12 мая 2005 г.

NASA проведет новые испытания внешнего топливного бака перед отправкой "шаттла" обратно в сборочный корпус

МКС "приподняли" для удобства стыковки с Discovery

В кольцах Сатурна нашли еще один спутник

Астероиды помогут объяснить, почему заблудился Pioneer-10

Феба прилетела к Сатурну с периферии солнечной системы

Космическое "сомбреро"

Запуск космического аппарата с солнечным парусом перенесен на июнь

Роскосмос предлагает сменить руководство находящейся в финансовом кризисе РКК "Энергия"

Земля была влажной с самого начала?

Запуск очередного навигационного спутника системы GPS откладывается из-за бракоделов

Первые испытания внешнего топливного бака "шаттла" Discovery на стартовой площадке были проведены 14 апреля. Тогда бак заполнили топливом (жидким водородом и жидким кислородом), чтобы посмотреть, где и в каких количествах на нем образуется лед. Все это было необходимо для проверки эффективности конструктивных изменений бака, сделанных после катастрофы "шаттла" Columbia. Цель этих модернизаций состояла в том, чтобы свести к минимуму образование льда на поверхностях бака и предотвратить повреждение "шаттла" осколками этого льда во время запуска.

Испытания топливного бака показали, что, несмотря на принятые меры, лед на некоторых поверхностях бака все равно образуется и это представляет определенную опасность. В итоге руководство NASA решило внести новые изменения в конструкцию бака, причем сделать это решили на втором топливном баке, который предназначался для второго стоящего в очереди "шаттла" Atlantis (это будет быстрее и проще). Поэтому Discovery отправят со стартовой площадки обратно в сборочный корпус, где и установят на новый переделанный топливный бак (на который в частности установят новый нагреватель, препятствующий образованию льда на поверхности верхней части бака). О двух твердотопливных ускорителях никакого разговора не было, так что они, по всей видимости, останутся прежними.

Однако менеджеры NASA решили перед перевозкой Discovery провести еще одно испытание топливного бака на стартовой площадке. Все пройдет по старой схеме: бак заполнят топливом и посмотрят, как пройдет образование льда. Особое внимание будет уделено проблемным областям (топливопроводы, клапаны и т.п.). Руководство NASA надеется, что новые испытания позволят лучше понять, из-за чего возникают проблемы. Репетицию заправки топливного бака планируется провести на следующей неделе. Обратно в ангар "шаттл" Discovery отправится в конце мая.

МКС "приподняли" для удобства стыковки с Discovery

Высота полета Международной космической станции была скорректирована и увеличилась на 1,3 километра, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на Центр управления полетами.

"По предварительным данным, полученным от наших американских коллег из ЦУП-Хьюстон, операция прошла штатно. Двигатели пристыкованного к МКС грузовика "Прогресс" отработали положенное время - 175 секунд, в результате чего орбита полета станции увеличена до расчетной высоты примерно в 354 километра над Землей", - отметили в ЦУП.

Напомним, что решение об увеличении высоты станции было принято с целью обеспечить максимально удобную стыковку с шаттлом Discovery.

Запуск космического челнока был намечен на 22 мая. Однако NASA в очередной раз отложило запуск, и теперь он может состояться не ранее 14 июля. По словам главы американского космического агентства Майкла Гриффина, это связано с необходимостью провести дополнительные проверки.

Кроме того, с 10 на 17 июня перенесен запуск российского космического грузовика "Прогресс М-53", который должен доставить на МКС продукты, воду, топливо и научное оборудование. В связи с этим будет также изменена дата отстыковки от станции "Прогресса-52", который увезет со станции сломанное оборудование, мусор и продукты жизнедеятельности космонавтов. Предполагается, что корабль отстыкуется от МКС 16 июня.

Причину изменения сроков старта "Прогресса М-53" представитель ЦУП не сообщил, но отметил, что "к российской технике это отношения не имеет".

