22 марта 2005 г.

Коммерческий мини-космодром РВСН появится в Оренбурге через два года

Украина представила NASA свою лунную программу

Начат эксперимент по исследованию влияния невесомости на женский организм

M33 - самая "медленная" галактика

Астрономы из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики объявили об измерении скорости самого медленного движения галактики на небосводе. Речь идет о спиральной галактике M33, которая имеет неофициальное название Pinwheel ("Вертушка"). Она находится на расстоянии около 2,4 млн световых лет от нас и входит в ту же Местную Группу галактик, что и наш Млечный Путь. М33 можно найти на небе недалеко от галактики Андромеды (М31). Размеры "Вертушки" М33 в поперечнике составляют около 50 тысяч световых лет, то есть она примерно вдвое меньше нашей галактики.

В принципе астрономы уже давно умеют определять скорость движения космических объектов относительно Земли. Но это касается скорости удаления или приближения этих объектов. А скорость поперечного движения объекта на небосводе до сих не измерялась по причине того, что величина скорости, которая должна при этом получиться, слишком мала и находится на пределе чувствительности даже очень мощных телескопов (или за этим пределом).

Чтобы измерить скорость галактики M33, астрономы проанализировали снимки этой галактики, сделанные мощным телескопом VLBA в течение 2,5 лет. В частности, измерялись перемещения двух источников мазерного излучения, имеющихся в этой галактике - IC 133 и M33/19. При этом нужно было отделить "реальное" движение M33 от ее перемещения по небу, связанного с движением наблюдателя (наша Земля вращается вокруг Солнца, а солнечная система вращается вокруг центра Млечного Пути, который находится на расстоянии около 26 тыс. световых лет от нас).

В результате получилось, что поперечная проекция скорости движения M33 в пространстве относительно Земли составляет 30 угловых микросекунд в год. Таким образом, вместе с данными о скорости приближения галактики M33 к Земле, были впервые получены параметры трехмерного движения галактики M33 в пространстве.

Чтобы читатель мог оценить величину скорости 30 угловых микросекунд в год, астрономы приводят наглядное сравнение. 30 угловых микросекунд в год - это в 100 раз медленнее, чем двигалась бы улитка по поверхности Марса, если бы мы наблюдали за нею с Земли.

Теперь та же группа астрономов собирается измерить скорость движения галактики Андромеды (M31). Это позволит ответить на ряд важных вопросов о составе, прошлом и будущем этих двух галактик, а также нашей галактики Млечный Путь. Если окажется, что в прошлом M31 и M33 подходили друг другу на близкое расстояние, то тогда можно будет с достаточной степенью уверенности сделать вывод о том, что M31 тогда оторвала часть материи у M33 и последняя из-за этого сильно уменьшилась в размерах.

Ученые нашли признаки ледниковой активности на Марсе

Европейское космическое агентство обнародовало ряд новых снимков, полученных с Марса. Согласно представленным данным, на Красной планете было обнаружено два кратера, расположение которых свидетельствует о прошлой ледниковой активности на планете.

Соединенные друг с другом кратеры были обнаружены в восточной части Бассейна Геллас на 38 градусах южной широты и 104 градусах восточной долготы. Расположение кратеров говорит о том, что, скорее всего, прежде здесь находился ледник. При анализе данных со снимков было установлено, что сначала лед находился в верхнем кратере диаметром 9 километров, а потом спустился в нижний кратер, диаметр которого составляет порядка 17 км. Снимки, находящиеся в распоряжении ученых Европейского космического агентства, были сделаны орбитальной станцией Mars Express.

Обнаружено очередное самое старое скопление галактик

Астрономы, работавшие на европейском рентгеновском космическом телескопе XMM-Newton и на наземном телескопе Very Large Telescope (VLT) Южной европейской обсерватории, обнаружили самое дальнее из известных до сих пор скоплений галактик. Оно находится на расстоянии около 9 млрд световых лет от Земли, что на полмиллиарда световых лет дальше, чем предыдущий рекордсмен. То есть, астрономы увидели это скопление таким, каким оно было, когда Вселенной было всего 5 млрд лет (в настоящее время считается, что возраст Вселенной составляет 13,7 млрд лет). Тем не менее, это скопление галактик имеет вполне сформировавшуюся структуру (оно почти сферическое по форме), и состоит оно из сотен, если не тысяч, отдельных галактик. А это означает, что звезды, галактики и их скопления сформировались после Большого Взрыва довольно быстро (во всяком случае, намного быстрее, чем считалось еще 2-3 года назад).

