7 апреля 2005 г.

Пыльный ветер перед взрывом сверхновой

Японцы намерены построить на Луне космическую станцию

Жизнь на Марсе будут искать интеллектуальные роботы

Решена одна из загадок астероида Седна

Астероид Седна является одним из самых крупных известных астероидов. Его размер в поперечнике составляет около 1600 км, тогда как диаметр Плутона, который считается планетой, составляет 2250 км (в принципе, не намного больше). Когда Седну открыли, а было это в июне 2004 г. - то некоторые астрономы даже назвали ее 10-й планетой солнечной системы. Но официально она таковой не была признана и дело все кончилось очередным раундом дискуссий на тему, что надо бы Плутон вычеркнуть из списка планет и записать в астероиды.

Орбита Седны пролегает на периферии солнечной системы. По форме она эллиптическая, минимальное расстояние от Солнца составляет 80 а.е. (то есть в 80 раз больше радиуса орбиты Земли, равного 150 млн км), а максимальное - более 500 а.е. (75 млрд км). Полный виток по своей орбите Седна делает за 10 тысяч лет! Известна Седна также своим необычным красным цветом, объяснения которому пока никто не дал.

Была в Седне и другая загадка. Когда этот астероид открыли, то астрономы, проводившие наблюдения, определили, что Седна вращается вокруг своей оси намного медленнее, чем большинство объектов солнечной системы: измеряя небольшие флуктуации яркости астероида, они выяснили, что полный оборот он делает за 20-40 дней. Тогда же было высказано предположение, что у Седны, скорее всего, есть спутник, гравитационное поле которого и тормозит вращение астероида. Для подтверждения этой гипотезы нужно было обнаружить спутник.

Этого как раз и не произошло. Космический телескоп Hubble, направленный на Седну, не нашел у нее никаких спутников достаточно большого размера, чтобы повлиять на скорость вращения астероида. Зато удалось выяснить, что Седна вращается намного быстрее, чем предполагалось ранее, и что период ее вращения составляет 10 часов, как и "полагается" подобным космическим объектам. Такие результаты были получены после того, как для измерения флуктуаций яркости Седны был использован новый прибор MegaCam, установленный на 6,5-метровом телескопе MMT, который стоит на горе Маунт-Хопкинс в Аризоне.

Правда, астрономам до сих пор непонятно, почему у Седны оказалась такая сильно вытянутая орбита. Возможно, этот астероид прилетел в солнечную систему откуда-то извне, или он был сбит со своей прежней орбиты каким-то другим космическим объектом. Да и с красным цветом поверхности тоже пока ничего не прояснилось.

Cassini сфотографировал новые территории Титана

Исследовательский зонд Cassini, который сейчас работает на орбите Сатурна, 31 марта совершил четвертый по счету облет Титана, самого крупного спутника Сатурна. Фотографии, сделанные им, были опубликованы лишь несколько дней спустя. Cassini фотографировал Титан с расстояния от 130 до 146 тыс. км. В это время угол, образуемый Солнцем, Титаном и Cassini, составлял 57o, поэтому на снимке диск Титана виден не целиком. На фотографиях Титана, сделанных ранее, все элементы поверхностного рельефа имеют увеличенные размеры из-за искажений, связанных с плотной туманной атмосферой этого спутника. На этот раз съемка велась в инфракрасном диапазоне на длине волны 939 нм (этот свет свободно проходит сквозь "титановые" облака). Кроме того, следует отметить, что на этот раз в поле зрения Cassini частично попала та территория Титана, которая раньше не фигурировала на фотографиях.

Воду на Марсе будут искать еще 18 месяцев

Марсоходы Opportunity на Spirit, которые обнаружили следы воды на Марсе, продолжат изучение Красной планеты. NASA продлило исследовательскую миссию еще на 18 месяцев, до сентября 2006 года, сообщает MSNBC.

Списание роботов откладывается уже в третий раз. Первоначально планировалось, что шестиколесные "геологи", оказавшиеся на Марсе в январе 2004 года, проработают только три месяца, однако позднее их миссия была увеличена еще на 11 месяцев.

