Кратеры на Эпиметее
Эпиметей - это один из спутников Сатурна. Он невелик по размерам (140х100 км), поэтому, наверное, открыли его только в 1980 г. Его орбита почти совпадает с орбитой другого спутника Сатурна - Януса. Вряд ли это случайное совпадение. К тому же Эпиметей и Янус имеют довольно неправильную форму. Все это говорит о том, что, скорее всего, когда-то Эпиметей и Янус были одним космическим объектом, который потом после удара какого-нибудь астероида раскололся на части.
На представленном здесь снимке Эпиметея, который был сделан зондом Cassini 30 марта этого года с расстояния 74,6 тыс. км, хорошо видны многочисленные кратеры, оставшиеся от ударов космических булыжников разных размеров. Самый большой кратер (почти правильный черный круг немного ниже центра снимка) называется "Хилари" (Hilairea), его диаметр составляет около 33 км. Просто гигантский кратер для спутника с максимальным размером в 140 км.
Запуск шаттла Discovery перенесен на июль
Запуск шаттла Discovery на МКС перенесен с 22 мая на июль, теперь старт может состояться в период с 14 по 31 июля.
Глава космического агентства Майкл Гриффин в пятницу на пресс-конференции в Вашингтоне официально подтвердил информацию о переносе запуска шаттла. По его словам, NASA необходимо провести ряд дополнительных проверок, что "сдвигает запуск на шесть-семь недель".
"Мы хотим возвратиться к старту, а не торопиться к нему", - сказал Грифин. Программа выхода космического корабля на орбиту называется "Возвращение на старт".
Ранее так называемые стартовые "окна" уже неоднократно сдвигались. Так, только этой весной запуск первого после катастрофы шаттла "Колумбия" челнока Discovery переместился с 15 на 22 мая, находясь в границах первого баллистического "окна", закрывающегося 3 июля.
Теперь, скорее всего, запуск так необходимого для дальнейшего развития МКС американского космического корабля сдвинется еще на более поздний срок - в рамках второго "окна" космический челнок может быть запущен по 31 июля включительно. Накануне стало известно, что запуск российского космического грузовика "Прогресс М-53" к МКС также будет перенесен с 10 на 17 июня.
"Ранее предполагалось, что следующий "Прогресс" с продуктами, водой, топливом и научным оборудованием для 11-го экипажа МКС стартует с Байконура 10 июня на носителе "Союз", однако, скорее всего, этот запуск будет перенесен на неделю", - сообщил собеседник РИА "Новости".
Он не стал уточнять причину возможного переноса сроков старта грузового корабля, сказав лишь, что "к российской технике это отношения не имеет".
Соответственно, под новую дату запуска "Прогресса М-53" планируется скорректировать и время затопления "Прогресса М-52", груженого мусором, отходами жизнедеятельности экипажей и отработавшим оборудованием. "Отстыковка грузовика от станции теперь намечена на 16 июня", - отметил источник.
Вместе с тем, как сообщил РИА "Новости" представитель российского Центра управления полетами (ЦУП), дата операции по плановому подъему орбиты МКС определена, и состоится 11 мая. "В ходе коррекции высота орбитального комплекса будет увеличена на 800 метров, - отметил представитель ЦУП.
На зонде Mars Express скоро начнет работу радар
Европейский зонд Mars Express, который работает на орбите Марса, в мае этого года должен начать съемку поверхности Марса с помощью радарной системы. Телескопические штанги радарной системы планируется развернуть в первой половине мая. Если эта операция пройдет успешно, то радар MARSIS сможет начать работу. Этот радар может видеть не только то, что происходит на поверхности Марса, но и то, что находится под этой поверхностью. А там могут быть несколько разных слоев, в том числе слой воды.
Всего в радарной системе MARSIS три штанги. Период их разворачивания определен довольно жестко - с 2 по 12 мая 2005 г. Каждую штангу будут разворачивать отдельно и очень медленно. Две таких штанги имеют длину 20 м каждая, а третья - 7 м. Сначала развернут длинные штанги, а через несколько дней - короткую. Если все пройдет успешно, то после трех недель тестирования радар MARSIS начнет исследования поверхности и подповерхностного слоя Марса.
Отметим еще, что радар MARSIS - это результат совместной разработки Римского университета и Лаборатории реактивного движения NASA.
Десятый экипаж МКС не сумел сделать четких снимков Азии
Загрязнение атмосферы Земли над Азией хорошо видно из космоса, а пелена смога даже мешает качественному фотографированию. Об этом сообщил на первой послеполетной пресс- конференции российский космонавт Салижан Шарипов, вернувшийся на землю 25 апреля вместе с астронавтами Лероем Чиао и Роберто Виттори.
"Как представителям землян в космосе, нам очень обидно, что мы ее так эксплуатируем - мы с высоты видели, как загрязнена атмосфера: над Азией постоянно висит смог - мы даже не могли сфотографировать Землю", - отметил российский космонавт.
Говоря о попытках разглядеть на фотоснимках Великую китайскую стену, Шарипов сказал, что ее невозможно рассмотреть, так как она сливается с природным фоном и ее нельзя увидеть даже при большом увеличении, сообщает РИА "Новости".
Шарипов также высказал мнение, что для комфортной работы на МКС космонавтам было бы желательно разрешить по 50 граммов вина или коньяка ежедневно. "Это только для того, чтобы лучше выполнять свою работу, для снятия психологической нагрузки", - сказал он.
Чудо-полимер для NASA
NASA в течение четырех следующих лет намерено инвестировать одиннадцать миллионов долларов США в разработку так называемого квантового кабеля, который в перспективе планируется использовать в космической технике, сообщает Wired News.
Ожидается, что квантовый кабель будет проводить электричество в десять раз лучше меди и при этом обладать вшестеро меньшим весом по сравнению с традиционными медными проводниками. Состоять кабель будет из углеродных нанотрубок, а его созданием займутся сотрудники Университета Райса, которым до 2010 года необходимо представить прототип длиной, по крайней мере, в один метр. Следует заметить, что на сегодняшний день длина "проводов" из углеродных нанотрубок не превышает нескольких сантиметров.
В случае успеха, квантовые кабели могут заменить обыкновенные медные проводники в космических кораблях, что позволит снизить их вес и увеличить массу полезной нагрузки. Кроме того, такие кабели могут найти применение в компьютерной технике и других областях науки. Не исключено также, что результаты работ ученых Университета Райса помогут в развитии концепции космического лифта, базирующейся на использовании многокилометрового сверхпрочного троса, соединяющего станцию на геостационарной орбите с массивной платформой в океане.
|