24 марта 2005 г.

NASA намерено улучшить защиту населения в ходе запуска шаттлов

Алексей Леонов заверил, что летающих тарелок не существует

Спутники Iridium проработали на околоземных орбитах 500 лет

Ракета Atlas 5 готовится к своему первому запуску с западного побережья США

В следующем году должен состояться первый запуск ракеты Atlas 5 с нового для нее космодрома, который расположен на территории базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии. До сих пор ракеты Atlas 5 взлетали только с мыса Канаверал. И хотя до первого запуска еще далеко, на базе Ванденберг идет активная подготовка к нему. Например, на днях на космодроме была проведена тестовая операция по установке ракеты в вертикальное положение на недавно модернизированном стартовом комплексе Space Launch Complex 3 East. С этой стартовой площадки раньше взлетали ракеты Atlas 2AS, но после отправки их в отставку (последний запуск состоялся в августе 2004 г.), стартовый комплекс решили приспособить к запуску новых ракет.

Кстати, общая высота ракеты Atlas 5 составляет 58,3 м, из них 11,7 м приходится на разгонный блок Centaur.

На космодроме на базе Ванденберг для запуска ракет Atlas 5 будет использоваться стационарная стартовая площадка и мобильная сервисная башня. На мысе Канаверал все выглядело совсем иначе: ракета собиралась в корпусе вертикальной сборки, а за 12 часов до запуска выкатывалась на стартовую площадку.

Астрономы нашли самое большое звездное скопление в Галактике

Группа европейских астрономов обнаружила самое большое звездное скопление в нашей Галактике, сообщает Universe Today. С помошью инфракрасных телескопов обсерватории в Чили (ESO) удалось разглядеть скрытый от нас слоем космической пыли объект, масса которого равна 100 тысячам солнечных, а протяженность - около 6 световых лет.

До недавнего времени считалось, что подобные структуры существуют только в далеких взаимодействующих галактиках. Известные шаровые скопления M13 и M15 являются заметно более диффузными - при меньшей массе они обладают диаметром около ста световых лет.

В новом скоплении - Westerlund 1 - были найдены отдельные звезды, яркость которых в миллионы раз больше солнечной. Достаточно много звезд скопления можно отнести к сверхгигантам - они в 2 тысячи раз больше Солнца, и по эффективному радиусу сравнимы с орбитой Сатурна.

Westerlund 1 расположен в южном созвездии Жертвенника. Если бы не космическая пыль, скопление было бы ярким объектом земного звездного неба.

В созвездии Рыбы найден новый класс черных дыр

Черную дыру, относящуюся к новому классу, обнаружили астрономы, работающие с рентгеновским телескопом Chandra. Они зафиксировали исходящие от нее вспышки рентгеновского излучения, длительность и периодичность которых позволили установить примерную массу черной дыры, ориентировочно составляющую 10 тысяч солнечных.

Это позволяет отнести открытый объект к типу так называемых черных дыр с умеренной массой. До этого были известны звездоподобные черные дыры, примерно в 10 раз превосходившие Солнце по массе, и находящиеся в центрах большинства галактик сверхмассивные черные дыры с массами в миллиарды солнечных.

Исследованная черная дыра находится в галактике M74, расположенной в созвездии Рыбы на расстоянии 32 миллионов световых лет от Земли. Астрономы выяснили, что периодичность рентгеновского излучения объекта составляет около двух часов, что позволяет его также отнести к классу ультрасветовых рентгеновских источников, поскольку его мощность примерно в 10-1000 раз выше, чем у нейтронных звезд и звездоподобных черных дыр.

Ученые предполагают, что зафиксированные квазипериодические колебания излучения связаны с изменениями в диске горячего газа, окружающего черную дыру. В результате многочисленных исследований была установлена взаимосвязь между длительностью этих колебаний и массой черной дыры. В данном случае было доказано, что масса объекта составляет около 10 тысяч солнечных.

Астрономы предлагают две версии возникновения подобных объектов. По одной из них черные дыры со средней массой образуются в результате слияния десятков и даже сотен черных дыр в центре плотного звездного скопления. По другой теории - это остатки ядра небольшой галактики, которую постепенно поглощает более крупная галактика.

Гиперион - самый большой бесформенный спутник в солнечной системе

Это снимки Гипериона, одного из спутников Сатурна, сделанные исследовательским зондом Cassini. Гиперион вращается вокруг Сатурна по немного эллиптичной орбите, которая находится за орбитой Титана, самого большого спутника Сатурна. Средний радиус орбиты Гипериона составляет около 1,42 млн км. Открыт он был в 1848 г.

Представленные здесь снимки были сделаны в октябре 2004 г. и феврале 2005 г. с расстояния от 1,3 до 1,6 млн км от этого спутника. На фотографиях видно, что форма у Гипериона неправильная. Поэтому о радиусе здесь говорить не приходится, а нужно указывать размеры по всем трем осям: они составляют примерно 410х260х220 км. На сегодняшний день Гиперион считается самым большим бесформенным спутником в солнечной системе. Эта бесформенная глыба летит по своей орбите, беспорядочно вращаясь в пространстве и делая полный оборот вокруг Сатурна за 21,3 дня.

Более подробные снимки Гипериона Cassini должен будет сделать в сентябре 2005 г., когда он будет пролетать на расстоянии 990 км от этого спутника.