Космическое агентство не сообщает, во сколько может обойтись продолжение исследований Красной планеты. Первоначально под проект выделялось 820 миллионов долларов, год дополнительных работ обошелся еще в 15 миллионов.

"Обе машины сейчас находятся в великолепной форме, - говорит руководитель проекта Джим Эриксон (Jim Erickson). - Мы собираемся серьезно использовать роботов, чтобы извлечь из них столько пользы, сколько сможем. Техника будет работать до тех пор, пока будет доставлять науке важную информацию". Впрочем, Эриксон не исключает, что миссия может закончиться уже завтра из-за какой-нибудь случайной неисправности.

Космический телескоп Swift измерил расстояние до гамма-вспышек

Американский космический Swift, который занимается поиском и исследованием гамма-вспышек, позволил определить расстояние до двух из них. Гамма-вспышки считаются самыми мощными взрывами во Вселенной. Их источниками, возможно, являются взрывы сверхновых или черные дыры. Возникновение гамма-вспышек совершенно непредсказуемо и продолжаются они обычно недолго. Счет обычно идет на минуты и даже миллисекунды (правда, у гамма-вспышки бывает и относительно долгое послесвечение). Поэтому и был запущен телескоп Swift, который ведет постоянное наблюдение за небом и, "заметив" вспышку, сразу же вычисляет ее координаты и сообщает их на другие более мощные телескопы для дальнейших исследований.

"Вычисленные" телескопом Swift гамма-вспышки произошли в противоположных частях небосклона 18 и 19 марта. Они получили наименования GRB 050318 и GRB 050319. Расстояние до них было определено непосредственно - по измерению красного смещения их спектра. Для гамма-вспышки GRB 050318 красное смещение составило 1,44, а для GRB 050319 - 3,24. Это означает, что расстояние до первой из них составляет 9,2 млрд световых лет, а до второй - 11,6 млрд световых лет. То есть эти взрывы произошли тогда, когда ни Земли, ни Солнца еще и в проекте не было. Кстати, яркость одной была такова, что ее можно было увидеть с Земли в хороший любительский телескоп (если конечно знать, когда и куда смотреть).

К настоящему моменту телескоп Swift, который начал работу на орбите в ноябре 2004 г., обнаружил 24 гамма-вспышки.

Робот Nomad отправился в экспедицию в Антарктику

Разработчики американского Университета Карнеги-Мелона представили нового робота Nomad, сообщает ScienceDaily. Первая модификация колесного робота появилась еще в 1997 году. Тогда робот колесил по просторам Чилийской пустыни Атакама, а в 2000 году занимался исследованиями на территории Антарктики.

Теперь разработчики готовят свое детище к повторной экспедиции в Антарктиду, целью которой станет поиск признаков жизни в верхних слоях ледников. В рамках многолетних разработок, функциональные возможности Nomad были усовершенствованы и теперь робот может абсолютно автономно передвигаться на значительные расстояния в то время, как ранее управление Nomad происходило посредством пульта дистанционного управления. Кроме того, разработчики оборудовали робота ветряной энергетической установкой и солнечными панелями.

Тестовое испытание новой модификации робота проходило на территории озера Маскома (штат Нью-Гемпшир), в результате чего Nomad продемонстрировал высокую степень выносливости, преодолев 10 километров.

NASA на полтора года продлило миссию марсоходов Spirit и Opportunity

Еще на 18 месяцев продлило руководство Американского космического агентства (NASA) экспедицию марсоходов Spirit и Opportunity. Это означает, что будут выделены соответствующие финансовые средства и в течение дополнительных полутора лет аппараты будут передавать ценнейшую научную информацию с поверхности Красной планеты.

Это уже третье по счету продление срока "жизнедеятельности" роботов-двойняшек. Работоспособность марсоходов превзошла самые смелые прогнозы: расчетный срок их работы составлял всего три месяца, но они успешно его перешагнули.

За время работы на поверхности Марса Spirit и Opportunity сделали ряд важных открытий. В частности, они подтвердили гипотезу о том, что в геологическом прошлом условия на Марсе были значительно пригоднее для возникновения жизни, чем сейчас: вода там присутствовала в огромных объемах.

