери"

Физики изготовили черную дыру из золота

40 лет назад Алексей Леонов вышел в открытый космос

Шанхай станет "космическим" городом

Экипаж МКС примеряет кресла для отправки на Землю

На Марсе были вулканы и ледниковый период

В последнем номере журнала Nature опубликованы две статьи посвященные истории Марса. Сделанные авторами этих статей выводы были построены на основе данных, полученных с европейского орбитального зонда Mars Express, который работает на околомарсианской орбите с января 2004 г.

На представленном здесь снимке, сделанном установленной на зонде Mars Express стереоскопической камерой высокого разрешения, виден восточный край гребня впадины Hellas Basin. Ученые считают, что этот рельеф и характер осадочных пород у подножия этого обрыва высотой 4 км говорят о том, что здесь когда-то проходил ледник. Причем происходило это во время ледникового периода, который тоже был на Марсе, как и на Земле. Продолжался он довольно долго: ледники начали движение от полюсов к тропикам 4 млн лет назад и остановились 350 тыс. лет назад, фактически дойдя до экватора (там и находится область Hellas). Следы пребывания ледника обнаружили и на западном склоне вулкана Olympus Mons, который является самым большим вулканом в солнечной системе.

Вторая статья посвящена как раз вулканической деятельности на Марсе. На снимках с того же зонда Mars Express ученые нашли ранее неизвестные следы крупного извержения вулкана Hecates Tholus. В обвалившемся кратере этого вулкана также находятся осадочные породы, нанесенные ледником, возраст которых оценивается в довольно широких пределах - от 5 до 24 млн лет. Но в пяти других марсианских вулканах были обнаружены еще более свежие следы извержений, которые происходили примерно 2 млн лет назад. Возможно, эти вулканы просто спят и рано или поздно могут вновь проснуться.

Авторы этой статьи также считают, что Марс сейчас переживает "межледниковый" период, и со временем лед, который сейчас есть в средних широтах, испарится и произойдет новое изменение марсианского климата.

Технические неполадки на марсоходе Opportunity

Американское космическое агентство NASA сообщило о неполадках с одним из приборов, установленных на марсоходе Opportunity. О проблеме стало известно, когда Opportunity передавал информацию со спектрометра теплового излучения, который используется для идентификации минералов, содержащихся в марсианском грунте и камнях. Этот спектрометр установлен в верхней части вертикальной штанги марсохода. Он измеряет ИК-излучение удаленных от марсохода камней и прочих объектов на 167 длинах волн. На основе полученных спектров ученые делают вывод о химическом составе этих камней и грунта, а затем с помощью двух других спектрометров, смонтированных на той же штанге, получают дополнительную информацию о тех же камнях, когда марсоход подъезжает к ним поближе.

Как сообщается, 3-4 марта Opportunity успешно передал с этого спектрометра 17 пакетов данных, а 8 пакетов оказались "неполными". Специалисты ЦУПа отключили спектрометр до полного выяснения всех обстоятельств. А пока в качестве возможных версий рассматривается неправильная работа двух компонентов спектрометра - оптического переключателя и зеркала. В случае если виноват переключатель, то можно будет перейти на использование имеющегося в спектрометре резервного переключателя. Если неполадки с зеркалом, то так легко решить проблему не удастся. Но даже если реанимировать этот спектрометр не удастся, марсоход не станет бесполезной игрушкой, он и так передает массу ценной информации. Сейчас Opportunity продолжает движение и осматривает местность в районе кратера Восток.

Марсоход Spirit передал фотографии "пылевых чертиков"

Марсоходы Spirit и Opportunity, уже давно завершившие свои основные научные миссии, продолжают успешно работать по дополнительным исследовательским программам.

