13 мая 2005 г.

Американская компания выложила в Интернете дешевые билеты в космос

Opportunity застрял в марсианской песчаной дюне

Первая штанга радара на зонде Mars Express успешно развернулась

На МКС сломался блок регенерации кислорода

Роскосмос приступил к подготовке запуска грузового корабля "Прогресс М-53" к МКС

Зафиксирована гамма-вспышка длительностью 50 мс

Запуск спутника NOAA-N уже дважды откладывался из-за сильного ветра

Роскосмос готовится запустить астрофизическую лабораторию

Саудовская Аравия пополнит свою орбитальную группировку

Американская компания выложила в Интернете дешевые билеты в космос

Компания Aera Corp. в четверг начала продажу туров к околоземной орбите. Пикантность ситуации в том, что фирма пока не запустила ни одной ракеты.

В интервью MSNBC основатель Aera Билл Спрейг (Bill Sprague) сказал, что компания собирается начать тестовые полеты с космодрома на мысе Канаверал уже в августе 2006 года. Первый коммерческий турист отправится в космос в течение декабря, а регулярное орбитальное сообщение должно открыться уже в 2007 году. "Все наши планы вполне реальны, а потому мы совершенно не сомневаемся насчет дат", - говорит Спрейг.

Зарезервировать билет на околоземное турне можно на сайте компании. Билеты на первый полет стоят 250 тысяч долларов, причем деньги нужно заплатить вперед. Чтобы попасть на другие рейсы следует заплатить авансом только 25 процентов, при этом билет будет стоить несколько дешевле - "всего" 150 тысяч долларов. Впрочем, как говорится на сайте компании, Aera Corp. оставляет за собой право незадолго до полета пересмотреть условия контракта.

По словам Спрейга, в стоимость полета входит недельная тренировка в учебном центре в Орландо и на мысе Канаверал и разумеется сам полет на борту ракеты Altairis, которая способна подниматься на высоту до 128 километров. Такой высоты вполне достаточно, чтобы пассажиры на пару минут оказались в невесомости и смогли взглянуть на то, как выглядит Земля из космоса.

Opportunity застрял в марсианской песчаной дюне

26 апреля во время выполнения очередного маневра марсоход Opportunity увяз в небольшой песчаной насыпи.

Нештатная ситуация возникла в процессе прохождения девяностометровой дистанции. Проехав по поверхности Марса около 40 метров, Opportunity наткнулся на песчаную дюну высотой примерно в 30 сантиметров и шириной в два с половиной метра. Ранее аппарат уже сталкивался с десятками подобных препятствий и всякий раз преодолевал их без особых проблем. Однако на этот раз что-то пошло не так. По всей видимости, отмечают эксперты NASA, "роковая" насыпь оказалась несколько выше и круче обычных.

В настоящее время специалисты пытаются смоделировать на Земле похожую ситуацию, разработать наиболее эффективный план спасения аппарата и отослать соответствующие команды на Красную планету. Примечательно, что в ходе тестов эксперты NASA применяют специальный порошок, состоящий из обычного земного песка, диатомита (применяется в фильтрах для бассейнов) и известково-глиняной пудры. По своим свойствам такая смесь должна максимально приближаться к марсианскому песку.

Операции по освобождению Opportunity из песчаного "плена" может помешать недавно вышедший из строя управляющий привод. В первой половине апреля правое колесо аппарата неожиданно перестало поворачиваться, хотя все еще может вращаться. Кроме того, на марсоходе, вот уже более пятнадцати месяцев бороздящем просторы Марса, не работает тепловой эмиссионный спектрометр. Кстати, с момента своей посадки в начале прошлого года Opportunity прошел по поверхности Марса уже 5,4 километра.

Первая штанга радара на зонде Mars Express успешно развернулась

4 мая на европейском зонде Mars Express, который с января этого года работает на орбите Марса, началась операция по разворачиванию штанг радара MARSIS, предназначенного для составления карты верхнего слоя поверхности Марса глубиной до 3 км. У этого радара всего 3 штанги, две длиной 20 м и одна длиной 7 м. Их планировалось раскладывать одну за другой и очень медленно. Начали с одной из 20-метровых штанг. Через 3 дня выяснилось, что с разворачиванием этой штанги возникли проблемы: один из ее 13 сегментов развернулся, но не зафиксировался должным образом. Поэтому разворачивание остальных штанг решили отложить.

