26 апреля 2005 г.

Spirit снял видеоролик с изображением "пылевых чертиков"

В атмосфере Титана найдены сложные органические молекулы

Хаотическое нагромождение холмов в марсианской долине Aureum Chaos

Горячие пятна на нейтронных звездах

Южная Корея разработает спутник для наблюдения морской поверхности

В 2006 г. на МКС могут отправиться казахские космонавты

Для определения праздников будут использовать спутники

ГПКС: на орбиту выйдут 15 новых спутников

Spirit снял видеоролик с изображением "пылевых чертиков"

Марсоход Spirit передал на Землю самые качественные изображения "пылевых чертиков" на Красной планете из всех когда-либо полученных.

По сообщению NASA, фотографии были сделаны 15 и 18 апреля в окрестностях кратера Гусева. Впоследствии исследователям удалось объединить статические кадры в единую последовательность, и получившийся в результате видеоролик в настоящее время могут просмотреть все желающие (размер файла 5,1 Мб).

Примечательно, что для получения уникальных фотографий применялась специально разработанная методика серийной съемки. Марсоход делает 21 фотографию области, в которой может проходить пылевой вихрь, и затем отправляет уменьшенные копии изображений и три кадра высокого разрешения на Землю. Исследователи изучают снимки и принимают решение о необходимости загрузки остальных фотографий. Это позволяет отфильтровывать ненужные данные и повышает продуктивность работы робота.

Ученые надеются, что дальнейшее изучение кадров позволит собрать информацию о направлениях ветров на Марсе, подсчитать количество пыли, поднимаемой вихрями в атмосферу, а также выяснить, как "пылевые чертики" взаимодействуют с поверхностью Красной планеты.

Свои основные научные миссии аппараты Spirit и Opportunity завершили еще в апреле прошлого года и сейчас работают по расширенным программам. Правда, Opportunity недавно начал испытывать проблемы с оборудованием: в марте вышел из строя тепловой эмиссионный спектрометр, предназначенный для анализа образцов марсианского грунта, а около двух недель назад сломался управляющий привод переднего правого колеса робота.

В атмосфере Титана найдены сложные органические молекулы

При очередном облете Титана аппарат Cassini обнаружил в верхних слоях атмосферы сложные органические вещества, сообщает SpacceRef.com. Космический аппарат приблизился к поверхности спутника Сатурна на расстояние, немногим большее тысячи километров, и проанализировал находящийся там разреженный газ с помощью масс-спектрометра.

Результаты оказались неожиданными. Присутствие простейшего углеводорода - метана - не вызывало сомнений и раньше, а после спуска зонда Cassini на поверхность Титана было строго доказано. Однако ученые не были готовы найти в атмосфере "мертвой планеты" углеводороды, встречающиеся в земной нефти. Масс-спектр выявил молекулы с длиной углеродного "скелета" до семи атомов, среди которых есть нитрилы - азотистые соединения, близкие к аминокислотам и используемые при лабораторном синтезе белков.

По мнению ученых, последнее открытие не делает более вероятным найти на Титане жизнь: биологам неизвестны существа, способные к метаболизму при температуре жидкого метана, которая наблюдается на поверхности спутника. При этом атмосфера Титана оказывается удобной моделью той, которая существовала на Земле миллиарды лет назад. Исследователи уверены, что происходящие в инопланетной "естественной органической лаборатории" процессы помогут понять, как появились первые земные биомолекулы.

Хаотическое нагромождение холмов в марсианской долине Aureum Chaos

Это фотография местности, которая называется Aureum Chaos. Она была сделана стереоскопической камерой высокого разрешения европейского зонда Mars Express, который уже больше года работает на орбите Марса. Aureum Chaos - это низменность, которая находится чуть южнее марсианского экватора в районе 335-го градуса восточной долготы. Aureum Chaos находится в восточной части огромной системы "каналов" Valles Marineris к юго-западу от ударного кратера Aram Chaos, размер которого составляет 280 км в поперечнике.