Им же впервые в истории космических исследований удалось обнаружить железный метеорит, упавший на поверхность Марса. Есть у каждого из марсоходов и "личные" достижения. Так, Opportunity установил 20 марта "всемарсианский" рекорд по протяженности суточного пробега, преодолев 220 метров.

Аппараты Spirit и Opportunity - шестиколесные американские роботы-марсоходы MER-1 (Mars Exploration Rover). Каждый из марсоходов весит около 180 кг. Общая стоимость проекта составляет 800 миллионов долларов. Стартовали корабли с Земли с разницей в две недели.

Первый марсоход опустился на поверхность Марса 3 января в кратере Гусева, посадка Opportunity произошла 25 января на расстоянии 9600 км от места посадки первого аппарата, в районе Меридиане планум.

Второй аппарат отправили не просто для страховки, на случай, если возникнут какие-то проблемы с первым. Планировалось, что первый зонд совершит посадку в более "безопасной" области, и если с ним все будет нормально, то второй аппарат будет посажен в относительно "опасном" месте, в котором, однако, солнечные панели смогут работать с максимальной эффективностью. По словам ученых, во время посадки марсоходов Марс приблизился к Земле на максимально близкое расстояние за последние 15 тысяч лет - примерно на 136 миллионов километров. Это позволило сократить время путешествия с 9-10 месяцев до 7.

"Роскосмос" может использовать ядерную установку для полета на Марс

Федеральное космическое агентство (Роскосмос) рассматривает возможность создания и использования ядерной энергетической установки для полета на Марс, сообщил сегодня на пресс-конференции в Москве руководитель агентства Анатолий Перминов. По его словам, существует несколько проектов в этой области, в том числе тот, который предложил российский ученый Евгений Велихов. В СССР такие установки были созданы и уже работали, но в связи с сокращением финансирования эти программы отошли на второй план или были закрыты. Однако, как отметил А.Перминов, в России есть НИИ, продолжающие работу над энергетическими установками. Кроме того, несколько дней назад на рассмотрение "Роскосмоса" были представлены варианты развития этих систем. В настоящее время "Роскосмос" совместно с рядом стран прорабатывает аспекты создания ядерной энергетической установки для полета на Марс.

Напомним, что в 2006 г. "Роскосмос" намерен начать эксперимент по имитации полета на Марс - "Марс-500". Проект "Марс-500" выполняется в рамках реализации национальной космической программы в области организации пилотируемого полета на Марс и предусматривает сборку на Земле космического корабля, в котором максимально точно попытаются воссоздать космические условия. Начиная с 2006 г. шестеро мужчин-добровольцев в возрасте 35-55 лет (возможно, из разных стран) будут находиться в "корабле"-модуле в течение 500 дней. В ходе эксперимента специалисты намерены получить информацию о реакциях человеческого организма, а также оборудования на условия, близкие к условиям полета на Марс. Финансирование эксперимента "Марс-500" начнется с марта 2005 г. В пресс-службе "Роскосмоса" отказываются назвать объем вложений в данную программу, однако известно, что из общего бюджета агентства на 2005 г. в размере 25 млрд. 156,40 млн. руб. на финансирование федеральной космической программы в 2005 г. будет направлено 18 млрд. 268,63 млн. руб.

В соответствии с американской программой дальнейшего освоения космического пространства, к 2020 г. США планируют сделать Луну стартовой площадкой для полетов к другим планетам, в том числе к Марсу. С 2015 г. должны начаться регулярные пилотируемые полеты на Луну. Бюджет NASA в 2005 г. составляет около $16,2 млрд.

Пыльный ветер перед взрывом сверхновой

Астрономы из Лондонского Имперского колледжа на Национальной астрономической конференции в Бирмингеме представили доклад о пыльном ветре, который предшествует взрыву сверхновой. В качестве объекта для исследования этого явления они выбрали сверхновую SN 2002ic, которая относится к типу Ia. Выбор пал на нее потому, что это первая сверхновая типа Ia, в спектре которой обнаружены линии водорода (обычно водородный спектр имеют сверхновые типа II).

