31 марта 2005 г.

Методы вычисления возраста марсианской поверхности оказались неточными

NASA вновь объявляет дату запуска "автономного" спутника DART

Рассеянное звездное скопление оказалось галактикой-спутником

Ученые будут искать жизнь в системах "умирающих звезд"

Утвержден состав новой экспедиции на МКС

Пакистан построит свой собственный разведывательный спутник

Соглашение о постройке "российского" стартового комплекса на космодроме Куру будет подписано 11 апреля

Европейский астронавт отправится в первую долговременную экспедицию на МКС этим летом

Методы вычисления возраста марсианской поверхности оказались неточными

Для установления возраста отдельных регионов марсианской поверхности в качестве основного метода используется подсчет количества метеоритных кратеров. Идея состоит в том, что чем старше поверхность, тем больше кратеров на ней накапливается. Полученные результаты вычислений сопоставляются с данными о количестве кратеров в отдельных регионах лунной поверхности, поскольку их возраст учёные знают наверняка - благодаря доставленному на Землю лунному грунту.

Исходя из того, что количество столкновений метеоритов со всеми планетами Солнечной системы в каждый момент времени всегда примерно одинаково, возраст лунных кратеров примерно переносится и на марсианские.

Однако, как утверждают американские специалисты, этот метод далеко не совершенен. Недавние инфракрасные снимки, выполненные аппаратом Mars Odyssey выявили длинные лучеобразные структуры вокруг даже относительно некрупных кратеров, показывая, что при столкновениях с метеоритами в марсианскую атмосферу выбрасывалось намного больше вещества, чем считалось прежде. Выбрасываемые в атмосферу массы вещества опадают обратно на поверхность с образованием миллионов вторичных кратеров.

А это означает, что большинство кратеров меньше 2 км в диаметре могут быть именно вторичными, и, следовательно, пытаться определять возраст региона поверхности Марса с их помощью - бессмысленно, в том числе и потому, что эти вторичные кратеры могут образовываться в тысячах километров от первичного. Следовательно, для точного установления возраста поверхности Марса потребуется непосредственный анализ его горных пород.

NASA вновь объявляет дату запуска "автономного" спутника DART

Название спутника DART представляет собой аббревиатуру от Demonstration of Autonomous Rendezvous Technology, то есть его основная задача продемонстрировать возможность автономной встречи в космосе с другим объектом. Изначально его запуск на околоземную орбиту был запланирован на 15 апреля 2004 г., но неоднократно откладывался по самым разным техническим причинам. И вот дело опять, вроде бы, выходит на финишную прямую. Причем намечается некий "юбилей". Согласно последнему заявлению NASA, старт назначен на 15 апреля 2005 г., то есть, если DART в этот день действительно улетит в космос, то это произойдет ровно через год после изначально планировавшейся даты.

Запуск спутника DART будет проведен по технологии "воздушный старт". С аэродрома авиабазы Ванденберг в Калифорнии взлетит самолет Stargazer L1011, на борту которого находится ракета Pegasus со спутником. Над акваторией Тихого океана ракета Pegasus отделится от самолета и отправится на околоземную орбиту. Отделение спутника DART должно произойти на орбите высотой 765 км, где его уже давно дожидается военный телекоммуникационный спутник MUBLCOM.

С помощью спутниковой навигационной системы GPS и собственных датчиков спутник DART должен обнаружить в космосе MUBLCOM и приблизиться к нему на расстояние 5 м. И если все это пройдет успешно, то DART выполнит еще несколько маневров с удалением и сближением со спутником MUBLCOM, а также совершит его облет. Никакой стыковки проводить не планируется. Все эти "космические танцы" будут продолжаться 24 часа.

Следует отметить, что у американцев до сих пор нет системы автоматической стыковки. Их "шаттлы" всегда стыковались вручную (сначала со станцией "Мир", а теперь с МКС). Российские же беспилотные грузовые корабли "Прогресс" уже давно стыкуются с космическими станциями в автоматическом режиме. Во время полетов пилотируемых кораблей "Союз" стыковкой тоже занимаются автоматы и только при возникновении каких-то нештатных ситуаций за штурвал берутся космонавты.