Инженеры ЦУПа предположили, что проблема с фиксацией сегмента штанги возникла из-за космического холода (эти штанги сделаны из стекловолокна и кевлара). Поэтому решено было повернуть весь зонд Mars Express там, чтобы солнце смогло осветить и нагреть ту часть штанги, которая находилась в тени. Предполагалось, что холодная часть штанги расширится от нагревания и незафиксированный сегмент встанет на место. Так оно и произошло.

Правда, с разворачиванием оставшихся штанг специалисты ЦУПа решили повременить недели две, пока не будет проведен полный анализ процесса разворачивания первой штанги.

На МКС сломался блок регенерации кислорода

Орбита Международной космической станции была увеличена на 1,2 км, сообщает официальный сайт ФКА России. "По предварительным данным, полученным от наших американских коллег из Хьюстона, операция прошла штатно. Двигатели пристыкованного к МКС грузовика "Прогресс" отработали положенное время - 175 секунд, в результате чего орбита полета станции увеличена до расчетной высоты примерно в 354 километра над Землей", - приводит РИА "Новости" слова представителя российского ЦУП.

Первоначально основной задачей этого космического маневра являлось выведение станции на оптимальную траекторию стыковки с шаттлом "Дискавери". Однако NASA в очередной раз перенесло запуск космического челнока, намечавшийся на 22 мая. Теперь он может состояться не ранее, чем с 14 по 31 июля.

Экипаж станции в составе командира Сергея Крикалева и бортинженера Джона Филлипса, в свою очередь, был занят техническим обслуживанием системы обеспечения жизнедеятельности, и работой с резервными средствами связи, а также проведением работ по программе американского сегмента станции.

За исключением вышедшей из строя системы регенерации кислорода "Электрон", все системы МКС функционируют нормально, а члены экипажа чувствуют себя хорошо. Ремонт и замена одного из блоков системы "Электрон" планируется в июне, а пока экипаж пользуется запасами кислорода, привезенными на грузовом корабле "Прогресс М-52". По заверениям представителя российского ЦУП, никаких сложностей с обеспечением воздухом экипажа нет, и не будет.

Специалисты Федерального космического агентства (Роскосмос) приступили к подготовке запуска транспортного грузового корабля (ТГК) "Прогресс М-53" к Международной космической станции (МКС), сообщает РБК. В монтажно-испытательном корпусе космодрома Байконур (Казахстан) проведена выгрузка корабля из вагона и установка его в стенд. После приемки изделия и его комплектации начались работы по подключению коммуникаций космического грузовика к наземным системам. Напомним, что запуск транспортного грузового корабля "Прогресс М-53" для обеспечения работы экипажа МКС планируется выполнить 10 июня 2005 г.

В настоящее время на орбитальной станции работает экипаж одиннадцатой экспедиции к МКС в составе двоих человек: российского космонавта Сергея Крикалева (командир МКС-11, командир "Союз ТМА") и астронавта NASA Джона Филлипса (бортинженер "Союз ТМА", бортинженер МКС-11). Экипаж МКС-11 прибыл на станцию на корабле "Союз ТМА-6" 17 апреля 2005 г. В ходе своего пребывания на станции в течение 175 суток космонавты выполнят один выход в открытый космос. Программа научно-прикладных исследований на этапе МКС-11 включает выполнение около 40 экспериментов.

Зафиксирована гамма-вспышка длительностью 50 мс

Ученым NASA удалось зафиксировать и определить координаты самой короткой на сегодняшний день гамма-вспышки. Она продолжалась всего 50 миллисекунд. Это действительно выдающийся результат, поскольку гамма-вспышки - это совершенно непредсказуемые явления, они могут появиться в любой точке небосвода и в любой момент времени. До сих пор космические телескопы фиксировали и успевали определить координаты только вспышек, длящихся более 2 секунд.

