18 апреля 2005 г.

Астрономы объяснили отсутствие жизни вне Солнечной системы

"Союз-ТМА-6" привез на МКС новую экспедицию

Менее половины российских спутников работоспособны

Экипажи МКС выполняют пересменку

Американцы готовы взорвать ракету Titan 4, если она начнет падать на канадские нефтяные платформы

У марсохода Opportunity вышел из строя двигатель одного из колес

На прошлой неделе на марсоходе Opportunity произошла довольно серьезная поломка: вышел из строя двигатель правого переднего колеса (всего у него 6 колес). В тот день, когда это случилось, Opportunity проехал почти 150 м. Поворотный механизм колеса заклинило, когда оно было в повернуто примерно на 7o от положения "точно вперед". На следующий день специалисты ЦУПа дали команду марсоходу "задний ход", чтобы он проехал назад на 1 метр, в надежде, что колесо выправится, но ничего не получилось. Чтобы выяснить, что именно мешает колесу повернуться, было проведено фотографирование колеса с помощью собственной камеры марсохода. Но никаких причин для блокировки колеса таким способом найти не удалось.

В принципе такая поломка не является "смертельной" для марсохода и даже с заблокированным колесом он сможет ехать. Но маневренность его снизится. Сейчас Opportunity находится около кратера Viking и собирается направиться к кратеру Voyager, но предварительно он должен сделать панорамные снимки кратера Viking и провести исследование грунта.

Спутник NASA провалил эксперимент по автономной стыковке

Неудачей завершился эксперимент NASA по отработке технологии автономной стыковки в космосе, сообщается на сайте агентства.

Запущенный 15 апреля с американской военно-воздушной базы Vandenberg Air Force Base в штате Калифорния беспилотный спутник DART (Demonstration of Autonomous Rendezvous Technology) должен был продемонстрировать технологию автономной стыковки без участия человека.

По словам экспертов NASA, эта технология позволяет осуществлять отправку космических кораблей с грузами на околоземную орбиту и стыковку с находящимися там спутниками или другими искусственными объектами без участия астронавтов или операторов на Земле.

Спутнику удалось выполнить большую часть запланированных операций. Управляющий DART компьютер сумел самостоятельно определить местоположение спутника Пентагона, и приблизиться к нему на расстояние около 100 метров.

Однако в этот момент спутник неожиданно прервал выполнение программы по отработке стыковки и ушел на собственную орбиту, куда он должен был отправиться после окончания эксперимента.

Как сообщает Associated Press, специально созданная комиссия экспертов, проверив данные со спутника, выяснила, что бортовой компьютер DART принял решение о прекращении эксперимента из-за того, что обнаружил нехватку топлива для спутника.

На подготовку этого эксперимента было затрачено около 110 миллионов долларов.

Внешний топливный бак "шаттла" Discovery выдержал первое испытание

14 апреля на стартовой площадке 39B, на которой сейчас стоит "шаттл" Discovery смонтированный вместе с внешним топливным баком и твердотопливными ускорителями, прошли первые натурные испытания бака.

После катастрофы "шаттла" Columbia в соответствии с рекомендациями комиссии по расследованию в конструкцию внешнего топливного бака были внесены определенные изменения, так что результаты испытаний с заполнением бака жидким водородом и жидким кислородом очень важны для подготовки к возобновлению полетов "шаттлов".

В бак залили около 2,3 млн литров упомянутого ракетного топлива и потом провели все операции подготовки к запуску вплоть до отметки -31 секунда. Основная цель этого теста состояла в том, чтобы продемонстрировать способность пенного теплоизоляционного покрытия бака выдерживать сверхнизкие температуры без образования массивной ледяной корки на поверхности.

По заявлению руководства программы Space Shuttle, испытания прошли успешно, то есть образование льда было незначительным, но рапортовать о решении всех проблем пока рано. Еще планируется провести испытания на предмет образования льда в нескольких проблемных областях (на топливопроводах и т.п.).

Пока окно запуска "шаттла" Discovery остается неизменным - с 15 мая по 3 июня. Если в указанный период времени Discovery не взлетит, то следующее окно запуска откроется 13 июля.

Астрономы объяснили отсутствие жизни вне Солнечной системы

Астрономы из университетов Чикаго и Беркли сумели объяснить необычное движение планет, найденных за пределами Солнечной системы. Орбиты большинства из них имеют сильно вытянутую форму - в отличие от близких к окружностям траекторий наших ближайших соседей. С помощью компьютерного моделирования было показано, что систему, подобную Солнечной, легко вывести из состояния равновесия, и результат будет повторять данные наблюдений.

Модель, предложенная учеными, основана на концепции рассеяния, активно применяемой в физике элементарных частиц. Небольшое отклонение близких траекторий от круговых делает возможным сближение планет. Собственно рассеяние - и искривление орбит - происходит из-за гравитационного взаимодействия между ними.

