16 мая 2005 г.

США предупреждают о сильнейшей геомагнитной буре, угрожающей системам связи

NASA объявило, кто следующим полетит на МКС

Десятый экипаж МКС наградили

Очередная вспышка на Солнце вызвала изумление астрономов

Астрономы из Великобритании, Аргентины, Финляндии, Франции и Венгрии установили, что выбросы коронарного вещества (вспышки на Солнце) могут производиться и очень небольшими по своей площади регионами на поверхности светила.

Ранее считалось, что высокоэнергетические вспышки производятся только громадными по своим размерам областями - площадью до нескольких миллионов километров.

Прежние теоретические модели, описывающие вспышки на Солнце, исходили как раз из того, что мощные выбросы возможны только из наиболее крупных регионов, и что в этих процессах задействована большая часть магнитного поля Солнца как такового.

Теперь учёным придётся пересматривать свои представления. Недавний выброс оказался достаточно высокоэнергетическим, чтобы достигнуть Земли, при этом его источником оказалась область площадью всего около 16 тыс. км. Это больше диаметра Земли, но по космическим меркам - совсем немного.

Считается, что выбросы коронарного вещества возникают вследствие дестабилизации переплетённых линий магнитных полей Солнца; переходя в более стабильную форму, эти линии производят выброс энергии, что наблюдается на Земле в виде вспышек.

До сих пор астрономы наблюдали вспышки, порождаемые лишь очень крупными регионами. Однако недавний выброс из вышеупомянутого очень маленького солнечного пятна привёл астрономов в изумление не только уровнем энергии выброса, но и тем, что линии магнитного поля в этом регионе были переплетены в десять раз сильнее, чем в других - более крупных солнечных пятнах.

Рея крупным планом

Это Рея, один из спутников Сатурна. Снимок был сделан исследовательским зондом Cassini 14 апреля этого года с расстояния около 247 тыс. км.

Рея была открыта Кассини в 1672 г. Это относительно небольшой спутник, его диаметр составляет 1528 км. Рея вращается вокруг Сатурна по орбите со средним радиусом 527 тыс. км и делает полный оборот за 4,5 земных дня.

Яркое пятно с расходящимися лучами на представленном здесь снимке - это относительно молодой кратер. Этот кратер Cassini уже фотографировал осенью 2004 г. и весной 2005 г., но с меньшим разрешением. Но тогда солнце освещало его под углом, а здесь солнечные лучи падают на этот участок почти вертикально. Разрешение исходного снимка составило 1 км на пиксел.

Сферическая планетарная туманность Гантель

Планетарная туманность Гантель (Dumbbell Nebula), которая в каталоге имеет официальное название M27, находится в нашей галактике Млечный Путь в созвездии Лисичек на расстоянии около 1200 световых лет от Земли. Открыта она была еще в 1764 г. французским астрономом Шарлем Мессье (Charles Messier), он и занес ее в свой каталог туманностей под номером 27. Хотя туманность и называется Гантель, на представленном здесь снимке она похожа не на гантель, а на помятую сферу. Этот снимок сделан мощным телескопом обсерватории Kitt Peak в Аризоне, но если взглянуть на эту туманность в небольшой любительский телескоп, то по форме она будет напоминать как раз гантель или наполовину обкусанное яблоко, поэтому она и получила такое название.

В центре туманности Гантель находится умирающая звезда, которая относится к категории белых карликов. Собственно говоря, после взрыва этой звезды, которая до этого была красным гигантом, и образовалась эта туманность, представляющая собой расширяющееся облако ионизованного газа. По подсчетам астрономов, туманность эта сформировалась около 3500 лет назад.

Запуск спутника NOAA-N отложен на неопределенное время

Ракете Delta 2 со спутником NOAA-N, которая стоит на стартовой площадке космодрома на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии, положительно не везет. Ее старт должен был состояться еще 11 мая, но дважды откладывался на сутки из-за слишком сильного ветра. В третий раз запуск был отложен по техническим причинам (возникли проблемы с электроснабжением насосной станции на стартовой площадке) и тоже на сутки. Но и в субботу 14 мая запуск не состоялся и его новая дата пока даже официально не объявлена.

На этот раз проблемы тоже были технические. Оказывается, 13 мая во время слива топлива из первой ступени ракеты случайно сорвался шланг дренажа топливной системы и часть керосина вылилась наружу. После этого инцидента решено было проверить поверхность спутника на предмет загрязнения его керосином. Но сделать это было не так-то легко, поскольку он находится под обтекателем. В общем, техники занимались сбором образцов все воскресенье. Сегодня менеджеры проекта должны решить, что делать дальше. Если грязи на спутнике нет, то новая попытка запуска будет назначена, скорее всего, на 19 мая. Если выяснится, что керосин попал на спутник, то задержка с запуском может оказаться довольно длительной.

Загадка южной полярной шапки Марса

В номере журнала Nature от 12 мая опубликована статья группы ученых из NASA, в которой они представили свое решение давней загадки южного полюса Марса: почему центр южной полярной ледяной шапки Марса не совпадает с географическим южным полюсом и находится на расстоянии 150 км от него. Это явление было замечено еще во время первых наблюдений Марса в телескоп.

