|
|||||||
Мировые космические новости 29 апреля 2005 г. |
Последний запуск ракеты Titan 4 оставит без работы сотни рабочих Сегодня вечером с 20:00 до 22:30 по местному времени на космодроме на мысе Канаверал должен состояться последний запуск ракеты Titan 4. Правда, это будет предпоследняя ракета Titan 4, отправляющаяся в космос: самая последняя взлетит летом с другого космодрома - на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии. Обе эти ракеты выведут на околоземную орбиту секретные спутники, принадлежащие Национальному разведывательному управлению США. Разработчиком и производителем ракет Titan является компания Lockheed Martin. Эти ракеты более 45 лет верой и правдой служили американской космической программе. Они вывели в космос бессчетное количество военных спутников и исследовательских зондов, поучаствовали они и в пилотируемых полетах американских астронавтов. Но все хорошее когда-нибудь кончается. Семейство ракет Titan доживает, можно сказать, последние дни. С мыса Канаверал ракеты Titan летали с 1959 года, и сегодняшний запуск будет здесь 168-м по счету. После чего около 300 сотрудников компании Lockheed Martin потеряют работу (точнее, это произойдет через 60 дней после запуска). Еще 125 рабочих, которые должны будут провести на космодроме консервацию оборудования, связанного с запуском ракет Titan, будут уволены в следующем году. Хотя, конечно же, компания Lockheed Martin обещает помочь своим сотрудникам в поиске новой работы. Пройдут увольнения и в компаниях, участвовавших в производстве и обслуживании ракет Titan, таких как Alliant Techsystems, Boeing и Honeywell. В общей сложности после завершения полетов ракет Titan потеряют работу от 600 до 700 человек. Пентагон решил отказаться от ракет Titan 4 несколько лет назад по причине того, что они довольно дороги, а их подготовка к полету очень сложна и требует много времени. Поэтому ставка была сделана на новые ракеты Delta 4 и Atlas 5 (производителем последней из них тоже является компания Lockheed Martin). Запуск "шаттла" Discovery могут перенести на июль До недавнего времени в качестве официальной даты запуска "шаттла" Discovery называлось 15 мая. Неделю назад было объявлено о переносе старта на 22 мая, чтобы более тщательно проверить все оборудование и исправить обнаруженные неполадки. Однако сейчас, как выясняется, топ-менеджеры NASA обсуждают вопрос о новом переносе запуска. И на этот раз его предлагается перенести на июль, то есть, фактически на два месяца. Отметим, что "майское" окно для запуска Discovery закрывается 3 июня, после этой даты следующим возможным днем для старта будет 13 июля. Чем же вызван новый возможный перенос старта? Сторонники принятия такого решения мотивируют его тем, что нужно дополнительное время для проведения полного анализа поведения обломков льда, которые могут упасть с внешнего топливного бака во время запуска и повредить "шаттл", для исправления возможных конструктивных ошибок и решения множества других проблем. Разработанная после катастрофы "шаттла" Columbia новая технология нанесения на топливный бак теплозащитной пены по идее должна свести к минимуму вероятность повреждения "шаттла" обледенелым куском этой пены. Занимавшиеся этой проблемой специалисты полагают, что максимальный вес обломка, который может упасть на "шаттл", сейчас составляет не более 14 г. ("шаттл" Columbia погубил обломок весом около 750 г). Однако последние тесты показали, что на топливном баке есть две области, где могут образовываться опасные для "шаттла" скопления льда. Одна из этих областей находится между верхним баком для жидкого кислорода и нижним баком для жидкого водорода, где проходит гофрированный трубопровод для жидкого кислорода. Во время запуска этот трубопровод может немного изгибаться и тогда с него будут падать кусочки льда. Другая проблемная область находится на самом верху топливного бака рядом с кронштейном, на котором крепится трубопровод системы наддува топливного бака. Последствия этих дебатов уже есть: инженеры космического центра им. Кеннеди отложили загрузку топлива в маневровые двигатели "шаттла" до окончания дискуссии. Как сообщается, решение руководством NASA должно быть принято в самое ближайшее время (во всяком случае, до конца сегодняшнего рабочего дня), так что приостановка загрузки топлива не должна сильно повлиять на график работ, если будет принято решение оставить сроки запуска прежними. Однако если будет принято решение об установке на топливный бак как минимум одного дополнительного нагревателя (чтобы воспрепятствовать образованию льда), то "шаттл" Discovery повезут со стартовой площадки обратно в корпус вертикальной сборки, и запуск неизбежно будет отложен на июль. Зонд Deep Impact сфотографировал комету Tempel 1, к которой он летит 12 января 2005 года исследовательский зонд Deep Impact отправился к комете Tempel 1. К ядру этой кометы он должен подлететь 4 июля этого года и выстрелить в него снарядом весом 370 кг. Предполагается, что этот снаряд врежется в ядро кометы, в нем образуется кратер, а в разные стороны разлетятся мелкие и крупные обломки. Аппаратура зонда Deep Impact будет наблюдать за всем этим процессом и исследовать разлетающиеся обломки и стенки кратера. Все это нужно для определения состава ядра кометы и истории его образования и дальнейшего существования. До цели зонду Deep Impact осталось лететь немногим более двух месяцев. 