14 мая 2005 г.

Три ледяных спутника Сатурна

Запуск спутника NOAA-N отложили из-за электрических проблем

NASA разрабатывает роботов с человеческим характером

NASA "оживит" застрявший марсоход

Сотрудники NASA готовятся к тому, чтобы извлечь марсоход Opportunity из инопланетных песков, где он неожиданно застрял около двух недель назад. Условия, в которых находится аппарат сейчас, попытались смоделировать на Земле. В среду Opportunity направили первые "антикризисные" инструкции, сообщает ABC News.

В момент аварии шестиколесный аппарат двигался вверх по склону с достаточно рыхлым грунтом. 26 апреля он успел пройти всего 40 метров, а потом колеса начали буксовать. Потребовалось еще некоторое время, чтобы обнаружить "нештатную" ситуацию и прекратить движение.

Опасаясь дальнейших ошибок, инженеры NASA приняли решение не рисковать и опробовали несколько методов "вождения по бездорожью" на наземном симуляторе. Для испытаний пришлось изготовить специальные смеси из сыпучих материалов, близкие по свойствам к марсианской почве. Стратегия, выработанная в результате, предписывает марсоходу медленный поэтапный спуск.

Opportunity - второй из аппаратов, приземлившихся на Марсе в январе 2004 года. Вначале предполагалось, что его миссия продлится всего 90 дней, но исследовательская программа обоих марсоходов все еще не завершена.

Астрономы считают, что одно из колец Сатурна разрушил спутник Япет

Астрономы предполагают, что один из крупнейших спутников Сатурна, Япет, обязан своей необычной внешностью "столкновению" с кольцами планеты. Изображения, переданные на Землю аппаратом Cassini, должны прояснить историю этого происшествия.

Неправильная форма характерна для тех "лун", которые являются обломками более крупных небесных тел. Образовавшиеся при столкновении астероидов друг с другом, они были впоследствии "захвачены" крупными планетами. Ученые, однако, считают, что таким сценарием сложно объяснить все особенности Япета. На фотографиях можно увидеть, что поверхность спутника поделена на светлую и темную области, а вдоль половины экватора тянется сплошной вал высотой 20 километров.

Радиоастроном Пауло Фрейре выдвинул гипотезу, согласно которой оба необычных образования - вал и темная область - возникли при соприкосновении Япета и колец Сатурна. Лед и космическая пыль, из которых они состоят, "осели" на Япете в качестве экваториального вала, а выделившаяся при этом энергия способствовала рассеянию части пыли по поверхности. Соприкосновение было недолгим, и поэтому изменения затронули только обращенную в тот момент к кольцам половину спутника.

Япет - третья по величине из "лун" Сатурна - был открыт астрономом Кассини в 1671 году. 310 лет спустя аппарат Voyager получил первые снимки его поверхности.

В марсианский кратер Holden втекает канал

Этот снимок большого марсианского кратера Holden сделан стереокамерой высокого разрешения европейского орбитального зонда Mars Express. Диаметр этого кратера составляет 140 км. Он появился на поверхности Марса после удара какого-то астероида. Глубина кратера - 1600 м. Кратер Holden находится в области Марса, которая называется Noachis Terra. Он "связан" с другими кратерами, расположенными в Noachis Terra, системой каналов Uzboi Vallis. Один из таких каналов можно увидеть в нижней части этого снимка, он "втекает" в Holden справа (с юго-запада). Ширина этого канала местами достигает 20 км. Ученые полагают, что по нему, скорее всего, когда-то текла вода, которая и нанесла слой осадочных отложений.

Три ледяных спутника Сатурна

Этот поразительный снимок был сделан исследовательским зондом Cassini, который работает на орбите Сатурна с июля 2004 г. Здесь в поле зрения камеры Cassini попали сразу три спутника Сатурна, про которые известно, что они покрыты льдом. Это - Мимас, Диона и Рея (слева направо). В момент съемки Cassini находился практически в плоскости колец Сатурна, поэтому на снимке они выглядят как тонкая горизонтальная полоса.

Самым маленьким из этих спутников (в реальности, а не только на снимке) является Мимас. Его диаметр составляет 397 км, он был открыт Гершелем в 1789 г. Мимас вращается вокруг Сатурна по орбите радиусом 186 тыс. км, плоскость его орбиты наклонена к экваториальной плоскости Сатурна под углом 1,34°, полный оборот вокруг Сатурна он делает за 0,9 дня.