Оказывается, в южной приполярной области Марса существуют два климатических района. А эта разница в погодных условиях является следствием того, что в южном полушарии Марса располагаются два огромных кратера. Из-за этих особенностей рельефа складывается такая картина ветров, что в том месте, где находится центр полярной ледяной шапки располагается постоянная область низкого давления. В этой области всегда холоднее, чем в окружающей местности, здесь чаще идет снег, то есть созданы условия для наращивания полярной ледово-снежной шапки.

США предупреждают о сильнейшей геомагнитной буре, угрожающей системам связи

Правительство США в лице национальной администрации по океанам и атмосфере предупредило о зафиксированной в воскресенье сильнейшей геомагнитной буре, угрожающей системам связи и линиям электропередач, а также космическим спутникам.

Охарактеризовав геомагнитную бурю как "экстремальное событие", администрация сообщила, что сила бури достигла максимальной величины в 9 баллов, которой измеряется предельное отклонение магнитного поля Земли в течение трехчасового отрезка измерения.

"Возможные последствия такой геомагнитной бури включают обширные проблемы по управлению напряжением в энергетических системах. Ряд систем электропередач могут полностью выйти из строя или отключиться. Могут быть повреждены трансформаторы", - говорится в официальном предупреждении администрации.

Предупредив об опасности для космических аппаратов, их ориентации и работе систем спутниковой связи, администрация сообщает также, что "низкочастотные системы навигации могут выйти из строя на многие часы".

При этом сообщается, что ряд упомянутых последствий геомагнитной бури уже зафиксирован на территории США, сообщает РИА "Новости".

Отмеченная в воскресенье буря стала результатом вспышки на Солнце, произошедшей в пятницу, 13 мая.

"После нескольких очень спокойных месяцев, в мае Солнце стало заметно активнее. Появились сравнительно большие и достаточно сложные группы солнечных пятен, в которых стали наблюдаться вспышки средней мощности", - сообщил руководитель Центра прогнозов Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН) Сергей Гайдаш.

По его словам, "после продолжительного перерыва была зарегистрирована большая вспышка" на Солнце.

"Она произошла в центре солнечного диска и сопровождалась быстрым выбросом солнечного вещества",- сказал он.

Гайдаш напомнил, что это уже четвертая магнитная буря в текущем месяце и самая большая из них.

"Вскоре Солнце вновь станет сравнительно спокойным и войдет в фазу минимума 11-летнего цикла своей активности. По прогнозам ученых ИЗМИРАНа ко вторнику геомагнитная обстановка нормализуется", - сказал он.

NASA объявило, кто следующим полетит на МКС

Национальное агентство по аэронавтике и космическим исследованиям США объявило состав 12-й экспедиции на МКС. Командиром экипажа станет американский астронавт Уильям Макартур, а бортинженером - россиянин Валерий Токарев. Они отправятся в космос в конце этого года на корабле Союз ТМА-7.

Кроме того, МКС впервые посетит с долговременной миссией космонавт Европейского космического агентства. Предположительно, Томас Рейтер будет доставлен на станцию шаттлом Atlantis в сентябре 2005 года, если только полеты "челноков" будут возобновлены. С этим событием связывают возвращение на международную космическую станцию постоянных команд из трех участников - из-за того, что грузоподъемность "Союзов" ниже, чем у шаттлов, численность экипажей была временно сокращена.

54-летний Уильям Макартур в 1993 году участвовал в 14-дневном "бесстыковочном" полете шаттла Columbia, в 1995 - посетил станцию "Мир", а в 2000 впервые побывал на МКС. Для Валерия Токарева эта экспедиция станет второй. За полет на МКС в 1999 году ему присвоено звание Героя России. Макартур и Токарев должны были войти в состав 9-го экипажа космической станции, однако из-за болезни Макартура их сменили Геннадий Падалка и Юрий Шаргин.

Десятый экипаж МКС наградили

Вернувшихся с Международной космической станции космонавтов десятой экспедиции - Салижана Шарипова и Лероя Чао - наградили знаками имени Юрия Гагарина и медалями NASA. Награды удостоился также итальянец Роберто Виттори, отработавший на МКС неделю в рамках восьмой экспедиции посещения.

"Простых полетов не бывает, но этот был уникален по насыщенности, и экипаж отработал его на "отлично", за что Роскосмос награждает вас одной из своих высших наград - знаками Юрия Гагарина", - сказал, передавая космонавтам коробочки с наградами, заместитель главы Роскосмоса Николай Моисеев.

В свою очередь, бортинженер экипажа десятой экспедиции Салижан Шарипов заявил, что полет был действительно сложный, но все задачи, поставленные перед экипажем, выполнены. "На борту была очень хорошая психологическая обстановка, и я очень благодарен Лерою Чао за то, что нам посчастливилось работать вместе. Мы могли бы работать вместе еще полгода", - сказал Шарипов.

"Мы с Лероем Чао проходили подготовку в одном наборе космонавтов, поэтому мне особенно приятно вручать ему и его экипажу заслуженную награду", - отметил со своей стороны директор пилотируемых программ NASA Джим Ньюмен. Он также в очередной раз заверил, что полеты шаттлов возобновятся в самое ближайшее время. "Скоро шаттл полетит снова, и партнеры смогут продолжить работу на орбите", - добавил он.

"У меня ощущение, что Салижан Шарипов мне как брат", - растроганно и на хорошем русском языке отметил командир экипажа Чао.