25 апреля фотокамера зонда сделала первую фотографию кометы Tempel 1, расстояние до которой в тот момент составляло около 64 млн км. Чувствительность этой камеры такова, что она может увидеть звезду 11-й величины (человек невооруженным глазом может увидеть с ясную ночь в лучшем случае звезду 6-й величины). В течение ближайших двух месяцев зонд сделает еще немало фотографий кометы, которые будут использованы, прежде всего, для коррекции траектории аппарата, чтобы максимально точно вывести его на заданную позицию для обстрела кометы. Причем стрелять придется в условиях, когда и "пушка" и "цель" находятся на расстоянии 133 млн км от Земли. Добавим еще, что размер ядра кометы Tempel 1 в поперечнике составляет около 6,5 км, длина снаряда составляет 1 м, а вес - 370 кг, так что этот обстрел никак не должен повлиять на траекторию движения кометы, хотя воронка может оказаться довольно внушительной - до 100 м в поперечнике и от 5 до 45 м глубиной. Конкурс-тотализатор на "гонках комет" выходит на финишную прямую Космический телескоп SOHO с 1995 года наблюдает за процессами, происходящими на Солнце. Он находится на прямой, соединяющей Землю и Солнце в первой точке Лагранжа на расстоянии 1,6 млн км от Земли. На его снимках нашего светила есть не только солнечный диск, но и его ближайшие окрестности. В частности, частенько на них можно увидеть яркие хвосты комет, которые облетают Солнце или сгорают, приближаясь к нему. Снимки, сделанные зондом SOHO, публикуют на специальном сайте NASA. Таким способом было открыто уже более 900 комет. Точнее 900-я комета на снимках солнечного телескопа SOHO была обнаружена 15 января 2005 г. По этому случаю NASA и Европейское космическое агентство объявили конкурс-тотализатор, участники которого могут делать свои ставки вплоть до того момента как будет открыта 960-я комета. Произойдет это, скорее всего, в мае. После этого прием ставок будет прекращен. Участники тотализатора должны угадать день и время, когда 1000-я по счету комета достигнет ближайшей к Солнцу точки своей орбиты. Победителем станет тот, чье время и дата будут минимально отличаться от фактического, причем в любую сторону. По состоянию на 25 апреля комет пока насчитали 945 штук, а 1000-ю комету предполагают обнаружить летом. К этому моменту прием ставок будет уже закончен, так что это будет настоящий тотализатор. На странице конкурса, которая находится здесь, зарегистрировались уже более 9000 участников. Победитель конкурса получит DVD-диск SolarMax, футболку с логотипом проекта SOHO, специальные темные очки для наблюдения солнца и подборка материалов по проекту SOHO. Обладатели второго и третьего места получат тот же комплект призов за исключением DVD-диска. Запуск шаттла "Дискавери" опять откладывается В ближайшее время НАСА официально объявит о переносе запуска шаттла "Дискавери" с мая на июль текущего года, сообщает РИА "Новости". Предположительно, запуск столь необходимого для дальнейшего развития МКС американского космического корабля состоится в период с 14 по 31 июля. Ранее стартовые "окна" сдвигались уже неоднократно. Только этой весной запуск первого после катастрофы шаттла "Колумбия" челнока "Дискавери" переместился с 15 на 22 мая, находясь в границах первого баллистического "окна", которое закрывается 3 июля. Специалисты посчитали, что топливный бак шаттла не совсем готов к полету, поэтому запуск следует отложить во избежание повторения трагедии 2003 года, когда погибли семь астронавтов. Накануне стало известно, что запуск российского космического грузовика "Прогресс М-53" также будет перенесен с 10 на 17 июня. Причина возможного переноса сроков старта грузового корабля, который должен доставить для одиннадцатого экипажа МКС продукты, воду, топливо и научное оборудование, не уточняется. Известно лишь, что это не связано с российской техникой. Под новую дату запуска "Прогресса М-53" планируется скорректировать и время затопления "Прогресса М-52", груженого мусором, отходами жизнедеятельности экипажей и отработавшим оборудованием. Отстыковка грузовика от станции теперь намечена на 16 июня. Плановый подъем орбиты МКС намечен на 11 мая, в ходе коррекции высота орбитального комплекса будет увеличена на 800 метров. Европейский космонавт Томас Райтер отправится на МКС в июле 2005 года На днях рабочая группа Роскосмоса во главе с начальником управления пилотируемых программ Алексеем Красновым завершила работу в Европейском космическом агентстве по подготовке документов по организации полета на МКС космонавта ЕКА Томаса Райтера. Основной задачей было техническое и научное насыщение программы полета. По словам Краснова, Райтер должен отправиться на станцию в июле 2005 года и станет первым представителем ЕКА, которому предстоит работать на МКС в составе основной экспедиции. Он начнет работу с экипажем одиннадцатой экспедиции и закончит ее во время пребывания на станции уже двенадцатой экспедиции. Согласно соглашению между Роскосмосом и ЕКА, Райтер, являясь членом основного экипажа МКС, будет выполнять не только научную программу, но и служебные операции, предусмотренные программой функционирования станции. Это соглашение является частью пакета двусторонних соглашений между Роскосмосом и NASA с одной стороны и ЕКА и NASA - с другой. NASA займется созданием новых кабелей из углерода NASA в содружестве с университетом Rice планирует создать более эффективные силовые кабели, сообщает АР. Проект оценивается в $11 млн. Как предполагается, такие кабели будут использоваться как на Земле, так и для путешествия на Марс. Ученые из Хьюстона планируют разработать кабели из углеродных нанотрубок, они могут проводить электричество в 10 эффективнее меди и будут весить в 6 раз меньше. По мнению представителей NASA, это существенно облегчит вес космического корабля. |
|
|