Рассеянное звездное скопление оказалось галактикой-спутником

Рассеянное звездное скопление в Большой Медведице оказалось карликовой галактикой, вращающейся вокруг Млечного Пути. Астрономы обратили на нее внимание, когда уточняли сведения из цифрового небесного атласа (Sloan Digital Sky Survey). Дополнительное исследование с помощью 2,5-метрового телескопа Isaac Newton на Канарских островах прояснило природу объекта.

Бет Вильман (Beth Willman), которая возглавляет сделавшую открытие группу ученых из Нью-Йоркского университета, отметила, что звезды "новой" галактики были доступны для наблюдений и раньше. Главная проблема состояла в том, чтобы выделить их в отдельную группу, и осуществить это позволил статистический анализ спектральных данных.

Мини-галактика удалена от Солнца на 330 тысяч световых лет, относится к классу диффузных шаровых скоплений и является, по последним оценкам, самой тусклой из известных галактик. Она стала двенадцатым и наименьшим из спутников нашей звездной системы - наряду с такими галактиками, как Большое и Малое Магеллановы облака, видимые в Южном полушарии невооруженным глазом и известные с древнейших времен.

Ближайшим родственником объекта ученые считают шаровое скопление в южном созвездии Секстант - обнаруженный пятнадцать лет назад спутник Млечного Пути, содержащий в десять раз больше звезд.

Ученые будут искать жизнь в системах "умирающих звезд"

Ученые предположили, что планеты, пригодные для заселения человеком, и на которых возможно обнаружение жизни, можно найти и в системах "умирающих" звезд.

Основным условием жизни является температурный режим, обеспечивающий наличие воды в жидкой фазе. Группа исследователей из Франции и США изучали, на каких стадиях жизни звезды возможно наличие живых организмов в ее планетарной системе. Ученые придерживались взгляда, что жизнь зарождается в течении 700 млн. лет с момента возникновения подходящих условий. Также они не исключали гипотезу о переносе живых организмов или клеток с одной звездной системы в другую.

Исследователям удалось выяснить, что звезды, подобные Солнцу проходят через 3 стадии, благоприятствующие наличию жизни. Первая, сопровождающаяся термоядерной реакцией в центральной области звезды, в ходе которой водород превращается в гелий, продолжается на протяжении около 10 млрд. лет. (Солнце сейчас находится на этой стадии). В это время "зона жизни" находится на планетах на расстоянии 0,95-1,37 астрономических единиц или а.е. (1 а.е. равна среднему расстоянию между центрами Земли и Солнца или 149,6 млн. км).

Когда горючее в центральной части звезды истощается, превращение водорода в гелий начинает идти в основном во внешней оболочке. Звезда становится более яркой. Начинается процесс сжатия ядра, оно нагревается до все возрастающих температур, а тепло, передаваемое внешней оболочке, приводит к ее расширению. Звезда вступает в стадию "красного гиганта". "Зона жизни" на этой стадии занимает область на расстоянии 2-9 а.е. от центра звезды. Внутренняя часть зоны может просуществовать всего нескольких миллионов лет - так, Солнце на этой стадии поглотит Меркурий. Примерно через 1 млрд. лет "зона жизни" может занимать область на расстоянии 7-22 а.е от "красного гиганта", внешняя ее часть должна лежать за пределами орбиты Урана. Когда температура в центральной части звезды достигает 100 млн. градусов, начинает сгорать гелий, превращаясь в тяжелые элементы, звезда теряет внешнюю оболочку и трансформируется в относительно небольшое плотное ядро, остывающее на протяжении нескольких миллиардов лет.

До сих пор при поиске планет, на которых возможна жизнь, астрономы ограничивались системами звезд главной последовательности (совокупностью звёзд, физически сходных с Солнцем и находящихся на ранней стадии своей эволюции). Однако следует обратить внимание и на 150 "субгигантов" и "красных гигантов", находящихся в пределах 100 световых лет от Земли, пишет New Scientist.

Утвержден состав новой экспедиции на МКС

К полету на МКС утвержден экипаж 11-й экспедиции в составе Сергея Крикалева и Джона Филлипса. В краткосрочную командировку на орбиту с ними отправится итальянский астронавт Роберто Виттори. Такое решение приняла во вторник межведомственная комиссия в подмосковном Звездном городке.