В кольцах Сатурна нашли еще один спутник

Аппарат Cassini обнаружил новый спутник Сатурна, "спрятанный" между его кольцами. Орбита тела, названного S/2005 S1, удалена от планеты на 137 тысяч километров и лежит внутри так называемой щели Килера. Как и у большинства недавно найденных "лун", его диаметр достаточно мал - 6,5 километров.

S/2005 S1 - уже второй спутник внутри системы колец. Пан, расположенный посередине щели Энке, был открыт в 1990 году при анализе фотографий, переданных аппаратом Voyager. Некоторое время спустя ученые заметили, что движение Пана - причина волнообразных неровностей на границе соседних колец. Гипотеза о новом спутнике, "искривляющем" края щели Килера, была выдвинута еще прошлым летом, но первые фотографии S/2005 S1 удалось получить только сейчас.

С учетом последнего открытия, известно уже 47 спутников Сатурна. Первый из них - Титан - был обнаружен Христианом Гюйгенсом в 1655 году, а менее недели назад гавайские астрономы открыли группу из 12 миниатюрных "лун".

Астероиды помогут объяснить, почему заблудился Pioneer-10

В американском университета George Mason нашли новый способ узнать, что именно заставило аппарат Pioneer-10, покинувший Солнечную систему, отклониться от исходной траектории. Беспилотный космический корабль, запущенный в 1972 году, удалился от Земли примерно на 12 миллиардов километров, но ученые все еще пытаются поддерживать с ним связь.

Последние сигналы, которые Pioneer-10 отправил на Землю, свидетельствовали о неожиданном замедлении его движения. Поскольку расстояния до ближайших небесных тел велики, и влияние их гравитации мало, ученые затруднились объяснить отклонение от курса на 400 тысяч километров. С 22 января 2002 года, когда сигнал был получен, было выдвинуто несколько гипотез, связывающих поведение космического аппарата с малоизученными феноменами наподобие "темной материи" или нарушениями закона всемирного тяготения за пределами Солнечной системы.

Гарри Пейдж и его сотрудники из университета George Mason в штате Виржиния предложили исследовать, не ведут ли себя похоже "естественные" космические тела, удаленные от Солнца на сравнимые расстояния. С этой целью ученые "отобрали" 15 астероидов, траектории которых выходят за пределы орбиты Плутона. Один из них - астероид 1995SN55 диаметром около 370 километров - провел в "аномальной" зоне последние 54 года, и его отклонения от предсказанного пути должны быть наибольшими. Пейдж утверждает, что уже предварительные наблюдения указывают на некоторое смещение.

Исследователи надеются, что крупные обсерватории предоставят им доступ к более мощным телескопам для уточнения результатов. Некоторые ученые, однако, склоняются к тому, что необходимо направить по следам "Пионера" еще один космический аппарат и посмотреть, что произойдет с ним.

Феба прилетела к Сатурну с периферии солнечной системы

В номере журнала Nature от 5 мая опубликована статья, посвященная Фебе, одному из небольших спутников Сатурна, который был открыт в 1898 г. Диаметр Фебы составляет около 220 км, а радиус ее орбиты - около 12,95 млн км. Этот спутник движется вокруг Сатурна по ретроградной орбите (в противоположную сторону относительно направления вращения Сатурна вокруг собственной оси) и делает оборот за 550,4 суток.

Астрономы уже давно полагали, что Феба образовалась на периферии солнечной системы более 4 млрд лет назад, и только потом этот астероид был захвачен гравитационным полем Сатурна и стал его спутником. Недавно с помощью зонда Cassini были найдены новые подтверждения этой гипотезе.

