24 мая 2005 г.

Discovery задержится на стартовой площадке, в нем ищут трещины

AcrimSat успешно выполнил свою миссию

Составлен список грузов для европейского корабля Jules Verne

Российская космическая программа получила поддержку правительства

Минэкономразвития РФ в целом одобрило доработанный проект Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы. Его представил в пятницу заместителю главы МЭРТ Виталию Савельеву глава Роскосмоса Анатолий Перминов.

"В целом программа одобрена, и сейчас Минэкономразвития совместно с Роскосмосом изыскивают возможность увеличения финансирования ФКП на 30%", - сообщил официальный представитель Роскосмоса Вячеслав Давиденко.

Основной задачей новой Федеральной космической программы на 2006-2015 годы станет обеспечение глобальной связи и телевещания на всей территории Российской Федерации. В рамках осуществления этой задачи планируется выведение на орбиту новых спутников связи серии "Экспресс-АМ, что позволит населению, проживающему в районах Сибири и Дальнего Востока, принимать 15 телевизионных программ.

Среди других направлений программы - получение данных дистанционного зондирования Земли для решения задач картографии и мониторинга окружающей среды, исследования природных ресурсов, обеспечение граждан России сводками погоды, проведение фундаментальных научных исследований и реализацию международных соглашений в области фундаментальных космических исследований, осуществление пилотируемых космических полетов и выполнение международных соглашений по МКС.

Телескоп BLAST отправится в полет на воздушном шаре

На севере Швеции на полигоне компании Swedish Space Corporation близ города Кируна идет подготовка к запуску огромного наполненного гелием шара (его объем составляет 1,1 млн м3). На борту этого шара на высоту 40 км над поверхностью земли должен подняться телескоп BLAST, вес которого составляет 2000 кг. Предполагается, что шар, стартовав в Швеции, в течение недели будет лететь подгоняемый ветром в сторону северо-западной части Канады. Все это время телескоп будет вести наблюдения звезд и галактик в субмиллиметровом диапазоне длин волн.

Первая из возможных попыток запуска шара должна состояться завтра 25 мая в период с 13 до 15 часов. Понятно, что старт надувного шара довольно сильно зависит от погодных условий, так что, возможно, запуск состоится в один из следующих дней.

Первый бразильский космонавт может полететь на МКС до конца 2006 года

Во второй половине 2006 года на МКС на российском корабле "Союз" может отправиться первый бразильский космонавт - подполковник ВВС Бразилии Манос Сезар Понтес. Об этом заявил президент Бразильского космического агентства Сержиу Гаудензи в интервью РИА "Новости".

Во время недавнего визита в Бразилию делегации Роскосмоса во главе с заместителем руководителя агентства Виктором Ремишевским была достигнута принципиальная договоренность о том, что Россия готова оказать содействие в полете первого бразильского космонавта на МКС. В настоящее время бразильский космонавт уже прошел соответствующую подготовку в NASA и готов пройти курс обучения в Звездном городке.

"Для полета на российском "Союзе" ему необходимо научиться говорить по-русски, и Понтес полон энтузиазма. Он заявил, что будет настойчиво осваивать курс подготовки российских космонавтов, и обещал через полгода научиться говорить по-русски", - сказал глава бразильского агентства.

Впрочем, реализации этого проекта может помещать недостаток финансирования. В связи с этим Гаудензи выразил надежду на то, что стоимость полета, составляющая в среднем $20 миллионов, будет снижена для полета бразильского космонавта.

"В любом случае вопрос о финансировании полета первого бразильского космонавта будет решен правительством до конца мая, в крайнем случае, до начала июня", - отметил президент БКА.

Сержиу Гаудензи также выразил удовлетворение развитием отношений между Россией и Бразилией в области космоса, в частности, помощью России в разработке новой бразильской ракеты-носителя. Эти отношения основываются на меморандуме о взаимопонимании в космической сфере, который был подписан в ноябре 2004 года. Соглашение создает политическую, юридическую и организационную основу для реализации конкретных программ и проектов в сфере передовых космических технологий.

Discovery задержится на стартовой площадке, в нем ищут трещины

В минувшую пятницу 20 мая на космодроме на мысе Канаверал на стартовой площадке 39B, где находится сейчас "шаттл" Discovery, прошли вторые испытания внешнего топливного бака с его заполнением криогенным топливом (жидким водородом и жидким кислородом). Эти испытания проводились для того, чтобы проверить работу датчиков уровня жидкого водорода и перепускного клапана бака с жидким водородом, с которыми были проблемы во время первого теста 14 апреля. Специалисты еще не закончили полный анализ полученной информации, но по предварительным данным указанные датчики и клапан работали нормально.