На снимке видно, что рельеф Aureum Chaos соответствует ее названию: это хаотическое нагромождение холмов разной высоты и размера (у подножия их диаметр может варьироваться от 2-3 км до нескольких десятков километров). Геологическая история Aureum Chaos довольно сложная. Ученые считают, что эта низменность когда-то была заполнена осадочными породами, причем под ее поверхностью остались лед, магма или вода. Впоследствии из-за остывания магмы, таяния льда или "утекания" воды под поверхностью образовались пустоты, в которые и рухнули находящиеся сверху осадочные породы. В итоге на поверхности образовался такой хаотичный рельеф.

Горячие пятна на нейтронных звездах

Европейский рентгеновский космический телескоп XMM-Newton впервые обнаружил на поверхности трех изолированных нейтронных звезд вращающиеся "горячие пятна". Все эти звезды (PSR B0656-14, PSR B1055-52 и Geminga) находятся относительно недалеко от нас - на расстоянии около 800, 2000 и 500 световых лет соответственно. На снимке вверху показана одна из них - звезда Geminga. Все эти три звезды были хорошо известны ранее как мощные излучатели рентгеновского и гамма-излучения.

Напомним, что нейтронные звезды - это очень маленькие сверхплотные, которые состоят главным образом из нейтронов. Нейтронные звезды образуются после взрыва сверхновых (внешние слои взорвавшейся звезды выбрасываются в окружающее космическое пространство, а оставшееся ядро сжимается в маленький шарик диаметром несколько десятков километров). Нейтронные звезды очень быстро вращаются вокруг собственной оси. Во время рождения нейтронная звезда имеет очень высокую температуру. Предполагается, что потом температура ее поверхности постепенно уменьшается и через 100 тыс. лет она составляет не более 1 млн градусов.

В принципе, астрофизики и раньше предполагали, что существуют некие физические механизмы, благодаря которым электромагнитная энергия, испускаемая нейтронной звезды, может в некоторых местах как в воронку устремляться обратно на поверхность звезды. Эти области засасывания энергии, или "горячие пятна", могут повторно разогреваться, и температура в этих местах становится намного выше, чем на остальной остывающей поверхности. Однако такие явления, предсказанные теоретически, до сих пор никогда не наблюдались непосредственно. Поэтому можно сказать, что рентгеновский телескоп XMM-Newton произвел революцию в "тепловой географии" нейтронных звезд.

Астрономы, работавшие со снимками телескопа XMM-Newton, разделили поверхности упомянутых нейтронных звезд на 10 клиновидных областей и измерили температуру каждой такой области. Потом выяснилось, что энергия излучения каждой такой области периодически увеличивается и уменьшается. Кроме того, на поверхности звезды были обнаружены "горячие пятна" размером от 60 м до 1 км. Причем, элементы такого размера на поверхности объекта, который находится на расстоянии сотен и тысяч световых лет, были обнаружены впервые.

Южная Корея разработает спутник для наблюдения морской поверхности

Южная Корея собирается в ближайшее время приступить к разработке специального геостационарного спутника, который будет заниматься наблюдением за морями, окружающими Корейский полуостров. Общий размер территории, находящейся "под прицелом" данного спутника составит 2500 на 2500 км.

В разработке и постройке спутника будут участвовать Корейский институт аэрокосмических исследований, Корейский институт океанологии и французская компания Astrium, специализирующаяся на производстве спутников.

Этот спутник будет каждый час поставлять новую информацию о состоянии моря. Сейчас Южная Корея покупает эти данные у операторов иностранных коммерческих спутников, причем обновление информации производится раз в день или раз в неделю. Собственный спутник нужен Южной Корее, чтобы получать информацию о природных катастрофах и о так называемых красных приливах (бурный рост ядовитых водорослей у южного побережья Южной Кореи, который обычно происходит летом).

Как сообщается, упомянутый спутник будет запущен на геостационарную орбиту, но никаких сроков пока не называется.

В 2006 г. на МКС могут отправиться казахские космонавты

В интервью казахскому телевидению Валерий Корзун, первый заместитель директора Центра подготовки космонавтов им. Гагарина, сообщил, что, если американские "шаттлы" в ближайшее время возобновят регулярные полеты на МКС, то на станцию уже в 2006 году могут отправиться два казахских космонавта Айдин Аймбетов и Мухтар Аймаханов. Правда, для этого еще необходимо заключить специальные соглашения между Казахстаном и Россией.