Астрономы, участвовавшие в этой работе, считают, что это открытие может оказаться лишь вершиной айсберга. Это старое скопление галактик было обнаружено в архиве снимков, сделанных рентгеновским телескопом XMM-Newton за 4 года работы. Вполне возможно, что в этом архиве лежат, дожидаясь открытия, снимки таких же или еще более старых галактических скоплений.

Галактические скопления состоят из сотен и тысяч галактик, связанных друг с другом силами гравитационного притяжения. Наша галактика Млечный Путь находится в относительно слабо заселенной части Вселенной. Она входит в так называемую Местную группу галактик, которая не связана с расположенным относительно недалеко галактическим скоплением в созвездии Девы. Обычно большая часть материи в галактических скоплениях находится в форме горячего разреженного межгалактического газа. Этот газ невидим для оптических телескопов, но его можно обнаружить с помощью мощного космического рентгеновского телескопа, каковым и является телескоп XMM-Newton. Новое самое старое галактическое скопление было обнаружено на рентгеновском снимке одной из относительно близких галактик, и уже после того, как астрономы знали, куда нужно смотреть, туда был направлен мощный оптический телескоп VLT.

Индия запустит "телемедицинский" спутник

Руководство Индийского управления по космическим исследованиям (Indian Space Research Organisation, ISRO) объявило о том, что в течение ближайших трех-четырех лет в Индии планируется вывести на околоземную орбиту специальный телекоммуникационный спутник Healthsat, который будет использоваться исключительно в интересах телемедицины.

Для Индии телемедицина весьма актуальна, так как 75% населения страны живет в сельских и удаленных районах, а 75% врачей живут в крупных городах. Так что организовать встречу врачей с большинством потенциальных пациентов занятие не из легких, и запуск телемедицинского спутника, наверное, поможет хотя бы отчасти решить эту проблему.

Правда, и сейчас индийские телекоммуникационные спутники работают на телемедицину. Часть их ретрансляторов обслуживают 100 наземных станций, имеющихся в окружных и специализированных госпиталях страны. Первые станции для телемедицины были установлены в 2001 г. и за это время через них прошли более 25 тысяч пациентов. В следующем году в Индии планируется довести количество таких станций до 500, а к концу 2007 г. их будет около 1000. Поэтому выделение специального спутника для телемедицинских целей представляется вполне оправданным.

О том, сколько будет стоить запуск такого спутника, пока не сообщается, но, по словам руководителя ISRO Мадхавана Наира (Madhavan Nair) к нему планируется привлечь частные компании. Кроме того, Индия надеется, что телемедицинские приложения заинтересуют и соседние страны - Шри-Ланку, Бутан и Бирму - и они тоже захотят поучаствовать "рублем" в этом проекте.

Российские ракеты достигли Французской Гвианы

Отечественные носители "Союз" будут запускать с космодрома Куру во Французской Гвиане. В понедельник были подписаны документы, которые позволят европейскому концерну Arianespace начать на экваторе строительство стартового комплекса под космические "тягачи" российского производства, сообщает ИТАР-ТАСС.

Подписи под документами поставили все заинтересованные стороны - руководители Европейского инвестиционного банка, концерна Arianespace, Европейского космического агентства и французский премьер-министр Жан-Пьер Раффарен. Последняя подпись имеет особое значение. Как сообщил в феврале в интервью "Российской газете" руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, чтобы начать реальную работу, инициаторам нового космического проекта недоставало только гарантий правительства Франции.

Теперь они получены, а значит, Arianespace может приступать к выбору подрядчиков. Стоительство стартовой площадки для "Союзов" будет вестись на деньги Европейского инвестиционного банка. Под космический проект финансовое учреждение выделило 121 миллион евро.