Следующим "по росту" идет Диона, ее радиус - 1118 км. Этот спутник был открыт Кассини в 1684 г. Радиус орбиты Дионы - 378 тыс. км, плоскость ее орбиты практически совпадает с плоскостью колец Сатурна (отклонение составляет всего 1 угловую минуту). Полный оборот вокруг Сатурна Диона делает за 2,7 дня.

Рея - самый большой спутник из этой троицы (Рея - крайняя справа), ее диаметр - 1528 км. Этот спутник был открыт Кассини в 1672 г., радиус орбиты Реи - 527 тыс. км, наклон плоскости орбиты составляет 20 угловых минут, период обращения вокруг Сатурна - 4,5 дней.

Запуск спутника NOAA-N отложили из-за электрических проблем

Запуск ракеты Delta 2 с метеоспутником NOAA-N, который должен состояться на космодроме базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии, дважды откладывался на сутки из-за слишком сильного ветра. Тогда сообщалось, что ветер - единственная проблема и что никаких технических неполадок, препятствующих запуску нет. Зато они появились, когда ветер стих.

Этот запуск должен был состояться вчера 13 мая в 3:22 по местному тихоокеанскому времени (14:22 мск). Однако он опять был отложен на сутки из-за проблем с электрическими системами на стартовой площадке. За несколько часов до старта возникли проблемы в системе электропитания насосной станции, подающей на стартовую площадку воду, которая используется для охлаждения стартового стола и шумопоглощения во время запуска. Окно запуска составляло всего 10 минут, и техники не успевали провести необходимые ремонтные работы, поэтому первую ступень ракеты не стали заполнять жидким кислородом, а старт перенесли на 24 часа.

Запуск должен состояться сегодня 14 мая в то же время - 3:22 по местному времени (14:22 мск).

Спутник NOAA-N со стартовым весом 1420 кг планируется вывести на круговую полярную орбиту высотой 865 км. Он должен заменить метеоспутник NOAA-16, работающий с сентября 2000 г., на котором возникли проблемы с некоторыми приборами и который уже выработал свой ресурс, составляющий 2 года.

NASA разрабатывает роботов с человеческим характером

Будут ли роботы, которые помогают астронавтам в космосе столь же дружественным и симпатичным как вымышленный андроид "R2-D2", из сериала "Звездные войны"?

Ученые NASA говорят, что в будущем роботы станут намного "человечнее", даже если - как и "R2-D2" они не будут похожи на людей.

Исследователи NASA полагают, если роботы будут "действовать как люди", то это позволит им более эффективно работать с астронавтами. В будущих исследованиях Марса и Луны, а также при строительстве станций на них, небольшим командам астронавтов не обойтись без помощи роботов, считают ученые. "Наша цель создать таких роботов, с которым человеку было бы общаться так же просто, как и людьми" сказал Иллая Ноербахш(Illah Nourbakhsh), ведущий ученый группы по разработке "человечного" робота в NASA Ames Research Center в Силиконовой Долине Калифорнии.

Хотя создание роботов, которые работают полностью автономно, и остается важной задачей, команда NASA-Ames планирует сосредоточиться на роботах, которые частично управляются людьми и действуют независимо остальную часть времени, сказал Ноербахш.

Команда Ноербахша проводит три фазы исследований. Первая называется 'совместным контролем', в течение которой человек и робот будут общаться друг с другом, и работать как партнеры. "Основная цель этой фазы научить робота задавать вопросы человеку тем самым учиться у него преодолевать собственные ограничения", объяснил Ноербахш.

Вторая фаза - это создание у роботов механизмов причинно-следственной логики, аналогичной человеческой. Чтобы робот и человек могли понимать друг друга.

В третьей фазе исследователи проведут полевые испытания людей и сотрудничающих роботов. Часть испытаний будет проводиться в специальной лаборатории NASA, имитирующей условия марсианского или лунного поселения. Ученые планируют завершение лабораторных испытаний к осени 2005 года.

Также "человечного" робота учат понимать и применять язык жестов. В условиях плохого прохождения радио и звуковых волн или, наоборот, в условиях сильного зашумления, эта способность может оказаться весьма полезной.

Ученые NASA, полагают, что смешанные команды людей-астронавтов и человечных роботов будут действовать намного эффективнее, чем команды, состоящие чисто из людей или роботов. Возможность кратко "поставить задачу" роботу, выполнять которую он будет самостоятельно, позволит астронавту-человеку, отвлечься от нудного управления роботом, и сконцентрироваться на более важных задачах.