Аймбетов и Аймаханов сейчас завершают общий курс подготовки космонавта и в июле им предстоит сдать государственные экзамены. После чего они получат право на выполнение космического полета. Правда, дальнейшая их подготовка и ее длительность будет зависеть от того, в каком качестве они должны будут полететь в космос. По словам Корзуна, если они полетят как профессиональные космонавты, то после успешной сдачи экзаменов им придется готовиться к полету еще как минимум 2 года. Если же они полетят как исследователи в кратковременную экспедицию посещения МКС, то подготовка займет 8 месяцев. Так что теоретически казахские космонавты могут слетать в космос уже в 2006 г.

Для определения праздников будут использовать спутники

Как сообщила Организация исламской конференции (Organization of the Islamic Conference, OIC) мусульманские страны будут использовать спутниковую технологию для определения точных дат наступления исламских праздников.

OIC планирует запустить спутник стоимостью в $8 млн. в ближайшие два года для снятия изображений Луны с целью определения точных дат лунного календаря.

По сообщению организации исламские ученые будут иметь доступ к точным изображениям формы Луны, вместо существующих методов определения дат, которые приводили раньше к разногласиям между мусульманскими странами и ошибкам.

Общество по наблюдениям за Луной в Саудовской Аравии расстроило миллионы верующих, когда сказало, что неправильно определило дату паломничества в январе этого года.

OIC будет спонсировать проект, начатый центром космической науки Каирского университета (Cairo University's Space Science Center).

Спутник, который строит итальянская фирма, также будет использоваться для изучения астероидов.

Неизвестно точно, сколько стран будут использовать эту технологию для определения религиозных дат. От религиозных представителей Саудовской Аравии уже поступила критика новой технологии. Сами они используют обычный лунный календарь.

ГПКС: на орбиту выйдут 15 новых спутников

Уже летом текущего года государственная группировка спутников связи и вещания будет состоять из 10 космических аппаратов серий "Экспресс-А", "Экспресс-АМ", "Бонум-1", "W4" и 7 космических аппаратов серии "Горизонт" и "Экран-М", часть из которых в ближайшее время планируется вывести из эксплуатации.

Об этом заявил и.о. генерального директора ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) Юрий Измайлов на 10-й конференции операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания Российской Федерации. Говоря о планах развития, г-н Измайлов отметил, что "с каждым годом потребности России в орбитально-спутниковом ресурсе растут, и ГПКС уделяет особое внимание перспективам развития сетей спутниковой связи в интересах государства, существующих и потенциальных пользователей. Согласно предложениям в Федеральную космическую программу до 2015 года, сделанным Мининформсвязи и ГПКС, в ближайшие 10 лет на орбиту будут выведены не менее 15 новых российских спутников различных серий. Реализация новой программы позволит обеспечить доступ населения России к современным телекоммуникационным услугам в любой точке страны и за рубежом".

По мнению заместителя генерального директора ГПКС Владимира Глебского, спутники серии "Экспресс-АМ" повысили конкурентоспособность предприятия на международном рынке. Уже сегодня 38,9% орбитального ресурса российской группировки используется зарубежными потребителями.

Заместитель генерального директора ГПКС Игорь Заболотный отметил, рынок VSAT в России так и не сформирован. Реализация проектов по развертыванию VSAT-сетей сегодня возможна только в интересах очень крупных потребителей, таких как Центральный банк РФ, Сберегательный банк РФ, Федеральное казначейство. Реализованных проектов - единицы. ГПКС работает с финансовыми структурами, администрацией связи, системными интеграторами и производителями оборудования, чтобы доступными мерами способствовать развитию VSAT в России, однако доля услуг VSAT в портфеле ГПКС на сегодняшний день чрезвычайно мала - 0,4%.

Участники конференции пришли к мнению, что для массового внедрения VSAT в России, необходимо ввести упрощенное лицензирование VSAT-терминалов. На сегодняшний день получение лицензии на каждый VSAT-терминал требует значительных временных и финансовых затрат. Участники решили привлечь к решению проблемы Национальную ассамблею спутниковой связи (НАСС), чтобы совместно с Администрацией связи проработать механизм внедрения лицензионной схемы, подобной существующей схеме регистрации мобильных телефонов.