Переговоры между Росавиакосмосом и Европейским космическим агентством о возможном использовании "Союзов" для запусков с Куру велись несколько лет. Поначалу западные партнеры высказывали опасения, что российские носители составят конкуренцию европейским "Арианам", однако расчеты показали, что эти ракеты будут просто дополнять друг друга.

Прописка "Союзов" во Французской Гвиане таит в себе немало плюсов. С экватора российские ракетоносители смогут выводить на геостационарную орбиту спутники массой в 2,5-3 раза тяжелее, чем с Байконура. Кроме того, появление российского "тяжеловоза" на европейском рынке, позволит стране значительно расширить пакет заказов.

Первый "Союз" стартует с космодрома во Французской Гвиане в 2007 году.

Спутник связи "Экспресс-АМ2" запустят 30 марта

Запуск нового российского спутника связи и вещания "Экспресс-АМ2" запланирован на 30 марта 2005 года с космодрома Байконур. Космический аппарат будет выведен на орбиту ракетой "Протон-К" в 01:31 по московскому времени. После завершения летных испытаний и проверки работоспособности систем новый спутник "Экспресс-АМ2" будет введен в эксплуатацию на геостационарной орбите в точке 80 градусов восточной долготы.

"Экспресс-АМ2" является четвертым из пяти спутников новой серии "Экспресс-АМ". Их производство и ввод в эксплуатацию предусмотрены Федеральной космической программой России до конца 2005 года. До этого на орбиту были выведены три спутника этой серии: "Экспресс-АМ22", "Экспресс-АМ11" и "Экспресс-АМ1", а запуск пятого космического аппарата серии - "Экспресс-АМ3" - планируется осуществить во втором квартале 2005 года.

"Экспресс-АМ2" был разработан ФГУП "НПО прикладной механики им. М.Ф.Решетнева" совместно с французской компанией Alcatel Space. Срок его эксплуатации на орбите составляет 12 лет. Спутник предназначен для выполнения государственных задач и предоставления пакета других телекоммуникационных услуг. Зоны обслуживания спутника "Экспресс-АМ2" охватывают практически всю территорию России (кроме Камчатского полуострова), западную и восточную части Китая, Корею, Северную Индию, Бангладеш, Бутан, Непал, северную часть Индокитая.

Коммерческий мини-космодром РВСН появится в Оренбурге через два года

РВСН в течение ближайших двух лет планирует на базе 31-й ракетной армии возле Оренбурга создать мини-космодром для запусков коммерческих спутников, пишет во вторник газета "Коммерсант".

По мнению командующего РВСН генерала-полковника Николая Соловцова, с такого мини-космодрома ежегодно могли бы стартовать не менее пяти-семи тяжелых межконтинентальных баллистических ракет 15А18М "Воевода" с коммерческими спутниками на борту.

Как стало известно изданию, накануне из позиционного района 31-й ракетной армии возле Оренбурга в Москву вернулась комиссия Генштаба, которая в течение недели изучала возможность использовать "Воеводы" в коммерческих космических проектах.

На данный момент 46 таких ракет, также известных по классификации НАТО как SS-18, или "Сатана", стоят в шахтных пусковых установках на боевом дежурстве в 13-й ракетной дивизии в Ясном. Кроме того, имеется шесть пустых шахт, из которых уже сейчас можно осуществлять пуски.

Не исключено, отмечает "Коммерсант", что желание командования РВСН создать мини-космодром на базе дивизии в Ясном продиктовано в том числе стремлением продлить ее жизнь. Ведь по мере выработки продленного гарантийного ресурса (около 16 лет) "Воеводы" должны будут сниматься с вооружения и направляться на утилизацию, а дивизия может быть расформирована.

Кроме того, одобрение на пуски "Воевод" из оренбургских степей должно принести РВСН солидные доходы. Один коммерческий пуск ракеты стоит от 2 до 6 миллионов долларов, уточняет газета.