Но не только это было впервые. SN 2002ic оказалась первой сверхновой типа Ia, у которой наблюдался не просто звездный ветер, но и потоки пыли, выбрасываемой в окружающее пространство. Как оказалось, по свойствам этого пыльного ветра можно судить о том, что далее произойдет со сверхновой. В данном случае пыльный ветер испускался звездой на закате ее существования перед тем как она должна была взорваться как сверхновая и стать белым карликом (обычный конец сверхновых звезд).

Астрономы также с достаточно высокой точностью определили скорость выбрасывания водорода в окружающее пространство. Она оказалась намного меньше, чем ожидалось, и это указывает на то, что этот водородный ветер испускался "спокойной" звездой, то есть до ее взрыва как сверхновой.

Наблюдения сверхновой SN 2002ic проводились с помощью Британского ИК-телескопа на Гавайях, а теперь к наблюдениям подключен еще и космический ИК-телескоп Spitzer. Инфракрасное излучение звезды как раз и говорит о том, что испускаемый ею звездный ветер сильно запылен, а после взрыва сверхновой происходит нагрев окружающей ее пыли, и она тоже излучает в ИК-диапазоне длин волн.

Японцы намерены построить на Луне космическую станцию

Япония намерена к 2025 году построить на Луне космическую станцию, сообщает Reuters. Соответствующий проект японское Агентство по аэрокосмическим исследованиям обнародовало в среду. К тексту проекта прилагается рисунок, изображающий, как будут работать на Луне японские космонавты и роботы.

В проекте указано, что ближайшие 10 лет Агентство намерено изучать поверхность Луны со спутников, чтобы окончательно определить, стоит ли браться за реализацию этого дорогостоящего проекта.

В Агентстве по аэрокосмическим исследованиям отмечают, что для создания космической станции на Луне потребуется увеличить годовой бюджет со 179 до 250-280 миллиардов йен в год (1,6 и 2,3-2,6 миллиарда долларов соответственно). Кроме того, Агентству придется увеличить число сотрудников.

С финансированием проекта могут возникнуть трудности, поскольку внешний долг Японии в настоящий момент составляет 751 триллион йен (6 миллиардов 937 миллионов долларов).

Решение о создании космической станции было принято после удачного запуска 24 февраля ракеты Н-2А. Это был первый запуск с ноября 2003 года, когда аналогичная ракета с двумя спутниками-шпионами вскоре после взлета отклонилась от курса и была уничтожена диспетчерами с земли.

Неудача особенно сильно ударила по престижу Японии, так как катастрофа произошла через несколько недель после того, как Китай отправил в космос корабль с человеком на борту. По сообщениям государственных СМИ Китая, из-за недостатка средств идея отправить астронавтов на Луну была отвергнута.

Жизнь на Марсе будут искать интеллектуальные роботы

Исследователи NASA собираются оснастить марсоходы "химическим" путеводителем, сенсорами и искусственным интеллектом для поиска форм жизни на Красной планете.

Технология распознавания биосигнатур, то есть химических следов живых организмов и их деятельности, еще несовершенна. До сих пор ученые часто ошибаются, принимая за них похожие химические соединения. Решением данной проблемы занялась группа исследователей из университетов Монтаны и Айдахо, а также лаборатории Департамента энергетики штата Айдахо. Поддерживаемые грантом в размере $900 тыс. в рамках астробиологической программы NASA, они создают интеллектуальную автоматическую систему для поисков следов внеземной жизни, которую планируется устанавливать на марсоходы.

В основе системы лежит разработанная и запатентованная технология детектирования химических соединений (chemical imaging). Кроме того, ученые разрабатывают специальную базу данных биосигнатур, которая станет путеводителем для будущих марсоходов. Еще одним компонентом будет компьютер, реализующий систему нечеткой логики.

Марсоход, отправленный на поиски жизни, оснастят лазерно-оптическим детектором химических соединений (laser and optical chemical imager). С помощью лазера будет производиться испарение части вещества с поверхности марсианских камней. Спектральная картина полученного газа будет пересылаться ученым для анализа его состава. Кроме того, благодаря специальному идентификатору (spectral identification inference engine) и базе данных, марсоход будет сам в состоянии определить ценность обнаруженного образца, и в случае необходимости отобрать его для дальнейшей отправки на Землю, сообщил Mars Today.