Старт космического корабля "Союз-ТМА" запланирован на 15 апреля 2005 года с космодрома Байконур. В планах 11-й экспедиции - два выхода в открытый космос, прием двух первых после катастрофы "Колумбии" американских шаттлов. Ожидается, что запуск американского космического челнока будет осуществлен с космодрома на мысе Канаверал 15 мая, сообщает РИА "Новости".

Также сообщается, что в связи с возобновлением полетов шаттлов на борту МКС может появиться третий член экипажа - астронавт ESA немец Томас Райтер. Его планируется доставить на станцию вторым после катастрофы "Колумбии" рейсом американского космического челнока в середине июля 2005 года.

Пакистан построит свой собственный разведывательный спутник

Спутник PAKSAT-I, первый телекоммуникационный спутник, разработанный и построенный в Пакистане, был выведен на околоземную орбиту в декабре 2002 г. Хотя опыт строительства спутников у Пакистана довольно богатый - первый радиолюбительский пакистанский спутник Badr-1 был запущен в космос в 1990 г. (он был вспомогательной полезной нагрузкой китайской ракеты Long March 2E).

Теперь же президент Пакистана Первез Мушарраф дал отмашку на разработку нового многофункционального спутника, который будет заниматься и разведкой и связью. Кроме того, Пакистан намерен вывести этот спутник в космос с помощью собственной ракеты. В связи с новыми задачами в Пакистане уже проведена реорганизация Пакистанской комиссии по исследованиям космоса и верхних слоев атмосферы. До сих пор ее ученые и инженеры занимались строительством метеоспутников, а теперь они должны вплотную заняться реализацией новой космической программы Пакистана, которая, как было объявлено, должна сыграть ключевую роль в деле защиты территории Пакистана и процветания народа страны.

На 11 апреля назначено официальное подписание соглашения между Роскосмосом и компанией Arianespace о постройке на космодроме Куру во Французской Гвиане стартового комплекса для российских ракет "Союз". Оказывается, все соглашения по поводу запуска "Союзов" с Куру, которые подписывались до сих пор (российско-французское межправительственное соглашение в конце 2003 г. и соглашение о партнерстве между Роскосмосом и Европейским космическим агентством в январе 2005 г.) - это была лишь прелюдия. Для того чтобы дело покатилось дальше, нужна была подпись премьер-министра Франции Жан-Пьера Раффарена на четырех соглашениях, связанных с этим проектом. Он подписал их в начале марта. Так что теперь после подписания окончательного соглашения дело имеет шансы сдвинуться с места.

На строительство стартовой площадке на космодроме Куру по смете требуется 344 млн евро. Из них 223 млн евро дает Европейское космическое агентство, а еще на 121 млн евро будет получен кредит в Европейском инвестиционном банке. И если все построят вовремя, то первая ракета "Союз" взлетит с космодрома Куру в начале 2007 г.

До сих пор европейские астронавты летали на МКС только в кратковременные экспедиции посещения. Кстати, ближайшая такая экспедиция должна стартовать 15 апреля (итальянец Роберто Виттори отправится на станцию с новым 11-м долговременным экипажем и вернется на Землю с нынешним экипажем МКС). Участие астронавтов Европейского космического агентства в долговременных экипажах откладывалось до возобновления полетов "шаттлов".

И вот, можно сказать, час настал. "Шаттл" Discovery, которому предстоит лететь первому, уже находится в сборочном корпусе, а в ближайший понедельник 4 апреля его должны выкатить на стартовую площадку для подготовки к запуску, который назначен на 15 мая. А следующий "шаттл" Atlantis должен отправиться к МКС в июле.

Еще месяц назад директор Европейского космического агентства говорил о том, что первый европейский астронавт будет включен в состав долговременного экипажа МКС, который отправится на станцию в октябре 2005 г. Был назван и астронавт, который будет первым "долговременным" европейцем - Томас Рейтер (Thomas Reiter) из Германии. Он уже имеет опыт длительной космической экспедиции: в 1995-1996 гг. он провел на станции "Мир" 179 дней.

Однако, судя по всему, сроки его полета на МКС решили переиграть. Как сказал Сергей Крикалев (командир нового 11-го экипажа МКС) на пресс-конференции в Звездном городке, Томас Рейтер прилетит на станцию в июле на "шаттле" Atlantis и присоединится к долговременному экипажу. Только пока непонятно, когда он вернется на Землю - в октябре вместе с 11-м экипажем или позже на каком-то из следующих "шаттлов".