Изначально предполагалось, что после проведения этого теста "шаттл" Discovery будет отправлен обратно в сборочный корпус, где его установят на другой внешний топливный бак. Переезд был запланирован на сегодня 24 мая. Однако, судя по всему, "шаттлу" придется задержаться на стартовой площадке.

Как выяснилось, возникла другая проблема. Правда, не с Discovery, а с другим "шаттлом" Atlantis, который стоит вторым в очереди на запуск. Atlantis сейчас находится в ангаре и проходит предполетную сборку и тестирование. На днях в его механизме выпуска шасси были обнаружены какие-то мелкие трещины. И теперь такие же трещины ищут на "шаттле" Discovery, используя для этого для этого крошечную видеокамеру. Переезд Discovery теперь назначен на пятницу 27 мая. Повлияет ли эта задержка на сроки запуска "шаттла", пока неизвестно.

AcrimSat успешно выполнил свою миссию

Спутник NASA, предназначенный для измерения освещенности Земли Солнцем, успешно завершил свою пятилетнюю первичную миссию.

Спутник ACRIMSAT (Active Cavity Radiometer Irradiance Monitor satellite), выведенный в космос 21 декабря 1999 года, оснащен комплексом аппаратуры Acrim III. Это третье поколение аппаратуры NASA для измерения солнечной радиации, создаваемой в течении 25 лет в Лаборатории Реактивного движения NASA.

Полученные данные помогут ученым изучить влияние солнечной энергии на нагрев земной поверхности, перемещение воздушных потоков и океанских течений. На основе этого исследователи будут создавать глобальные модели климата, и изучать физику Солнца.

В ходе экспериментов было обнаружено значительное снижение уровня солнечного излучения в момент прохода Венеры между Землей и Солнцем в июне 2004. Уменьшение было эквивалентно всей энергии, используемой людьми в 2003 году.

"Это самые точные из когда-либо полученных данных", - сказал Роджер Хелизон (Roger Helizon), менеджер проектов AcrimSat в JPL. Миссия обеспечила богатство данных за относительно маленькую цену, $30 млн., сообщил NASA.

Составлен список грузов для европейского корабля Jules Verne

В 2006 г. к МКС должен отправиться в свой первый полет автоматический беспилотный грузовой корабль Jules Verne. Объем его грузового отсека составляет 48 м3. Он может доставить на станцию грузы общим весом около 7 тонн, но во время первого полета вес его полезной нагрузки составит 5500 кг. В первый полет планируется взять дополнительное топливо для выполнения маневров самого корабля во время сближения с МКС (неиспользованное топливо сольют в топливные баки станции). На околоземную орбиту его должна вывести ракета Ariane 5. Прибыв на МКС, европейский грузовой корабль пристыкуется к российскому модулю "Звезда".

Европейское космическое агентство, NASA и Роскосмос уже составили список самых важных грузов, которые повезет на орбиту первый Jules Verne. Правда, вес и объем каждого наименования грузов пока жестко не зафиксирован. Все это будет варьироваться в зависимости от того, в каких именно грузах будет больше всего нуждаться МКС накануне запуска европейского грузовика. На борту Jules Verne будет топливо для маневровых двигателей станции (860 кг), питьевая вода (280 кг), воздух (20 кг) и 1300 кг так называемых сухих грузов (одежда, продукты питания, полотенца и салфетки для экипажа, электрические батареи, запчасти для оборудования и научные приборы). В числе последних будет, например, европейский прибор ANITA, который предназначен для постоянного мониторинга воздуха во внутренних помещениях станции. Список еще будет пополняться (как несложно подсчитать, заданные 5500 кг еще не выбраны).

Отметим еще, что на МКС доставляется питьевая вода двух типов: по американскому и российскому стандарту. "Американская" вода практически дистиллированная, она дезинфицируется с помощью йода. Вода по стандарту Роскосмоса может содержать некоторое количество минералов, в том числе кальция, магния и фтора. Она дезинфицируется с помощью серебра, полученного в процессе электролиза. Во время первого полета по решению всех партнеров-участников проекта МКС Jules Verne повезет только российскую воду. Вообще Jules Verne может доставить на МКС максимум 840 кг воды в трех баках, но во время первого полета будет заполнен только один бак вместимостью, соответственно, 280 кг.

Загрузка основной части грузов в Jules Verne должна завершиться за 6 недель до запуска, а последние упаковки можно будет положить в него не менее чем за 8 дней до запуска, когда сам корабль будет уже установлен на ракете Ariane 5 (но до установки обтекателя).