В частности, благодаря снимкам Фебы, сделанным зондом Cassini, удалось достаточно точно определить объем этого спутника и, следовательно, вычислить его плотность. По этому параметру Феба сильно отличается от других спутников Сатурна, имеющих ледяную поверхность. В первую очередь Феба отличается соотношением льда и камня в своем составе. По своей плотности Феба сходна только с астероидами пояса Койпера (во всяком случае, с теми, плотность которых известна), орбиты которых располагаются за пределами орбиты Нептуна. Плотность Фебы составляет около 1,6 грамм на куб.см. Это намного меньше, чем плотность камня, но больше, чем плотность чистого льда (0,93 г/см3). То есть, можно предположить, что содержание льда и камня в Фебе примерно такое же, как в Плутоне (самой дальней планеты солнечной системе) и в Тритоне (одном из спутников Нептуна).

Космическое "сомбреро"

Галактика "сомбреро" (комбинированное изображение)

Агентство NASA опубликовало уникальный комбинированный снимок галактики М104, также известной под названием "сомбреро". Такое "прозвище" М104 получила за свою очень необычную форму: в центре галактики находится массивное светящееся ядро, которое подобно широким полям мексиканской шляпы окружает мощный пылевой диск.

"Сомбреро" находится на южном краю скопления галактик в созвездии Девы на расстоянии в 28 миллионов световых лет от нашей планеты. При наблюдении с Земли галактика М104 выглядит повернутой ребром, под углом всего в шесть градусов от экваториальной плоскости. Кстати, в ширину космическое "сомбреро" достигает 50 тысяч световых лет при массе, эквивалентной массе 800 миллиардов Солнц.

На представленном изображении объединены снимок в видимом диапазоне, сделанный при помощи телескопа "Хаббл" в 2003 году, а также снимок, полученный инфракрасным телескопом "Спицер" в начале нынешнего года.

Запуск космического аппарата с солнечным парусом перенесен на июнь

Запуск космического аппарата с солнечным парусом перенесен ориентировочно на июнь. Об этом сообщила пресс-секретарь Научно-производственного объединения (НПО) им. Лавочкина Лидия Авдеева. "Запланированная дата старта на сегодняшний день - 21 июня", - сказала она.

Авдеева напомнила, что "дата старта аппарата переносилась уже несколько раз". "Разработанный по заказу Планетарного общества США солнечный парус - сложная, принципиально новая система, и мы должны провести тщательные испытания, прежде чем запустить аппарат из акватории Баренцева моря", - отметила она.

Аппарат с солнечным парусом будет запущен с помощью конверсионной ракеты-носителя "Волна" с борта субмарины типа "Кальмар", напомнила пресс-секретарь.

По словам Авдеевой, "цель этого российско-американского эксперимента - проверить сам принцип полета с использованием солнечного паруса".

В полете по орбите искусственного спутника Земли предполагается исследовать возможности солнечного паруса в качестве тяговой системы, а также средства управления аппаратом в космосе, сообщает ИТАР-ТАСС.

"Технические решения, примененные в создаваемом аппарате, могут стать базой будущих межпланетных экспедиций", - отметила Авдеева.

"После того, как аппарат весом 100 кг будет выведен на орбиту искусственного спутника Земли высотой около 800 км, раскроется солнечный парус - 8 лепестков, которые образуют круг диаметром 30 метров и площадью порядка 600 квадратных метров. Именно он примет на себя давление солнечного света и обеспечит управление аппаратом на орбите", - пояснила она.

Ускорение, сообщаемое фотонами парусу, невелико, но оно действует постоянно, что позволяет кораблю достичь очень высокой скорости за относительно короткое время. Регулировать орбитальную скорость корабля можно за счет изменения угла наклона паруса по отношению к светилу. Первая попытка отправить в космическое плавание аппарат с элементами солнечного паруса была предпринята в июле 2001 года, но оказалась неудачной. Космический аппарат не отделился от носителя и вместе с третьей ступенью упал в зоне затопления.