Рекордно короткая вспышка, которая получила название GRB 050509B, была зафиксирована 9 мая космическим телескопом Swift, который как раз и предназначен для поиска и исследования гамма-вспышек. Менее чем за минуту космический телескоп Swift в автоматическом режиме настроился на эту вспышку и произвел съемку ее послесвечения. В послесвечении вспышки содержится информация о причине того взрыва, который вызвал эту вспышку. Астрономы полагают, что короткие и длинные гамма-вспышки вызывают разные взрывы. Длинные вспышки являются следствием взрывов массивных звезд в очень далеких галактиках, а природа коротких вспышек, продолжающихся менее 2 секунд, пока невыяснена (как раз по причине их скоротечности).

В данном случае слабое послесвечение гамма-вспышки GRB 050509B продолжалось около 5 минут. Причем его зафиксировал рентгеновский телескоп Swift'а, а телескоп, работающий в ультрафиолетовом и оптическом диапазоне длин волн, ничего не заметил. Наземные телескопы, которым были переданы координаты вспышки, также не смогли обнаружить послесвечение. Астрономы полагают, что такая гамма-вспышка произошла при столкновении черных дыр или нейтронных звезд. Вспышка GRB 050509B произошла на расстоянии около 2,7 млрд световых лет от Земли вблизи галактики, состоящей из старых звезд. Это соответствует существующей теории о том, что источниками коротких гамма-вспышек являются старые нейтронные звезды и черные дыры. Более длинные гамма-вспышки характерны для молодых далеких галактик, в которых много молодых массивных звезд.

Запуск спутника NOAA-N уже дважды откладывался из-за сильного ветра

На космодроме военной базы Ванденберг в Калифорнии уже дважды откладывался запуск ракеты Delta 2, которая должна вывести в космос гражданский метеоспутник NOAA-N. И оба раза по одной и той же причине - из-за сильного ветра (никаких технических проблем, как сообщается, нет). По правилам башню обслуживания, которая окружает ракету на стартовой площадке, можно убирать, если скорость ветра не превышает 54,2 км/час. Во время первой попытки 11 мая она составляла 67,3 км/час, а сутки спустя скорость ветра снизилась до 56,1 км/час. Очередная попытка запуска будет проведена сегодня 13 мая. Старт назначен на 3:22 по местному времени (14:22 мск). Соответственно, башня обслуживания должна быть убрана не позднее 3:00 по местному времени.

Роскосмос готовится запустить астрофизическую лабораторию

После перерыва почти в два десятка лет начались работы по подготовке к запуску отечественной космической астрофизической обсерватории "Радиоастрон". Ожидается, что обсерватория, выведенная на эллиптическую орбиту с периодом обращения около 9,5 суток и максимальным удалением от Земли 350000 км, обеспечит угловое разрешение в 30 раз лучше, чем на Земле, сообщает официальный сайт ФКА России.

На космическом аппарате будут установлены приемники, работающие в четырех диапазонах, каждый из которых имеет два канала для приёма сигналов. Космическая радиообсерватория работает как гигантский интерферометр с базой между спутником и системой наземных радиотелескопов, благодаря чему становится возможным получить исключительно высокое угловое разрешение и построить изображения небесных объектов с детальностью примерно в 20 млн. раз лучше, чем разрешение человеческого глаза.

Это позволит ученым наблюдать далекие внегалактические объекты в радиодиапазоне спектра электромагнитного излучения со сверхвысоким разрешением. Применяемый при этом метод радиоинтерферометрии даст возможность получения новых данных, проливающих новый свет на то, как устроена Вселенная.

Саудовская Аравия пополнит свою орбитальную группировку

В конце этого года Саудовская Аравия готовится запустить шесть искусственных спутников Земли, предназначенных для поиска воды, полезных ископаемых, экологического контроля и наблюдения за метеоусловиями. Об этом в интервью местной прессе заявил принц Турки бен Сауд, вице-президент исследовательского научно-технологического центра короля Абдельазиза в Эр-Рияде.

В настоящее время в стране изготовлена серия из 24 мини-спутников различного предназначения. Ранее королевство вывело с помощью российских ракет-носителей на орбиту три телекоммуникационных спутника.