Греция стала 16-й страной-участницей Европейского космического агентства

На прошлой неделе Совет Европейского космического агентства (ЕКА) официально объявил об очередном расширении этой организации. 16-й страной-участницей ЕКА стала Греция. В принципе сотрудничество Греции с ЕКА началось еще в начале 1990-х годов, а в 1994 г. Греция подписала первый договор о сотрудничестве в ЕКА, после чего высокие стороны получили доступ к базам данных и в лаборатории друг друга и выполнили ряд совместных проектов, представляющих взаимный интерес.

Официальную заявку о приеме в ЕКА Греция подала в сентябре 2003 г. Переговоры об условиях вступления прошли летом 2004 г. и завершились подписанием соглашения о присоединении. Но европейская бюрократия работает неспешно, так что официальное присоединение к ЕКА состоялось только на днях. И хотя у Греции нет собственных ракет и спутников она не строит, эта страна уже принимала участие в телекоммуникационных и технологических проектах ЕКА, а также в проекте глобального мониторинга окружающей среды.

NASA намерено улучшить защиту населения в ходе запуска шаттлов

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) намерено ввести дополнительные меры по обеспечению безопасности населения в ходе полетов кораблей многоразового использования системы Space Shuttle, сообщает РБК. В частности, во время стартов будет ограничено число посетителей, присутствующих на смотровых площадках мыса Канаверал, до 20-25 тыс. человек. А посадки корабля будут осуществляться во Флориде только в том случае, если будет полная уверенность в целостности шаттла. Если возникнут малейшие сомнения, то корабль будут сажать или на базе ВВС США "Эдвардс" в штате Калифорния, или на посадочной полосе "Уайт-Сэндс" в штате Нью-Мексико. Посадки там оцениваются как более безопасные, чем на мысе Канаверал.

Напомним, что NASA планирует возобновить запуски шаттлов после двухлетнего перерыва в мае 2005 г. В состав экипажа шаттла Discovery, запуск которого запланирован в период с 15 мая по 3 июня, утверждены семеро астронавтов: командир экипажа Эйлин Коллинз, члены экипажа - Стивен Робинсон, Джеймс Келли, Эндрю Томас, Уэнди Лоренс, Чарльз Камарда и Соичи Ногучи. В составе экипажа Atlantis, стартующего, предположительно, в период с 12 по 31 июля 2005 года, шестеро человек: командир Стивен Линдси, а также Марк Келли, Майкл Фоссум, Пирс Селлерс, Лиза Новак и Стефани Уилсон. В случае если на борту Discovery произойдут неполадки во время полета или пребывания на орбите, Atlantis экстренно стартует 14 июня со спасательной миссией.

Алексей Леонов заверил, что летающих тарелок не существует

Алексей Леонов - первый человек, осуществивший выход в открытый космос, отрицает существование иных форм жизни в Солнечной системе, сообщает РИА "Новости". "Всем землянам очень хочется, чтобы кто-то был, кроме нас, но, увы, в пределах Солнечной системы разумной жизни нет, заявляю это ответственно", - сказал Леонов. "Будучи кадровым человеком, я возглавлял комиссию по исследованию необычных космических явлений, и клянусь перед вами, ни одного случая нами зафиксировано не было", - добавил он.

По его словам, замечаемые с Земли необычные объекты в небе, как правило, связаны либо с особыми метеорологическими явлениями, либо с запусками космических ракет, выхлопы которых порой принимают в верхних слоях атмосферы крайне причудливые формы. В качестве примера Леонов привел кресты с гигантскими кольцами, которые можно было подолгу наблюдать в районе космодрома Плесецк, в Саратовской области и над Байконуром после запуска ракет "Союз".

При этом он отметил, что до сих пор нигде в мире не сделано ни одной четкой фотографии, взглянув на которую, можно было бы однозначно утверждать - да, это НЛО. "Почему нет таких снимков сейчас, когда почти у каждого в мобильном телефоне есть фотокамера?", - добавил он. Впрочем, оппоненты Леонова могут сказать, что с помощью мобильника хорошей фотографии не сделаешь, а НЛО могут прилетать и из других звездных систем или даже галактик.

Спутники Iridium проработали на околоземных орбитах 500 лет

Созвездие низкоорбитальных телекоммуникационных спутников Iridium установило своеобразный рекорд: эти спутники проработали на своих орбитах в общей сложности 500 лет. Эксплуатация этой глобальной системы спутниковой связи началась в 1998 г., но спутников в ней работает много, поэтому и получился такой большой рабочий стаж.

Первые 5 спутников Iridium были выведены в космос в мае 1997 г. Сделала эта одна ракета Delta 2, стартовавшая с космодрома на базе ВВС США Ванденберг. Эти спутники весом 689 кг каждый были произведены компанией Motorola. Они были выведены на орбиты высотой 630-640 км над поверхностью Земли. Месяц спустя следующую партию из семи таких же спутников повезла в космос ракета "Протон", стартовавшая с Байконура. В июле и августе того же года очередные 10 спутников Iridium отправились на орбиты на двух ракетах Delta 2. Затем в запуске спутников Iridium поучаствовали китайцы: их ракета Long March вывела в космос 2 спутника. Потом опять 7 спутников отправились на орбиты на ракете "Протон". В общем, сейчас на околоземных орбитах находятся 66 активных спутников и 13 запасных, которые быстро активизируются, если на основных спутниках возникают какие-то неполадки.

По заявлению оператора этой системы связи компании Iridium Satellite, в нынешнем состоянии созвездие спутников Iridium сможет нормально проработать вплоть до 2014 г. включительно без запуска новых спутников. Так что 1000-летний рекорд будет установлен обязательно.