Роскосмос предлагает сменить руководство Ракетно-космической корпорации "Энергия", чтобы вывести флагман российской космонавтики из финансового кризиса. "В последние три года РКК "Энергия", где создаются все отечественные пилотируемые и грузовые космические корабли, является убыточной, продолжается рост кредиторской задолженности. Необходимо принять срочные меры", - заявил ИТАР-ТАСС официальный представитель Федерального космического агентства Вячеслав Давиденко.

У "Энергии" должен быть руководитель, который умеет работать в современных экономических условиях, эффективно реализовывать на рынке производимую продукцию и обеспечивать привлечение внешних инвестиций для развития предприятия, считают в Роскосмосе. С 1991 года РКК "Энергия" возглавляет Юрий Семенов, который, как следует из последних высказываний чиновников, к новым реалиям приспособиться не смог.

Руководство агентства выдвинуло на должность президента корпорации Николая Севастьянова, возглавляющего компанию "Газком". Его кандидатуру поддержали в правительстве РФ и администрации президента России, утверждает Давыденко.

Общее годовое собрание акционеров "Энергии" пройдет 28 мая. Роскосмос контролирует 38,22% акций РКК, и это недостаточно для смены руководства. Федеральное агентство призвало других акционеров "провести консолидацию акций с государственным пакетом для голосования на годовом собрании", сообщили в Роскосмосе.

Земля была влажной с самого начала?

Геологи Австралийского национального университета и Ренселерского политехнического института (Rensselaer Polytechnic Institute) разработали новый термометр, который, измеряя содержание титана в цирконовых кристаллах, устанавливает температуру их кристаллизации. Благодаря этому термометру были получены данные, опровергающие либо корректирующие современные представления об эволюции Земли.

Считается, что изначально поверхность Земли представляла собой крайне агрессивную высокотемпературную среду. Однако недавно появились теории, согласно которым процессы формирования земной коры, выветривания и циклического осаждения пород начались порядка 4,35 миллиарда лет назад, т.е. всего через 200 млн. после образования Солнечной системы. Данные, полученные с помощью цирконового термометра, это подтверждают.

Цирконовые кристаллы - материалы, которые минимум на 400 млн. лет старше самых древних из всех известных горных пород на Земле. До сих пор цирконы были главным источником информации о том, как смещались океаны и континенты на юной планете.

Некоторое время назад цирконы, выкопанные на территории Западной Австралии и датированные периодом между 4 и 4,35 млрд. лет, были подвергнуты анализу с помощью вышеупомянутого прибора.

Учёным удалось установить, что уже в это время климат планеты был влажным, с температурами, соответствующими минимальным температурам плавления.

Подробнее обо всём это рассказывается в работе, которая публикуется в журнале Science от 6 мая.

Американские военные собирались запустить очередной спутник GPS 2R-M1 известной навигационной системы GPS еще в декабре прошлого года. Потом этот запуск последовательно переносился на 1 февраля, 17 марта и 20 мая. Но на днях выяснилось, что и 20 мая спутник никуда не полетит из-за многочисленных неполадок, ответственность за которые несут производитель спутника компания Lockheed Martin и производитель навигационной полезной нагрузки компания ITT. Как оказалось, при сборке спутника было допущено много брака. В частности, в навигационном блоке был неправильно установлен конденсатор, а несколько винтов в этом блоке были недостаточно плотно затянуты. Кроме того, одно из реле в преобразователе передатчика L-диапазона не прошло испытаний на прочность.

В общем, из-за этого брака спутник GPS 2R-M1 сможет отправиться на стартовую площадку космодрома на мысе Канаверал только в конце мая или в начале июня, а сам запуск состоится не раньше середины июня. Выводить на околоземную орбиту спутник GPS 2R-M1 будет ракета Delta 2.

Стоимость этой миссии - 75 млн дол. Спутник GPS 2R-M1 должен будет заменить один из старых спутников навигационной системы GPS. Сейчас в навигационной системе GPS работают 24 основных спутника (они распределены по шести орбитальным плоскостям) и 5 запасных. Высота их орбит составляет 17,6 тыс. км.