27 апреля 2005 г.

Космическому телескопу Hubble исполнилось 15 лет

Телескоп Hubble, избранное: туманность Орла

Ракета "Зенит" совершила еще один "морской старт"

Яркие метеоры всполошили жителей северо-востока США

SOHO нашел источник быстрого солнечного ветра

Беременные сверчки вернулись из космического путешествия живыми

Космическому телескопу Hubble исполнилось 15 лет

"Шаттл" Discovery, который сейчас стоит на стартовой площадке и готовится к первому после долгого перерыва полету, 15 лет назад участвовал в другой исторической миссии. 25 апреля 1990 г. именно "шаттл" Discovery доставил на околоземную орбиту космический телескоп Hubble. В разработке этого телескопа принимали участие специалисты не только из NASA, но и из Европейского космического агентства (в соответствии с объемом своего вклада в общий проект европейцы получили 15% времени работы телескопа). Руководит научной программой работ на телескопе Hubble специально созданный институт Space Telescope Science Institute.

За прошедшие годы "шаттлы" летали к телескопу Hubble четыре раза, чтобы провести ремонт и модернизацию оборудования. В предпоследний раз (в 1999 г.) к нему летал тот же "шаттл" Discovery, который вывел его в космос, и тогда на нем заменили гироскопы, бортовой компьютер, записывающее устройство, датчик системы наведения, антенны. В последний раз (в марте 2002 г.) на нем поменяли солнечные панели, систему управления, гироскопный модуль и другое оборудование. Тогда к телескопу Hubble летал тот самый "шаттл" Columbia, который погиб 1 февраля 2003 г. На 2004 г. была запланирована еще одна последняя миссия по модернизации телескопа, а в 2010 году к нему планировалось отправить "шаттл", который свел бы Hubble с орбиты. Однако все эти планы были отменены после катастрофы "шаттла" Columbia.

Сейчас судьба телескопа Hubble висит на волоске. Прежний директор NASA Шон О'Киф решил бросить Hubble на произвол судьбы, мотивируя тем, что экспедиция по его модернизации слишком опасна для астронавтов. Новый недавно назначенный глава NASA Майкл Гриффин имеет по поводу опасности этой миссии другое мнение, но, как он сказал, обсуждение этого вопроса начнется только после успешного возобновления полетов "шаттлов".

Остается только пожелать успеха и предстоящей миссии "шаттла" Discovery и самому телескопу Hubble, ведь он, в конце концов, открыл новую эру в астрономии и заслуг у него немало. За время своей 15-летней деятельности телескоп сделал более 750 тысяч фотографий космических объектов, он помог астрономам определить более точный возраст Вселенной, с его помощью удалось подтвердить существование во Вселенной так называемой темной энергии. Именно Hubble обнаружил небольшие протогалактики, которые образовались, когда Вселенной было менее миллиарда лет от роду. Кроме того, с помощью телескопа Hubble было доказано существование сверхмассивных черных дыр. Он же сфотографировал комету, которая врезается в Юпитер. В общем, заслуг у него перед астрономией более чем достаточно, так что он вполне достоин того, чтобы люди добавили ему еще несколько лет активной жизни.

Телескоп Hubble, избранное: туманность Орла

К 15-летию космического телескопа Hubble институт Space Telescope Science Institute, который руководит научной программой исследований, ведущихся на этом телескопе, опубликовал самые эффектные снимки, сделанные с его помощью. Вот один из них, который был сделан в ноябре 2004 г.

Это туманность Орла (официальное название в каталоге - M16), которая находится в южном созвездии Змеи. Эта туманность представляет собой столб холодного газа и пыли высотой 9,5 световых года, который освещается яркими молодыми звездами из расположенного рядом скопления NGC 6611. Мощное ультрафиолетовое излучение этих звезд постепенно разрушает туманность Орла. Возможно также, что новые звезды образуются и непосредственно в столбе газа и пыли этой туманности. Во всяком случае, условия для этого там должны быть: огромные массы газа и пыли, которые могут коллапсировать под действием собственного гравитационного притяжения, кроме того, звезды могут образовываться по действием давления газа, нагреваемого соседними горячими звездами.

Голубой цвет в верхней части снимка соответствует облаку светящегося кислорода (он светится под действием ультрафиолетового излучения соседних звезд). А красноватые оттенки соответствуют светящемуся водороду.

Ракета "Зенит" совершила еще один "морской старт"

Вчера 26 апреля в 11:31 по московскому времени с плавучей платформы Odyssey стартовала ракета "Зенит 3SL" с разгонным блоком ДМ. Как всегда плавучий космодром находился в акватории Тихого океана на экваторе в точке с координатой 154o западной долготы. Через 30 минут после старта ракета "Зенит" вывела на переходную геосинхронную орбиту телекоммуникационный спутник Spaceway 1, принадлежащий оператору службы прямого спутникового телевизионного вещания компании DIRECTV. Это был 16-й запуск для системы "Морской старт".

Стартовый вес спутника Spaceway 1 составлял 6067 кг. Это новый рекорд для коммерческих телекоммуникационных спутников. Предыдущий принадлежал спутнику Inmarsat 4-F1 весом 5960 кг, который в марте этого года был выведен в космос ракетой Atlas 5, стартовавшей с космодрома на мысе Канаверал.