Аппарат Spirit 10 марта передал на Землю фотографии "пылевых чертиков" - небольших пригрунтовых вихрей, абсолютно похожих на своих земных "сородичей". Примечательно, что одновременно с этим было отмечено двукратное увеличение выработки энергии солнечными батареями марсохода. С момента приземления на Марсе в январе прошлого года генерация энергии постепенно снижалась из-за оседающей на панелях солнечных батарей пыли. Неожиданное же улучшение "самочувствия" аппарата, по мнению ученых, объясняется действием резкого порыва ветра, очистившего элементы питания марсохода от накопившегося налета. Однако такой же порыв, вероятно, загрязнил камеры Spirit, в результате чего на передаваемых изображениях появилась рябь. Впрочем, это не помешает и дальше использовать марсоход для проведения исследовательских работ.

Между тем, второй аппарат Opportunity, начал испытывать проблемы с одним из научных инструментов. По информации NASA, в данных, снимаемых тепловым эмиссионным спектрометром, начали выявляться ошибки. Тепловой спектрометр является одним из основных исследовательских инструментов и служит для анализа образцов марсианского грунта. Из-за возникших сбоев спектрометр Opportunity пришлось отключить, и ученые в настоящее время пытаются разобраться, в чем заключается причина неполадки. Вполне возможно, что ошибки возникают из-за неисправности оптического переключателя, управляющего зеркалом спектрометра, или из-за неправильного перемещения самого зеркала. Впрочем, отмечают в NASA, даже полная потеря теплового спектрометра не будет означать завершение миссии Opportunity.

Новый гироскоп на МКС доставит шаттл "Дискавери"

Новый гироскоп взамен отказавшего будет доставлен на МКС в середине мая 2005 года первым рейсом шаттла "Дискавери" (Discovery), сообщает CNN.

В ночь на среду отказал блок управления электропитания одного из американских силовых гидроскопов - 280-килограммовых устройств, отвечающих за ориентацию МКС на орбите. Исправно проработав около восьми месяцев, блок отключил гироскоп. Как объяснили РИА "Новости" в ЦУП, в прибор отключает все электроприборы при резком скачке напряжения, чтобы предотвратить их порчу. Напомним, что блок управления гироскопом был установлен 1 июля 2004 года Геннадием Падалкой и Майклом Финком - предыдущим экипажем МКС. Тогда для замены этого элемента гироскопа был организован выход в открытый космос.

В результате инцидента ориентация станции в космическом пространстве осуществляется только двумя гироскопами. Специалисты NASA утверждает, что на работу станции поломка никак не повлияет, - необходимо только чаще производить разгрузку двух работоспособных аппаратов, чтобы снять накопившуюся кинетическую энергию.

Запланированный ранее на 28 марта выход экипажа станции в открытый космос с целью установить аппаратуру для стыковки с новым европейским грузовым кораблем "Жюль Верн" отменен не будет.

На возможность стыковки с "Дискавери" инцидент тоже никак не повлияет.

Запуск шаттла, намеченный на 15 мая, станет первым с февраля 2003 года, когда полеты челноков были приостановлены в связи с гибелью "Колумбии". Если запуск пройдет удачно, в скором времени после "Дискавери" на орбиту отправится еще один челнок, а затем будут возобновлены регулярные полеты американских аппаратов на Международную космическую станцию.

Перерыв в полетах шаттлов заметно осложняет работу МКС, поскольку российские грузовые корабли способны принять на борт не более двух тонн полезного веса, тогда как американские челноки могут поднять около 20 тонн груза.

Физики изготовили черную дыру из золота

В Брукхэвенской национальной лаборатории США создали искусственный "аналог" черной дыры, который просуществовал 10-23 секунды. Объект с исчезающе малым временем жизни был идентифицирован благодаря свойственной "настоящим" черным дырам способности к поглощению частиц.

Микроскопическая "черная дыра" возникла при столкновении двух ионных пучков золота, проводившемся на ускорителе сверхтяжелых релятивистских ионов RHIC (Relativistic Heavy Ion Collider). Ученые считают, что при этом образовалась кварк-глюонная плазма - материя, из которой состояла Вселенная в первые 20-30 микросекунд после Большого Взрыва.