Для успешного начала коммерческого использования мощностей дивизии в Ясном за предстоящие два года ракетчикам необходимо оборудовать места для подготовки космических аппаратов к запуску и переоснастить командный пункт.

Между тем одобрения Генштаба для осуществления плана будет недостаточно: необходимо также постановление правительства, разрешающее РВСН запускать в космос спутники на ракетах "Воевода".

Украина представила NASA свою лунную программу

Украина представила свою программу лунной космической миссии на международном семинаре американского космического агентства (NASA), прошедшем на днях в США.

Участникам семинара был представлен комплекс предложений украинско-российского консорциума МКК "Космотрас" по разработке лунного модуля, а также Национальной академии наук Украины по разработке полезной нагрузки - локатора и спектрометра-поляриметра - для проведения геофизического мониторинга, сообщили в Национальном космическом агентстве Украины (НКАУ).

Идея украинского лунного проекта вызвала большой интерес и дискуссии среди участников семинара и была оценена как актуальная и дополняющая существующие предложения в этой сфере других стран, отметили в украинском космическом ведомстве.

В соответствии с инициативой президента США Джорджа Буша, в прошлом году NASA презентовало международному космическому сообществу свои подходы к реализации своей новой концепции освоения космоса, сообщает "Интерфакс".

Стержнем идеологии космических программ согласно новой концепции, поддержанной конгрессом США, стала приоритетность освоения системы Земля-Луна-Марс.

Международные семинары NASA выступают составной частью подготовки интегрированной стратегической архитектуры, регламентирующей реализацию новой программы. Предусмотрено формирование 13 сетевых графиков, которые определят осуществление стратегических заданий. Как отмечают в NASA, не менее 50% программы будет реализовываться в рамках международной кооперации.

В работе семинара приняли участие представители 21 страны и 15 международных организаций. Первый аналогичный семинар NASA прошел в ноябре 2004 года.

Отработанные на уровне национальных космических агентств и согласованные предложения стран-участников семинара по привлечению конкретных космических проектов в качестве базовых для реализации общей стратегии, согласно существующей договоренности, планируется закрепить соответствующим документом до августа 2005 года.

Начат эксперимент по исследованию влияния невесомости на женский организм

19 марта в Институте космической медицины и физиологии в Тулузе (Франция) начался очередной эксперимент по исследованию влияния невесомости на организм человека. Конечно, получить на Земле реальную невесомость в течение продолжительного времени весьма затруднительно, поэтому ее моделируют довольно нехитрым способом: участники эксперимента укладываются в кровать, которая наклонена под углом 6o (голова ниже ног). Как показали многолетние наблюдения, организм человека, лежащего на такой постели, реагирует на подобные условия жизни практически так же как на невесомость.

Но нынешний европейский эксперимент имеет свою особенность. Он посвящен исследованию влияния невесомости исключительно на женский организм. Поэтому в эксперименте принимают участие только женщины. Все они добровольцы. Для их отбора Европейское космическое агентство устраивало специальный конкурс, заявки для участия в котором прислали 1600 женщин. Для первого этапа эксперимента было отобрано 12 участниц из семи европейских стран (из Франции, Великобритании, Германии, Финляндии, Нидерландов, Польши и Чехии). Всем им предстоит пролежать в постели 60 дней. Отбор второй такой же по численности группы участниц начнется в сентябре 2005 г.

24 участницы разделят на три группы. Первая группа будет контрольной - эти 8 женщин во время пребывания в постели не будут делать никаких физических упражнений, а рацион их питания будет самым обычным. Вторая группа будет каждый день выполнять специальный комплекс физических упражнений, а третья будет "сидеть" на специальной диете, которая должна по идее минимизировать уменьшение мышечной и костной массы испытуемых. Каждый день медики будут проверять физическое состояние участниц (параметры крови, работу сердечно-сосудистой системы, координацию движений, изменения в иммунной системе). Также будут проводиться тесты психологического состояния испытуемых.

Все эти эксперименты проводятся с целью подготовки к будущим дальним и долгим космическим полетам. Информация о них публикуется на специальном сайте Европейского космического агентства. А с условиями участия в постельном эксперименте можно ознакомиться здесь.