Связь со спутником Spaceway 1 была установлена через 50 минут после старта. В ближайшее время он должен выйти на заданную геостационарную орбиту высотой 36 тыс. км и зависнуть над экватором над точкой с координатой 102,8o западной долготы. Спутник будет работать в системе телевизионного вещания, которая обслуживает 13,9 млн подписчиков DIRECTV на территории американского континента. Его коммерческая эксплуатация должна начаться этим летом. В конце 2005 г. к спутнику Spaceway 1 должен присоединиться спутник Spaceway 2, а в 2007 году два спутника - DIRECTV 10 и DIRECTV 11, и тогда новая система спутникового вещания DIRECTV заработает на полную мощность.

Яркие метеоры всполошили жителей северо-востока США

В минувшее воскресенье 24 апреля жители северо-востока США (штаты Мэн, Нью-Гэмпшир, Коннектикут, Род-Айленд, Вермонт, Массачусетс - так называемая Новая Англия) стали свидетелями ярких вспышек на небе. Они произвели на них такое впечатление, что об увиденном люди поспешили сообщить в полицию и в пожарную службу. Так что пожарники и дежурные полицейских участков выслушали немало сообщений об этом явлении. Причем некоторые свидетели утверждали, что это был взрыв самолета. Однако Федеральное авиационное агентство США выступило с официальным опровержением версии об аварии самолета.

Была также гипотеза, что за вспышки ответственен метеорный поток Лириды, пик которого приходился на пятницу 22 апреля. Однако специалисты считают, что к лиридам эти вспышки не имеют никакого отношения. Во-первых, пик метеорного потока к воскресенью уже прошел, во-вторых, в потоке Лириды никогда не замечались столь яркие болиды. Так что, скорее всего, это был каменный или железный метеорит, который возможно имеет какое-то отношение к поясу астероидов.

SOHO нашел источник быстрого солнечного ветра

Космический телескоп SOHO, работающий в рамках совместного проекта ESA/NASA, нашел источник быстрого солнечного ветра в магнетизированной атмосфере Солнца.

Китайско-немецкая группа исследователей обнаружила магнитные структуры в солнечной короне, в которых образуется быстрый солнечный ветер. Используя фото- и допплеровские карты, полученные с помощью приборов SOHO, ультрафиолетового и радиационного спектрометра (SUMER) и магнитограммы с резонатора Майкельсона (Michelson Doppler Imager), они смогли зафиксировать процесс образования солнечного ветра в воронкообразных магнитных полях, связанных с линиями магнитной сети вблизи поверхности Солнца. Эти наблюдения позволят лучше понять магнитную природу образования солнечного ветра и потоков солнечной плазмы, а также их влияние на атмосферу Земли.

"Много лет ученые наблюдали потоки быстрого солнечного ветра исходящие из так называемых корональных дыр (областей с низкой плотностью, возникающих над поверхностью там, где магнитное поле Солнца открывается в межпланетное пространство). Но, только комбинируя комплексные наблюдения с помощью SOHO и новейшие методы исследований, мы смогли обнаружить источники солнечного ветра внутри корональных дыр. И мы полагаем, что образование быстрого солнечного ветра происходит в корональных воронках со скоростью приблизительно 10 км/с, на высоте 20 тыс. над фотосферой. Хотя тонкости магнитной структуры области образования солнечного ветра для нас, по прежнему, остаются тайной", - сказал профессор Чуаний Ту (Chuanyi Tu) из Пекинского университета.

Солнечный ветер (СВ) состоит из протонов, альфа-частиц, тяжелых ионов и электронов, летящих от поверхности Солнца. Различают две разновидности ветра - быстрый СВ и медленный СВ. Быстрый движется со скоростью 3 млн. км/ч, а медленный - со скоростью 1,5 млн км/ч. Исследование природы и происхождения солнечного ветра является одной из основных задач солнечной обсерватории SOHO, пишет Max Planck Sosiety.

Беременные сверчки вернулись из космического путешествия живыми

Самки сверчков, побывавшие в космосе, выжили.

По словам итальянского астронавта Роберто Виттори, который возил в недельный космический полет на МКС беременных самок сверчков, им пришлось нелегко.

Сверчки были привезены на МКС 15 апреля.

"Я не знаю результатов эксперимента, но могу сказать, что у мам (сверчков) там была трудная жизнь", - сказал он, отвечая на вопрос РИА "Новости".

Виттори за время орбитальной командировки провел 91 сеанс по 23 экспериментам.

В рамках эксперимента "Энеида Виттере" были проверены способности черенков с привоями виноградной лозы, выращиваемой на виноградниках итальянской области Тоскана к выживанию и последующему росту в условиях космоса.

Виттори изучил также воздействие невесомости и враждебных факторов космического полета на клетках щитовидной железы крыс. В задачи итальянца также входила оценка возможности производства в космосе свежих, готовых к употреблению продуктов питания, которые предполагается получать из ростков овощных культур, в частности, бобов.

В рамках эксперимента "Энеида" в полете прошла дегустация продуктов из итальянской области Лацио, с целью проверки сохранности их вкусовых и питательных качеств для определения возможности использования этих продуктов в рационах питания будущих экипажей МКС.