Температура внутри кварк-глюонной плазмы была в 300 миллионов раз выше, чем на поверхности Солнца. "Черная дыра", истинный радиус которой - 1,14*10-14 метра - оказался во много раз меньше атомного, поглотила в 10 раз больше частиц, чем было предсказано теоретически. После ее распада "исчезнувшая" материя "вернулась" в виде пи-мезонов, по поведению которых ученые смогли судить о характеристиках странного объекта.

Некоторые исследователи утверждают, что отождествлять "каплю" кварк-глюонной плазмы с черной дырой не вполне корректно: гравитационные силы, заставляющие окружающее вещество падать на космические черные дыры, при наблюдавшихся в эксперименте размерах выражены крайне слабо.

40 лет назад Алексей Леонов вышел в открытый космос

18 марта исполняется 40 лет со дня первого выхода человека в открытый космос, который совершил советский космонавт Алексей Леонов.

В 1965 году вместе с Павлом Беляевым он совершал полет на космическом корабле "Восход-2", вторым пилотом которого являлся. Нахождение Леонова в открытом космосе продолжалось 12 минут 9 секунд.

"Первое, что я увидел, когда приоткрылся люк, был яркий-яркий свет", - вспомнил Леонов в интервью, которое он дал газете "Аргументы и факты". Он обратил внимание, что во время первого выхода в космос произошла внештатная ситуация - скафандр космонавта раздулся и препятствовал его возвращению на борт корабля. Однако давление внутри скафандра удалось сбросить, и инцидент был исчерпан.

При возвращении космического корабля на Землю отказала система ориентации, и Леонову вместе с Беляевым пришлось вручную сориентировать корабль и совершить посадку в нерасчетном районе, в тайге. Нашли космонавтов только на вторые сутки. Их космический полет продолжался 26 часов и две минуты.

Шанхай станет "космическим" городом

Китай занялся космосом всерьез и надолго. Кроме подготовки к очередному пилотируемому космическому полету активно идет строительство инфраструктуры космической отрасли. На днях сообщалось о планах строительства нового космодрома для запуска спутников на острове Хайнань на юге Китая. "Космическое" строительство скоро начнется и в Шанхае. В юго-западной части этого города под китайский "звездный городок" выделено 80 гектаров. Здесь разместятся научно-исследовательские институты и заводы, где будут разрабатывать и строить ракеты, спутники и дирижабли. Завершить это строительство планируется к 2010 г.

А в 2007 г. на территории Шанхайского космического центра откроется для широкой публики музей науки и космических технологий, в котором будут выставлены фрагменты спутников и ракет, разработанных в этом центре. В этом году здесь должны собрать две ракеты Long March и один спутник. Занимаются специалисты Шанхайского космического центра и подготовкой полета пилотируемого корабля Shenzhou 6. Именно здесь были разработаны двигательная установка этого корабля, система электропитания и система связи. Все это уже отправлено на завод в Пекин для сборки и тестирования.

Экипаж МКС примеряет кресла для отправки на Землю

Десятый экипаж МКС - Салижан Шарипов и Лерой Чиао - начал готовиться к отлету на Землю, назначенному на вторую половину апреля. "В среду космонавты проведут "примерку" своих индивидуальных кресел-ложементов "Казбек", - сообщил официальный представитель российского ЦУП Валерий Лындин. При этом он отметил, что за время полугодового полета из-за отсутствия нагрузки на позвоночник рост космонавтов увеличивается на 3-4 cм, поэтому их личные космические кресла, установленные в спускаемой капсуле "Союза", требуют дополнительной подгонки по росту.

Закончив "примерку" своих космических ложементов, десятый экипаж начнет готовиться к своему заключительному выходу в открытый космос, намеченному на 25 марта. "В четверг космонавты должны освободить от лишних вещей, мешающих выходу, стыковочный и переходной отсеки", - отметил представитель ЦУП. По его словам, основной задачей работ за бортом МКС станет монтаж оборудования для предстоящей стыковки с первым европейским космическим грузовиком "Жюль Верн", сообщает РИА "Новости".