Для проверки гипотезы использовали систему из трех планет-гигантов, обращающихся вблизи звезды Ипсилон созвездия Андромеды. Программу, воспроизводящую движение каждого из тел, заставили "повернуть время назад". Численный эксперимент показал, что "внешнего влияния" на самое удаленное от звезды тело было достаточно, чтобы исказить все орбиты. Причиной этого, считают исследователи, была еще одна планета, для которой "конфликт" закончился выходом из системы.

Исследователей удивил собственный результат: неустойчивость орбит оказалась "естественным" свойством, и Солнечную систему следует теперь рассматривать в качестве исключения из правил. На планетах, орбиты которых вытянуты, колебание расстояния до центральной звезды обуславливает резкую смену "времен года" и делает существование жизни невозможным. Грозит ли такая судьба нашей системе, исследователи не уточняют.

"Союз-ТМА-6" привез на МКС новую экспедицию

17 апреля космонавты 11-й экспедиции, прибывшие на Международную космическую станцию, открыли переходные люки корабля "Союз-ТМА-6" и перешли на МКС, передает "Интерфакс" из Центра управления полетами (ЦУП).

В настоящее время на станции работает 10-я длительная экспедиция, в состав которой входят россиянин Салижан Шарипов и астронавт NASA Лерой Чиао. Экипаж 11-й экспедиции на МКС - россиянин Сергей Крикалев, астронавт NASA Джон Филлипс и астронавт ЕКА Роберто Виттори - сменит их на орбите.

Пересменка, в течение которой на станции будут работать пять космонавтов, продлится 10 дней. За это время сменщики примут дела у предыдущей экспедиции, отработавшей на орбите полгода. Посадка экипажа 10-й экспедиции и Виттори на Землю запланирована на 25 апреля. Основными задачами следующей экспедиции на орбите являются прием двух американских шаттлов, а также два выхода в открытый космос.

Планы полета также предусматривают проведение большого комплекса научных экспериментов. Это медико-биологические, технические и другие эксперименты, одним из самых интересных станет продолжение эксперимента "Плазменный кристалл", а также продолжение исследований по поиску вакцины против СПИДа.

Менее половины российских спутников работоспособны

Только 39 из 99 имеющихся у России спутников полностью работоспособны. Такие данные приведены в докладе Роскосмоса "Состояние отечественной орбитальной группировки космических аппаратов и неотложные меры по ее сохранению и развитию".

Согласно документу, 60 космических аппаратов уже "находятся за пределами сроков активного существования". В докладе подчеркивается, что недофинансирование только одной программы развертывания российской навигационной группировки "ГЛОНАСС" составляет почти 3 миллиарда рублей. Из-за этого срок развертывания минимально необходимой группировки из 18 космических аппаратов переносится с 2005 на 2007 год.

Всего по состоянию на апрель 2005 года в космическом пространстве функционирует 849 спутников различного назначения, причем 425 из них, или 50,6 % - американского производства, говорится в докладе.

Экипажи МКС выполняют пересменку

Вчера в 6 часов 20 минут по москоскому времени прошла автоматическая стыковка космического корабля "Союз ТМА-6" с Международной космической станцией.

В настоящее время на орбите работают экипажи в составе космонавтов Сергея Крикалева, Салижана Шарипова, астронавтов НАСА Лероя Чиао, Джона Филлипса, астронавта ЕКА Роберто Виттори. Экипаж МКС-10 начал передачу смены экипажу МКС-11.

В течение первого дня совместной работы экипажам была произведена сушка и укладка на хранение скафандров и перчаток, заменено индивидуальное снаряжение и переустановлены ложементы (средста укладки и крепления) в космическом корабле "Союз". Космонавты перенесли грузы на станцию с использованием системы инвентаризации.

Роберто Виттори, у которого время работы на МКС ограниченно 8 сутками, сразу приступил к выполнению своей программы. Он уже провел эксперименты CRISP-2, BOP, MICROSPACE, VINO, MOP, LAZIO, ETD.

В настоящее время все системы МКС работают без сбоев в штатном режиме, ориентация станции поддерживается средствами российского и американского сегментов. Через несколько дней "Союз ТМА-6" возвратит Салижана Шарипова, Лероя Чиао и Роберто Виттори на Землю.

Запуск ракеты Titan 4 с секретным разведывательным спутником NRO откладывался уже много раз по разным техническим причинам. Но в последний раз (старт был назначен на 10 апреля) это произошло из-за того, что нефтяники Канады и Ньюфаундленда пронюхали, что ракета, поднимаясь на околоземную орбиту, должна пролететь над их нефтяными платформами. Так что в случае какой-то нештатной ситуации они рискуют получить по голове обломком упомянутой ракеты. Премьер-министр Ньюфаундленда велел эвакуировать несколько работников нефтяных платформ, а министр обороны Канады обратился за разъяснениями к своим американским коллегам.

В ответ на это американцы, прежде всего, согласились перенести запуск ракеты Titan 4 на две недели. По прошествии нескольких дней ВВС США (с их стартового комплекса будет взлетать ракета) объявили, что в случае возникновения каких-то проблем, последствием которых может оказаться падение обломков ракеты в районе нефтяных платформ, ракета Titan 4 будет взорвана, то есть ее обломки упадут в безлюдных районах Атлантического океана.